Новая жизнь «серого пояса»: Москва оживляет промзону

   19 августа 2022, 19:34
В российской столице реализация проектов развития всего двух малоэффективных промзон даст городу 3,5 тысячи рабочих мест. Аналогичное решение имелось и в Санкт-Петербурге, с потенциалом более 17 тысяч новых рабочих мест. Но желание иметь ещё один яхт-клуб и торгово-развлекательный комплекс пересилило.

19.08.png

Промышленные зоны, часто простаивающие и неэффективно используемые, имеются в любом городе, тем более в крупном. Другое дело, что руководство далеко не каждого способного вдохнуть в них жизнь, и это притом, что дефицит свободного места в мегаполисах с каждым годом всё сложнее восполнить. Но московский опыт говорит о том, что полузаброшенные территории способны стать новыми центрами притяжения. На этой неделе руководство Москвы утвердило проекты комплексного развития двух участков. На кону 3,5 тысячи рабочих мест и миллиардные инвестиции.

- Утвердили проекты комплексного развития двух участков в неэффективно используемых промзонах, - рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. - Они расположены в Тимирязевском районе и Хорошево-Мневниках. Между Дмитровским проездом, улицей Костякова и путями D2 сейчас заброшенная стройка. На этой территории планируем построить деловой центр с офисами, магазинами, банками и спортклубами.

Обойдётся такой проект почти в 7 млрд рублей. Другая площадка в настоящий момент занята складами и автостоянкой. Вместо них в ближайшем будущем появится современный жилой квартал для участников реновации. Место хорошее - рядом с пересечением 3-й Хорошевской улицы и проспекта Маршала Жукова, общая площадь оставляет 1,72 Га. В строительство домов инвестируют 5 млрд рублей.

Это не единственные полузаброшенные территории, которые власти Москвы решили оживить. Утверждены проекты о комплексном развитии территорий бывших промышленных зон «Грайвороново» и «Варшавское шоссе», общий объем инвестиций достигнет почти 70 млрд рублей. Первая, площадью 4,26 Га, сейчас тоже отдана под склады. Их заменят сбалансированные жилые кварталы с необходимой инфраструктурой, включая магазины, банки, кафе и рестораны. Квартиры также предназначены для участников реновации.

А реорганизуемая территория «Варшавского шоссе» на юге Москвы станет своеобразным городом в городе. На 24,43 га появятся общественно-деловые объекты, а также инновационные центры, ФОК, гостиница, офисы, магазины, банки и кафе. В общем стандартный уже для столицы размах, когда пытаются предусмотреть все для комфорта горожан.

IMG-20220819-WA0014.jpg

Свой инновационный центр должен был появиться и в Санкт-Петербурге. Целый год компания «Мегалайн» работала над проектом реновации «Горской». На неиспользуемой перспективной территории должны были построить IT-деревню, комплекс складов формата Light industrial, которые могут использоваться для современных производств, туристическую инфраструктуру, а также создать общественное пространство из музея, благоустроенной набережной и экотроп. Такой сложный проект обещал дать городу 17,5 тысяч рабочих мест, а все затраты на него (60 млрд руб.) брал на себя инвестор. Ему удалось проделать огромный пласт подготовительной работы, разработав целые разделы проектной документации, которые обычно требуются на следующих этапах освоения территории. Главным же мероприятием, связанным с планированием развития Горской стало проведение международного конкурса на разработку проекта развития промзоны. В нём приняли участие архитектурные бюро из разных стран, победителем оказался московско-венский консорциум под лидерством ООО «Ваухаус». В него входят (COOP HIMMELB(L)AU Wolf D. Prix & Partner ZT GmbH (Вена, Австрия), PwC (ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование») (Москва).

Но работать с таким заинтересованным инвестором город в итоге отказался. Хотя тот и обещал решить все проблемы с захламленностью побережья, которая несёт для города большие экологические риски. Сейчас участок на берегу Финского залива, где планировался инновационный центр, представляет собой заброшенную промзону с руинированными цехами, заваленную строительным мусором и старыми покрышками. Разорвав соглашение с компанией «Мегалайн», Смольный отсрочил решение экологических проблем этой территории, подписав соглашение о строительстве яхт-клуба, которое не предполагает каких-либо конкретных сроков. Объем инвестиций резко сократился - около 10 млрд рублей. Помимо стоянки для дорогих парусников, здесь планируют построить огромный торгово-развлекательный комплекс, которых в Санкт-Петербурге и без того в избытке.

- Меня поражает неспособность людей учиться на чужом опыте, — рассказала архитектурный критик Мария Элькина. — Потому что, если мы возьмем набор перечисленных функций, в Европе нет ни одного успешного подобного проекта территории. Это набор на самом деле а-ля ТЦ «Мега» плюс яхт-клуб. ТЦ «Мега» — хорошая штука, но ее нельзя назвать проектом успешного развития территории. Это тоже такая не самая здоровая, но современная реалия. Это, наверное, не то, что мы хотели бы увидеть на берегу залива в «Горской», а нам рисуют примерно это.

Что бы ни рисовали эксперты в будущем, пока же Санкт-Петербург остаётся с огромной свалкой на морском берегу.

Поделиться:
Горская
Мегалайн
реновация

{{articles.header}}

{{results}}