Леонид Кулаков: «Наши планы и задачи реальны»
Уважаемые коллеги, представляю отчет по итогам работы Комитета и подведомственных предприятий в первом полугодии, а также озвучу планы и задачи, которые нам предстоит исполнить до конца 2018 года.
Начну с того, что в рамках недавно прошедшего заседания правительства города губернатор Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко раскритиковал работу нашего ведомства в части выполнения Адресной инвестиционной программы и как следствие освоения бюджета. Критика, безусловно, объективная. Мы эти проблемы знаем, понимаем их структуру, и планомерно будем стараться их решать.
За отчетный период 2018 года введено 13 объектов, среди которых 2 детских сада на 198 мест, кабинет семейного врача и 2 тренировочные площадки к прошедшему Чемпионату мира по футболу. Кстати, обе футбольные площадки и в Ломоносове, и в Павловске, получили положительные отзывы тренерских штабов борных Южной Кореи и Коста-Рики, которые там базировались.
Темпы ввода жилья на территории Санкт-Петербурга сохраняются на уровне прошлых лет. За отчетный период введено свыше 960 тыс. кв. м, жилья, что составляет 30 % от годового плана в 3,2 млн. кв. м. В лидерах Приморский, Калининский и Красносельские районы.
Что касается других объектов различного назначения, по которым с января по июль Служба Госстройнадзора выдала разрешения на строительство. Таких введено в эксплуатацию 163, их общая площадь более 671 тыс. кв.м., в том числе: 4 объекта образования, 12 объектов относятся к здравоохранению и спорту, 17 – к административным и офисным зданиям, 3 гостиничных комплекса и 6 объектов культуры.
Относительно проблемных жилых домов. Управление долевого строительства Комитета совместно с инвесторами продолжают работу по таким стройкам. В июне введены три корпуса жилого комплекса «Новая каменка» на 1198 квартир, общей жилой площадью 65 000 кв. метров. За отчетный период на контроле у Комитета оставались 36 домов, общей площадью свыше 500 тыс. кв. метров. на 11 370 квартир. И буквально на днях Служба Госстройнадзора выдала заключение о соответствии еще одному комплексу на 82 квартиры – «Пушкин Хаус».
Также в Комитете ведется реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства и права нарушены. Сегодня в реестре числятся 1351 человек. За год нам удалось сократить этот реестр и подчеркну, что город продолжает выдерживать свои обязательства по этому вопросу и в соответствии с принятой «дорожной картой» за 2018 и 2019 год мы надеемся и планируем полностью закрыть проблему «обманутых дольщиков» в Петербурге.
По направлению энергоэффективности и снижению энергозатрат в хозяйственном комплексе Санкт-Петербурга. Здесь в соответствии с госконтрактом Комитет осуществляет разработку актуализированной редакции регионального методического документа по жилым и общественным зданиям на территории города. Данную работу планируется завершить в декабре текущего года. Кроме того, три разработанных документа Комитет уже ввел в действие с начала года.
Пару слов хочу сказать о внедрении технологий информационного моделирования в сферу строительства. Во-первых, комитет в составе Рабочей группы принимал активное участие в разработке программы повышения квалификации по этому направлению, а, во-вторых, специалисты Фонда капитального строительства уже начали проходить необходимое обучение в городском межрегиональном ресурсном центре по указанной программе.
По нормативно-технической работе. По результатам совместной работы с НТСом при Центре Госэкспертизы 40 проектов рекомендованы для включения в Реестр повторного применения.
Также, в течение первого полугодия, мы подготовили и направили в Министерство строительства информацию с предложением признать проектную документацию повторного применения по 11 объектам капитального строительства экономически эффективной. Инициатива нашими федеральными коллегами из Минстроя одобрена.
По поручению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко продолжается работа по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. Что особо стоит отметить в работе Группы в первом полугодии: подготовлены и направлены на рассмотрение в Совет Федерации предложения по внесению изменений в федеральный закон № 214-ФЗ «О долевом строительстве…». Ряд принципиальных положений учтен в новой редакции закона. В частности, смягчен принцип «один застройщик – одно разрешение на строительство», предусмотрена возможность получения финансирования застройщика от головного предприятия и исполнения гарантийных обязательств по ранее построенным объектам.
Подготовлены предложения по сокращению дефицита объектов улично-дорожной сети при вводе в эксплуатацию многоквартирных домов. И разработаны принципы взаимодействия между городом и застройщиком, сейчас все профильные ведомства прорабатывают механизмы заключения таких соглашений с застройщиками.
К результатам работы Группы можно также отнести сокращение сроков и упрощение порядка передачи в собственность Санкт-Петербурга построенных инвестором инженерных сетей. Срок передачи сетей на баланс города сокращен до 44 рабочих дней.
