Переход к ресурсному методу оценки стоимости строительства должен обойтись без шоковой терапии
24 ноября 2020, 09:03
Такое мнение высказал в ходе VI Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев, обсудивший с участниками совещания трансформацию системы ценообразования и сметного нормирования. Один из ключевых этапов реформы – подготовка к переходу на ресурсно-индексный метод, применение которого планируется в России с 2022 года.
«Анализируя последние события и перемены в ценообразовании, я все же намеренно хотел бы избежать слова «реформа», так как все меры, предпринимаемые сегодня Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой, продиктованы необходимостью в глубинных преобразованиях системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве и переводом ее на качественно новый уровень. Речь идет о повышении доступности и достоверности информации, достоверности самой системы ценообразования и ее совершенствования, но не о радикальной перестройке всей системы в целом», - подчеркнул Сергей Лахаев.
Как пояснил спикер, до 2016 года для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, фактически безальтернативно применялся базисно-индексный метод. «Мы не считаем, что этот метод стал неприменимым, и поэтому он плохой. У базисно-индексного метода много плюсов - и очень больших. Вопрос, скорее, в его реализации, инструментах и механизмах, которые могли бы поддерживать базисно-индексный метод в рабочем состоянии», - считает Сергей Лахаев. В итоге множество накопившихся и нерешенных своевременно проблем стали приводить к постоянному снижению точности и прозрачности применяемых механизмов ценообразования, отметил замглавы Главгосэкспертизы России.
Так, к 2016 году номенклатура индексов пересчета сметной стоимости строительства объектов содержала лишь 30 видов объектов. А номенклатура материалов, содержащая на тот момент менее 400 позиций, стала недостаточной для расчета индексов. Кроме того, долгое время не актуализировалась и нормативно-методическая база по ценообразованию в строительстве, поэтому многие нормы и методики расчетов не учитывали современные требования в части учета видов затрат.
С 2016 года Минстрой, исполняя поручения Президента Российской Федерации, приступил к реализации комплексных работ по совершенствованию системы. Ключевой элемент преобразований заключался в переходе на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства в тех случаях, когда проекты реализуются с привлечением средств бюджетной системы РФ, а также инвестиций госкомпаний.
Но ряд механизмов, разработанных в 2016-2018 годах в ходе трансформации системы ценообразования, оказались недостаточно эффективны, что привело к невозможности осуществить переход на ресурсный метод одномоментно и в запланированные сроки. Меры по поддержанию базисно-индексного метода в работоспособном состоянии и по его развитию были заморожены. Кроме того, в качестве негативного момента стоит отметить, что региональные центры фактически были исключены из государственной системы ценообразования. «С учетом масштабов страны и специфики ценообразования, сложившейся почти в каждом из 85 регионов, провести реформу в короткий срок оказалось невозможным», - пояснил Сергей Лахаев.
В 2019 году Минстрой и Главгосэкспертиза приступили к реализации мероприятий, утвержденных Правительством России и направленных на то, чтобы обеспечить, начиная с 2022 года, внедрение ресурсно-индексного метода, после чего переход на ресурсный метод может осуществляться эволюционным путем в каждом регионе по мере увеличения наполняемости ФГИС ЦС данными о стоимости строительных ресурсов. «Переход на ресурсно-индексный метод позволит значительно повысить достоверность определения сметной стоимости по сравнению с базисно-индексным методом, применяемым в настоящее время. Тем самым он обеспечит постоянное повышение точности сметных расчетов за счет пополнения данных о текущих сметных ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС», - рассказал Сергей Лахаев. Он также подчеркнул, что единая цифровая платформа цен крайне важна для строительной отрасли, и сейчас продолжается ее доработка.
Уже завершена работа по созданию личных кабинетов поставщиков для подачи данных о стоимости материалов, а также личных кабинетов госкомпаний, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти: они будут запущены в эксплуатацию в начале 2021 года. Это позволит повысить наполняемость ФГИС ЦС, автоматизировать процесс подачи данных от субъектов и госкомпаний для расчета индексов изменения сметной стоимости, оптимизировать процедуру формирования и актуализации перечней производителей строительной продукции.
