Шаткие государственные устрои: планам развития инфраструктуры угрожает дефицит мощностей

   16 ноября 2021, 11:07
Объявленному властями агрессивному строительству в стране инфраструктуры стоимостью 22 трлн руб. и созданию новых объектов в рамках нацпроектов может помешать нехватка мощностей у исполнителей госзаказов. Генподрядные компании из-за низкой рентабельности и сбоев в ценообразовании госстроек не только не могут инвестировать в модернизацию бизнеса, но и наращивают долговую нагрузку.
В итоге сейчас в России осталось не более шести крупных участников рынка в основном из числа госкомпаний, которые способны реализовать масштабные проекты.

В распоряжении “Ъ” оказалось совместное исследование InfraOne Research и Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК), где прогнозируется нехватка после 2025 года мощностей для строительства инфраструктурных объектов, заложенных во всех нацпроектах. При этом, отмечают аналитики, власти увеличивают финансирование создания таких объектов: так, в 2020 году расходы бюджета на эти цели выросли на 13% год к году, до 2,36 трлн руб. В Минстрое и аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего стройиндустрию, на вопросы “Ъ” не ответили.

В ближайшее десятилетие траты на строительство коммунальных, социальных объектов и транспортной инфраструктуры будут только расти.

Ранее сообщалось, что власти до 2030 года планируют направить 25,7 трлн руб. на развитие инфраструктуры в рамках нацпроектов. В 2022–2024 годах на автодороги бюджет намерен направлять ежегодно 2 трлн руб., а на строительство железных дорог — около 1 трлн руб., уточняет аналитик Центра экономического планирования Газпромбанка Михаил Ведищев.

Параллельно власти анонсировали отдельную масштабную программу «Агрессивное развитие инфраструктуры», на реализацию которой до 2030 года потребуется около 22 трлн руб. Средства будут заимствованы из федерального и региональных бюджетов, также предполагается финансирование со стороны институтов развития, банков и бизнеса. Основные направления этой программы — развитие агломераций, создание «городов-турпродуктов», строительство высокоскоростных магистралей.

Но при текущей ситуации в стройиндустрии реализовать эти планы будет сложно, так как рентабельность госзаказов остается довольно низкой, говорит руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Так, по ее данным, хотя в 2020 году общий оборот 170 крупных генподрядчиков и субподрядчиков вырос на 13,8%, до 4,14 трлн руб., но их совокупная чистая прибыль, которая также идет на модернизацию строительных мощностей, составила всего 42,1 млрд руб., или около 1% от выручки. В то же время растет и общая долговая нагрузка строителей инфраструктуры: в 2020 году эта сумма достигала 4,5 трлн руб., что на 22% больше совокупной выручки, говорится в исследовании InfraOne Research и НАИК.

Подробнее в материале Коммерсанта.

Коммерсант
Поделиться:
строительство инфраструктуры
госзаказ
нацпроекты
дефицит мощностей

{{articles.header}}

{{results}}