В части реализации политики импортозамещения. При возведении объектов социальной инфраструктуры за счет средств бюджета Санкт-Петербурга Комитет полностью обеспечил импортозамещение строительных материалов и практически полностью импортозамещение оборудования. Исключением является оборудование, которое не производится в Российской Федерации и в странах Таможенного союза, в том числе: медицинское оборудование, системы водоподготовки бассейнов, отдельные элементы систем информатизации и связи, а также ряд элементов инженерного оборудования. Процент уровня импортозамещения оборудования в первом полугодии этого года составил 94 %.
Исполняя поручение президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина «О дополнительных мерах по стимулированию экономического роста», а также поручение вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Николаевича Албина в Комитете организована разработка каталога продукции отечественного производства для обеспечения замещения импортной продукции. Каталог должен дать широкое применение продукции отечественных предприятий как в государственном заказе, так и в инвестиционном строительстве.
С целью формирования независимого мнения по позициям каталога эксперты изучают нормативную документацию предприятий, протоколы испытаний продукции, а также выезжают на предприятия, чтобы ознакомиться с производством и внедренной системой качества.
Также Комитет по строительству совместно с районными Администрациями организует работу по наполнению федеральной государственной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Мероприятия проходят в рамках реформы ценообразования Минстроя России. В настоящее время на территории Санкт-Петербурга зарегистрировано 821 юридическое лицо, в том числе: 391 производитель, 428 импортеров, 3 перевозчика.
По совместной работе с коллегами из других комитетов в соответствии с постановлением Правительства «Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории» за отчетный период отделом планирования и координации проектно-изыскательских работ Комитета согласованы и выданы заключения по 191 проекту.
В части работы с общественными организациями. Достигнута договоренность, и ежеквартально идут обучающие семинары, направленные на обеспечения доступности объектов капстроительсва, капитального ремонта и реконструкции для маломобильных категорий граждан. За 2018 году дважды такие семинары уже проведены.
В целях развития информатизации, в Комитете и подведомственных учреждениях введен электронный документооборот, на строительных площадках проблемных объектов установлен видеомониторинг в он-лайн режиме, запущена работа над формированием электронного архива на базе системы «ГИС АИС КС» и сейчас внедряется в работу Фонда капитального строительства. В целях контроля исполнения Адресной инвестиционной программы развивается Государственная информационная система Комитета по строительству «АИС КС».
Реализация плана информатизации позволит автоматизировать процессы контроля исполнения АИПа, повысить качество проектно-изыскательских и строительных работ, снизить затраты на проектирование, повысить прозрачность смет и обеспечить информационную открытость.
В части информационной открытости Комитета, работает информационный отраслевой портал komstroy.spb.ru, ведутся официальные аккаунты в социальных сетях, представители комитета регулярно взаимодействуют с представителями СМИ. В рамках информационной кампании, направленной на повышение правовой грамотности населения, публикуются статьи по теме долевого строительства.
По реализации адресной программы развития застроенных территорий, нам, к сожалению, особо похвастаться нечем. У нас, по прежнему, два участника: компании «Воин-В» и «СПб Реновация». Заключено 5 договоров о развитии 23 застроенных территорий. Подробности реализации компании есть на слайде. Добавлю, что в настоящее время Программа РЗТ реализуется только в границах 6-ти территорий, по 17 территориям – программа практически остановлена. Срок действия договора о развитии застроенной территории, заключенного с ООО «Воин-В» истек в феврале 2018 года. Сроки действия договоров о развитии застроенных территорий, заключенных с ООО «СПб Реновация» истекает в январе 2019. Вопрос продления договоров решается в судебном порядке.
По ситуации с кадровой работой в отрасли. На сегодняшний день в строительстве Санкт-Петербурга задействованы около 300 тысяч работников.
Для формирования квалифицированного кадрового резерва в Комитете и подведомственных учреждениях проходят практику студенты профильных ВУЗов, бойцы стройотрядов проводят летнюю практику на стройках городских объектов, в рамках конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга выполнены, и успешно защищены студентами ГАСУ выпускные квалификационные работы. Ежегодно мы поддерживаем конкурсы профмастерства, в том числе, в номинациях «Лучший штукатур», «Лучший каменщик», «Лучший сварщик», «Лучшая бригада», «Лучший плиточник».
Также по поручению вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Николаевича Албина Комитет по строительству вместе с подведомственными учреждениями регулярно проводит культурные мероприятия для детей, оставшихся без попечения родителей. Подведомственным учреждениям оказывается вся необходимая помощь. С воспитанниками проводятся выездные экскурсии, шахматные, спортивные турниры, занятия по вокалу.
Теперь об исполнении бюджета. На сегодняшний день общее исполнение АИПа стройки и проектирования составляет чуть больше 20% от годового плана. Объем выделенных Комитету по строительству в 2018 году денежных средств составляет 22,3 млрд. руб., из них на 1 июля 2018 года профинансировано 4,5 млрд. руб., в том числе 2, 6 млрд. по адресно-инвестиционной программе.
