Смольный продолжает настаивать на строительстве роддома по концессии в отсутствие интересантов

   21 августа 2018, 09:01
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко ответил отказом на предложение депутата городского ЗакСа Надежды Тихоновой включить реконструкцию родильного дома N 17 в адресную инвестиционную программу.

Он настаивает на создании перинатального центра за 8 млрд рублей по схеме концессии и утверждает, что комитет по инвестициям ведет переговоры с потенциальными инвесторами. В части перечисленных компаний не понимают, о чем речь, в других сообщают, что проект заморожен из-за нежелания города решать вопрос о финансировании операционной деятельности будущего мегацентра. Тем временем север города в течение пяти лет живет без роддома. Госпожа Тихонова намерена инициировать включение затрат на его строительство в федеральную целевую программу.

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко ответил на депутатский запрос Надежды Тихоновой о судьбе проекта строительства перинатального центра на базе СПб ГБУЗ "Родильный дом N 17". В июне госпожа Тихонова, отмечая противоречивость информации, поступающей из органов исполнительной власти, попросила губернатора назвать актуальную стоимость проекта, объяснить схему его финансирования и определить сроки заключения концессионного соглашения. Помимо этого, она предложила рассмотреть вариант его реализации за счет бюджета города, учитывая, что несколько районов Петербурга в течение пяти лет живут без роддома.

Корпус роддома N 17 на улице Вавиловых (второй функционирует на Леснозаводской улице) был закрыт в 2013 году, будучи в аварийном состоянии. На его месте администрация запланировала создание современного перинатального центра сметной стоимостью 5,2 млрд рублей. Чтобы исключить эти затраты из бюджета Петербурга, проект решено было реализовать по схеме концессии, однако договориться о ее условиях интересантам с правительством города так и не удалось. В июне вице-губернатор Анна Митянина сообщила депутатам, что бывший потенциальный инвестор — ООО "АВА-Петер" — вышел из проекта и город собирается самостоятельно строить центр с привлечением кредитных средств. Новая его стоимость — 8 млрд рублей.

В ответе губернатора (есть в распоряжении "Ъ") говорится, что администрация продолжает проработку возможности реализации проекта по схеме концессии, а комитет по инвестициям ведет переговоры с потенциальными концессионерами: УК "Лидер", ВАМЕД, ООО "АВА-Петер", Внешэкономбанком (ВЭБ) и группой строительных компаний "ВИС". Город ждет поступления предложения частного инвестора (одна из схем ГЧП, по которой инициатором концессии должна выступить одна из компаний.— "Ъ"), но его на сегодняшний день нет, в связи с чем "назвать точные сроки заключения концессионного соглашения не представляется возможным". 9 ноября 2017 года комитет по здравоохранению утвердил новое медико-техническое задание с корректировкой начального проекта по части функционального назначения и возможностей импортозамещения части медицинского и инженерного оборудования, что привело к росту общей сметной стоимости проекта до 7,97 млрд рублей. Компенсировать эти затраты инвестору после ввода объекта в эксплуатацию планируется в объеме, не превышающем 1 млрд рублей в год. Включение строительства перинатального центра в Адресную инвестиционную программу Санкт-Петербурга за счет бюджета города, учитывая изложенное, губернатор считает "нецелесообразным".

"Ъ" спросил перечисленные компании о намерении направить предложение и о стадии переговоров с комитетом по инвестициям (КИ). Именно он по поручению губернатора является ответственным за проработку проекта и поиск инвестора под него. В самом комитете лишь сообщили, что переговоры ведутся. В пресс-службе ВЭБ ответили, что такой проект пока не рассматривается. В ГК "ВИС" сказали, что внимательно ознакомятся с конкурсной документацией в случае объявления конкурса (хотя схема ГЧП на основе частной инициативы не предусматривает проведения конкурса.— "Ъ"). В ВАМЕД (австрийская VAMED является поставщиком продукции для больниц и других медучреждений) на запрос "Ъ" не ответили.

В УК "Лидер" сообщили, что переговоры о возможном участии компании в проекте ведутся с 2015 года и назвать реалистичные сроки их завершения тут затрудняются. "Схема возврата инвестиций подразумевает частичное участие города в компенсации расходов концессионера на строительство объекта, в том числе на стадии эксплуатации, и эксплуатацию центра концессионером в течение не менее 10 лет,— рассказал управляющий директор ЗАО "Лидер" Сергей Кербер.— Пока ключевым вопросом является поиск источников оплаты расходов на содержание специализированных систем и оборудования современного перинатального центра, поскольку средств, предусмотренных в тарифе ОМС, по нашим оценкам, недостаточно для поддержания такого высокотехнологичного объекта в должном состоянии".

"При инвестициях в 8 млрд рублей затраты на эксплуатацию и содержание объекта составят в среднем 3,5% ежегодно от объема капиталовложений — это около 280 млн рублей. В текущей ситуации тариф ОМС предусматривает не более 80 млн рублей в год. И это основной камень преткновения, так как представители органов власти считают, что выделенных средств в тарифе ОМС достаточно,— объясняет генеральный директор ООО "АВА-Петер" Глеб Михайлик.— Данный вопрос так и не решен, поэтому проект, по сути, заморожен". По его словам, переговоры компании с комитетом по инвестициям начались почти четыре года назад, однако до сих пор находятся на стадии неопределенности.

По словам Надежды Тихоновой, абсолютно очевидно, что инвесторы в возведении роддома не заинтересованы, а правительство города считает нужным направлять средства на "более важные" с его точки зрения проекты. "До 2017 года под контролем Минздрава действовала федеральная Программа развития перинатальных центров Российской Федерации, участниками которой были ФОМС и "Ростех". Субсидирование получали регионы, наиболее нуждающихся в перинатальных центрах, по пропорциональной системе. Программа была продлена, но для того, чтобы участвовать в ней, губернатор должен был подать заявку до 30 апреля. Поскольку он этого не сделал, мы сами будем обращаться в Минздрав и ФОМС с вопросом о возможности участия в программе, а осенью выносить вопрос на депутатские обсуждения с участием губернатора",— рассказала депутат.

Программа развития перинатальных центров предусматривала строительство в течение 2013-2017 годов 32-х региональных перинатальных центров в 30 наиболее остро нуждающихся субъектах РФ. Получить данные о ее продлении или возобновлении "Ъ" на момент сдачи номера в печать не удалось.

В Петербурге действует трехуровневая система оказания акушерско-гинекологической помощи. Два перинатальных центра федерального подчинения — НМИЦ имени Алмазова и Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета — не обеспечивают потребности города в учреждениях третьего уровня, в результате чего снижается доступность медпомощи женщинам с патологической беременностью и женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период, говорят в пресс-службе комитета по здравоохранению Петербурга. Помимо этого, нужен перинатальный центр, подведомственный комздраву, добавляют здесь. "Строительство перинатального центра необходимо именно на северных территориях города: в Калининском, Выборгском и Приморском районах — с населением в среднем 500 тыс. человек каждый. Данные районы не имеют в ближайшей доступности родовспомогательного учреждения, населены преимущественно молодыми семьями и имеют высокий показатель рождаемости. Кроме того, в летний период с июля по август закрыты родильные дома федерального подчинения: СПбГПМУ, Военно-медицинская академия, Университет имени Павлова, НИИ АГиР имени Отта. В результате "плечо пробега" машины скорой помощи увеличивается",— сообщают в пресс-службе комитета по здравоохранению.



Коммерсант
Поделиться:
социальная инфраструктура

{{articles.header}}

{{results}}