В Москве и Санкт-Петербурге активно внедряют инновационные решения для улучшения транспортной ситуации на дорогах

   16 ноября 2021, 18:30
Москва и Петербург динамично развивают транспортную отрасль за счёт инновационных проектов и IT-решений. Это стало возможным благодаря помощи крупных инвесторов и появлению российских стартапов.

ТПУ.jpg

Сегодня столица по праву считается флагманом России в вопросах внедрения IT-решений для развития всех аспектов транспортной системы. Пешеходный переход будущего, ПО для анализа транспортных потоков по видео, искусственный интеллект для управления перекрестком – эти и другие стартапы делают транспортную жизнь горожан комфортнее, быстрее и безопаснее.

Эксперты называют инфраструктуру и инновации в сфере транспорта – крайне благоприятным и перспективным сегментом для инвестиций. Так думает и директор проектов АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания» Иван Юнин. Своё мнение он озвучил на конференции «IT-Революция в автобизнесе 2021».

Он отметил, что только с июля по сентябрь 2021 года во всём мире по этим направлениям начато более 1,5 тысячи стартапов, чья общая сумма капитальных вложений составила более 133 миллиардов долларов. Среди крупных инвесторов – BMW, Toyota, Samsung и Xiaomi. Популярными проектами он назвал разработку eVTOL [электрические летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой – прим. ред.], шеринг, беспилотные городские шаттлы и различные решения в области электротранспорта.

– В Москве также перспективно запускать транспортные стартапы. Объем транспортного рынка столицы в этом году составляет 640 миллиардов рублей и будет только расти. И для компаний, готовых предлагать здесь свои ИТ-решения, открываются огромные возможности, – отметил Иван Юнин.

Сейчас более 100 тысяч человек трудится в транспортном комплексе столицы, курсирует около 650 электробусов, при этом парк электромобилей и зарядных станций для них постоянно растёт. Кроме того, по городу ездят свыше 27 тысяч каршеринговых автомобилей и 25 тысяч электросамокатов. Жители отмечают удобство пользования транспортом, чему способствуют ИТС, различные мобильные приложения, недавно введённая система Face Pay и многие другие решения.

Среди проектов, которые помогают развивать аспекты городской мобильности, – стартапы от акселератора «Транспортные инновации Москвы». Экосистема одного окна была создана в октябре 2020, и уже год работы оценил более 700 IT-решений. К тому же, более 75% участников нашли своего бизнес-заказчика, а 90 пилотных проектов и вовсе реализовано. В конце октябре 2021 года эксперты вновь отобрали 33 проекта для участия в акселерационной программе.

– Конечно, Москва не является пионером этого движения. Экосистемы для стартапов уже есть в Сиднее, Берлине, Лондоне и других крупных городах. Мы же пока находимся в начале пути. Тем не менее Москва регулярно занимает топовые места в мировых рейтингах по внедрению конкретных IT-решений, – рассказал Иван Юнин.

Переход.jpg

Например, в ноябре в Москве заработал первый инновационный пешеходный переход будущего iCrosswalk. Интеллектуальная система предназначена для обеспечения безопасности на нерегулированных «пешеходниках» SmartC. Так, при приближении человека к зебре видеодетекторы включают LED-панели с надписью «Пропустите пешехода», подсвечивают дорожные знаки для водителей и переход. Такое решение привело к снижению риска аварийности на 8% и уменьшению времени ожидания пешехода при переходе.

traffic-data.jpg

Traffic Data – это ещё один реализуемый проект, который, по мнению экспертов, имеет большие перспективы. Traffic Data по сути - программное обеспечение для анализа транспортных потоков по видео. Система может определять ДТП и занятость парковочных мест, а также помогает контролировать соблюдение правил дорожного движения. Благодаря её внедрению пропускная способность перекрёстков повысилась на 20-30%. Кроме того, ПО помогает в оптимизации и изменении транспортных узлов.

edgevision.jpg

Ещё один интересный стартап – Edge Vision, который предполагает управление перекрёстком на основе технологии компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Как отмечают эксперты, решение повышает пропускную способность, а также улучшает качество воздуха за счёт применения системы адаптивного регулирования.

В развитии транспортной сети Москвы существует несколько трендов. Для начала, это цифровизация, которая предполагает роботизацию бизнес-процессов, внедрение интеллектуальных транспортных систем, предиктивное техобслуживание и мониторинг. Следом идут: появление беспилотного транспорта, бурное развитие электротранспорта и средств индивидуальной мобильности (СИМ), использование новых источников энергии, а также повышение уровня автономности транспорта. Ещё один перспективный тренд – это - интегрированная мобильность, которая позволит москвичам пользоваться в одном приложении разными видами транспорта.

На данный момент в международном рейтинге McKinsey, посвященном анализу транспорта в 25 ведущих мегаполисах мира, Москва пока занимает 3 место. Совершенствуя транспортную систему столицы, власти в содружестве с инвесторами и стартапами, хотят сделать ее лучшей в мире.

В этом с Москвой может посоревноваться Северная столица, депутаты которой решили превратить Санкт-Петербург в лидеры по удобству общественного транспорта. В этом серьезную поддержку властям столицы оказывают крупные компании, в частности, ООО «Мегалайн». Инвестор планирует построить на территории города 61 транспортно-пересадочный узел. На эти цели компания выделила 186 миллиардов рублей.

– Привлечение частного инвестора более эффективно и по срокам реализации проектов, и в плане бюджета. Компания «Мегалайн» имеет большой опыт в девелоперских и крупных строительных проектах, – рассказала руководитель департамента недвижимости Анна Прозорова.

Транспортные хабы призваны оптимизировать пассажирские и транспортные потоки, и обеспечить комфорт передвижения петербуржцев. Пилотным проектом станет ТПУ у станции «Старая Деревня», начало строительства которого планируется в 2023 году, а введение в эксплуатацию в 2024-2025 годах.

Создание сети ТПУ станет одним из ключевых направлений дальнейшего развития транспортной инфраструктуры Петербурга. Стоит отметить, что сейчас за движением транспорта в городе на Неве следит искусственный интеллект: им наделены около 66% светофоров. Он помогает выстроить «зелёную волну», благодаря анализу сценариев в режиме реального времени, а также отслеживает скорость и интенсивность движения. Кроме того, ИИ научился управлять частным трамваем «Чижиком», в котором к 2024 году планируют провести эксперимент по оплате проезда через систему распознавания лица.

Поделиться:
ТПУ
транспортная инфраструктура
строительство
инновации

{{articles.header}}

{{results}}