Фактическое освоение составляет:
46 млн. руб. – проектирование
2,6 млрд. руб. – строительно-монтажные работы
Динамика погашения авансов исполнения бюджета по месяцам представлена на графике. По данным статистики за 2014-2017 годы и аналогичный период 2018 года показатели исполнения бюджета находятся на уровне – 20,3% процентов. В тоже время в текущем году есть значительное снижение по авансированию подрядных организаций. Например, по сравнению с предыдущим годом этот показатель меньше почти в 2 раза, что говорит, прежде всего, об освоении лимитов финансирования именно за счет выполнения строительных работ.
При анализе исполнения АИПа за отчетный период специалисты Комитета проводили еженедельный мониторинг состояния дел, и анализировали выполнение объемов работ на стройках. Вследствие чего были приняты решения по замене ряда подрядных организаций.
В зоне «стабильности» сегодня находится 11 организаций на 18 объектах. К подрядным организациям с наибольшей стоимостью работ относятся ООО «БалтИнвестСтрой», ООО «ПСБ» «Жилстрой», ООО «А-проект» и «ЗАО «Трест 101». В зоне «относительной стабильности» - 18 компаний на 26 объектах. В зоне потенциального «риска» находится 9 подрядных организаций на 23 объектах. В отношении недобросовестных подрядчиков ведется претензионная работа. При грубых нарушения исполнения госконтрактов принимаются решения о расторжении. В целом, мы закончили формировать критерии оценки эффективности компаний, на их основе в скором времени будет создан рейтинг.
Итоги претензионной работы Комитета по строительству за первое полугодие 2018 год выглядят следующим образом:
- всего в адрес подрядных организаций выставлено 23 претензии на сумму более 3 млрд. руб.
Наибольшее количество претензий направлены в связи с нарушениями подрядчиками сроков выполнения работ, которые повлекли, в том числе, возникновение у государственного заказчика убытков, таких как расходы на охрану строительных площадок, заключение новых контрактов на завершение работ с удорожанием их стоимости. Наибольшие суммы у тех претензий, которые связаны с нарушением сроков погашения авансов и их невозвратом. Также с учетом выставленных претензий и требований за предыдущие периоды в бюджет города по состоянию на 1 июля 2018 года поступило более 42 млн. руб.
Что касается судебной работы. В первой половине 2018 года в производстве Комитета по строительству находилось 285 дел, среди которых по основным направлениям деятельности Комитета итоговые показатели составили:
- 12 дел по оспариванию привлечения Комитетом по строительству
к административной ответственности застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства;
- 10 дел по оспариванию решений Федеральной антимонопольной службы;
- 14 денежных споров по государственным контрактам, в которых Комитет выступает ответчиком, удовлетворено исков на общую сумму чуть более 56 млн. руб. из предъявленных требований на сумму около 413 млн. руб.;
- 112 денежных споров по государственным контрактам, в которых Комитет является истцом, из предъявленных Комитетом требований
к подрядчикам на общую сумму более 80 млрд. руб. удовлетворено исков на сумму более 1,1 млрд. руб.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Комитетом проведено 11 проверок деятельности 11 юридических лиц. Одна проверка была плановая, остальные – 6 выездных и 4 документарных – внеплановые. Результаты проверок и поступившие в бюджет средства от штрафов представлены на слайде. В адрес отделов федеральной службы судебных приставов направлено 25 постановлений по делам об административном правонарушении для принудительного взыскания штрафов по постановлениям, а также в адрес мировых судей направлено 12 дел об административном правонарушении, предусмотренные в связи с неуплатой в установленный срок.
В этом же направлении. По итогам изменений в 214-ФЗ «О долевом строительстве…» с 2017 года Комитет ведет проверку застройщиков и проектных деклараций на соответствие требованиям законодательства. Всего за отчетный период на проверку поступило 222 декларации. По результатам проверки выдано 122 положительных заключения на общую площадь 2,1 млн. кв.м, 67 отказов, 11 деклараций возвращено без рассмотрения.
Коротко обозначу, что мы с коллегами должны исполнить в годовой перспективе. В 2018 году к основным задачам Комитета по строительству относится завершение строительства 46 объектов социальной инфраструктуры, из которых 25 объектов реализуются в рамках заключенных соглашений с инвесторами, еще 21 объекта строятся по адресной инвестиционной программе города. Если суммировать эти два направления, то мы говорим, в том числе, о вводе 23 (двадцати трех) детских садов, 7 (семи) школ, нескольких объектах культуры. Повторюсь, это наши реальные задачи и мы приложим максимум усилий, чтобы их выполнить. Как я докладывал вначале, ряд объектов уже сданы.