Отвечая на вопрос о проблеме пересчета базисного уровня стоимости сметных нормативов с 2000-го года, который был задан в ходе открытой дискуссии, Сергей Лахаев сообщил, что эта задача решается в рамках работы Минстроя и Главгосэкспертизы по переходу на ресурсно-индексный метод и будет завершена в 2021 году. «Это позволит устранить все сложности, связанные с тем, что за двадцать лет цена разных материалов изменились по-разному, и, следовательно, при применении индекса к одному или группе ресурсов эти несоответствия будут исключены».
Как пояснил спикер, до 2016 года для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, фактически безальтернативно применялся базисно-индексный метод. «Мы не считаем, что этот метод стал неприменимым, и поэтому он плохой. У базисно-индексного метода много плюсов - и очень больших. Вопрос, скорее, в его реализации, инструментах и механизмах, которые могли бы поддерживать базисно-индексный метод в рабочем состоянии», - считает Сергей Лахаев. В итоге множество накопившихся и нерешенных своевременно проблем стали приводить к постоянному снижению точности и прозрачности применяемых механизмов ценообразования, отметил замглавы Главгосэкспертизы России.
Так, к 2016 году номенклатура индексов пересчета сметной стоимости строительства объектов содержала лишь 30 видов объектов. А номенклатура материалов, содержащая на тот момент менее 400 позиций, стала недостаточной для расчета индексов. Кроме того, долгое время не актуализировалась и нормативно-методическая база по ценообразованию в строительстве, поэтому многие нормы и методики расчетов не учитывали современные требования в части учета видов затрат.
С 2016 года Минстрой, исполняя поручения Президента Российской Федерации, приступил к реализации комплексных работ по совершенствованию системы. Ключевой элемент преобразований заключался в переходе на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства в тех случаях, когда проекты реализуются с привлечением средств бюджетной системы РФ, а также инвестиций госкомпаний.
Но ряд механизмов, разработанных в 2016-2018 годах в ходе трансформации системы ценообразования, оказались недостаточно эффективны, что привело к невозможности осуществить переход на ресурсный метод одномоментно и в запланированные сроки. Меры по поддержанию базисно-индексного метода в работоспособном состоянии и по его развитию были заморожены. Кроме того, в качестве негативного момента стоит отметить, что региональные центры фактически были исключены из государственной системы ценообразования. «С учетом масштабов страны и специфики ценообразования, сложившейся почти в каждом из 85 регионов, провести реформу в короткий срок оказалось невозможным», - пояснил Сергей Лахаев.
В 2019 году Минстрой и Главгосэкспертиза приступили к реализации мероприятий, утвержденных Правительством России и направленных на то, чтобы обеспечить, начиная с 2022 года, внедрение ресурсно-индексного метода, после чего переход на ресурсный метод может осуществляться эволюционным путем в каждом регионе по мере увеличения наполняемости ФГИС ЦС данными о стоимости строительных ресурсов. «Переход на ресурсно-индексный метод позволит значительно повысить достоверность определения сметной стоимости по сравнению с базисно-индексным методом, применяемым в настоящее время. Тем самым он обеспечит постоянное повышение точности сметных расчетов за счет пополнения данных о текущих сметных ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС», - рассказал Сергей Лахаев. Он также подчеркнул, что единая цифровая платформа цен крайне важна для строительной отрасли, и сейчас продолжается ее доработка.
Уже завершена работа по созданию личных кабинетов поставщиков для подачи данных о стоимости материалов, а также личных кабинетов госкомпаний, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти: они будут запущены в эксплуатацию в начале 2021 года. Это позволит повысить наполняемость ФГИС ЦС, автоматизировать процесс подачи данных от субъектов и госкомпаний для расчета индексов изменения сметной стоимости, оптимизировать процедуру формирования и актуализации перечней производителей строительной продукции.
Отвечая на вопрос о проблеме пересчета базисного уровня стоимости сметных нормативов с 2000-го года, который был задан в ходе открытой дискуссии, Сергей Лахаев сообщил, что эта задача решается в рамках работы Минстроя и Главгосэкспертизы по переходу на ресурсно-индексный метод и будет завершена в 2021 году. «Это позволит устранить все сложности, связанные с тем, что за двадцать лет цена разных материалов изменились по-разному, и, следовательно, при применении индекса к одному или группе ресурсов эти несоответствия будут исключены».
Главгосэкспертиза
Поделиться: