Неплатежи приведут к удорожанию строительства

   17 октября 2018, 13:16
Наряду с проблемой обманутых дольщиков в строительной отрасли сложилась еще одна – проблема обманутых подрядчиков, которые не расплачиваются с субподрядчиками, а те в свою очередь – с поставщиками стройматериалов и конструкций.

То, что такая система неплатежей становится обыденным делом, еще год назад отмечали участники строительного комплекса Петербурга и Ленобласти. В 2017 году 14 региональных строительных союзов и объединений обратились с открытым письмом к президенту страны, были подготовлены предложения по изменению законодательства в части выполнения обязательств перед подрядчиками. Однако проблема неплатежей с тех пор только усугубилась: подрядчикам зачастую задерживают выплаты за выполненные работы даже на сданных в эксплуатацию объектах.

В значительной степени последствия неплатежей затрагивают предприятия по выпуску железобетонных изделий, стоимость которых при действующем цикле производства напрямую зависит от ценовой политики поставщиков исходного сырья и материалов. О сегодняшней ситуации на этом рынке рассказывает Андрей Семенов, генеральный директор ООО «Перспектива», одного из заводов ЖБИ, поставляющего сваи и другие изделия на самые значимые стройки города и области – Новоприозерское шоссе, трассы «Скандинавия», Москва – Санкт-Петербург, крупные жилые комплексы.

– Андрей Витальевич, как, по вашему мнению, изменилось отношение к договорным обязательствам участников строительства?

– Ситуация на рынке такова, что производитель стройматериалов практически никогда не заключает контракт на поставку и не берет в работу новый заказ без аванса, за исключением самых амбициозных заказчиков. Не имея больших оборотных средств, он планирует вернуть по итогам контракта затраченные за период выполнения заказа средства на электроэнергию, зарплату, транспорт, горючее, материалы – в нашем случае это цемент, щебень, песок и металл. Учитывая нестабильность цены на металл, разница в которой на момент заключения и окончания контракта может составлять до 15 %, мы стараемся работать с авансами, чтобы закупить максимальное количество материалов и этим зафиксировать цену, в первую очередь на металл.

На деле отсрочка платежей за выполненную поставку ЖБИ на объект растягивается вместо предусмотренных договором 30 дней до 40–60. Такие же истории мы слышим от наших поставщиков, смежников и сваебойных компаний.

– То есть неплатежи входят в политику застройщиков и генподрядчиков?

– До недавнего времени заказчиков с такой репутацией было один-два, и они хорошо известны поставщикам. Сейчас невыполнение обязательств по договорам становится нормой для многих крупных организаций, которые начинают использовать формальные поводы, чтобы избежать своевременных платежей, хотя речь в нашем конкретном случае может идти о 2–3 миллионах – не таких уж серьезных деньгах для генподрядчиков. Наши изделия в общей смете дома составляют 1–2 % и вряд ли могут отвлечь средства из основного оборота строительства.

За последнее время оплату по договору день в день производил только один из подрядчиков «Сибура» на строительстве порта в Усть-Луге. Из дорожников старается соблюдать условия договоров «БалтМостСтрой», из застройщиков – «СПб Реновация», «Строительный трест», Группа ЦДС.

С другой стороны, такие крупнейшие застройщики, как Setl City, «Ренейссанс Констракшн» или М Питер не считают зазорным нарушить свои обязательства по выполнению согласованных с поставщиком сроков оплаты.

Ситуация на рынке за последнее время изменилась: если еще недавно мы могли полагаться на «джентльменские» договоренности с заказчиком, то сейчас должны реально оценивать свои организационные и финансовые возможности, чтобы принять решение о рассрочках. Когда застройщик предлагает типовую отсрочку в 45 дней, я, скорее всего, не буду заключать такой договор.

После периода относительной стабильности рынок начинает «раскачиваться», и это прежде всего сказывается на небольших подрядных компаниях. Некоторые из них уже накопили просрочки по договорам в 15–20 миллионов, но продолжают работать с заказчиком и надеяться, что им все рано или поздно оплатят. Пока находятся компании, готовые работать на таких условиях, проблему неплатежей не решить, хотя она ведет к банкротству подрядчиков и закрытию предприятий.

– Чем оборачиваются эти неплатежи для вашего предприятия и как вы добиваетесь соблюдения договоров?

– Мы занимаем среднее звено в цепочке неплатежей и несем ответственность перед перевозчиками и поставщиками материалов (песка, щебня, цемента, металла), с одной стороны, и крупными застройщиками или их генподрядчиками, с другой. Наши поставщики материалов используют систему финансовых «наказаний» достаточно часто, а попробуйте получить во внесудебном порядке пени с крупных игроков строительного рынка – начинаются истерики и обиды с обещаниями больше с нами не работать.

Но неплатежи не столько денежная, сколько репутационная история для предприятия, которое давно работает на рынке и дорожит своими наработанными связями. А теперь эти связи оказываются под угрозой из-за того, что от заказчика невозможно добиться своевременной оплаты по выполненным поставкам. Причем неполучение денег всякий раз упирается в то, что кто-то уехал в отпуск, что-то случилось с компьютером, заболел бухгалтер или начался Курбан-байрам.

В таких случаях остается только обратиться в арбитражный суд. Мы впервые подали иски к заказчикам в прошлом году, выиграли практически все. Вслед за нами потянулись в арбитраж наши смежники. Но суд – это крайняя мера. Это значит, что договоренности и соглашения в строительстве перестают работать из-за того, что по каким-то причинам конечный заказчик считает возможным для себя не соблюдать условия контракта.

– К чему в конце концов может привести проблема неплатежей?

– Или вырастет стоимость изделий, потому что в нее начнут закладывать ценовые колебания и издержки из-за отсроченных платежей. Или поставщики ЖБИ рано или поздно договорятся между собой работать только по 100‑процентной предоплате, как поступали цементники, участвующие в строительстве ЗСД. В любом случае для региональных поставщиков ЖБИ история может закончиться не лучшим образом – например, на стройки опять начнут возить изделия из Беларуси, потому что ближе уже не будет тех, кто мог бы обеспечить нужный объем поставок.


Татьяна Мишина
Поделиться:
подрядчик
неплатежи
стоимость строительства

{{articles.header}}

{{results}}