Петр Кузнецов: «Проект, достойный великого города»

   24 февраля 2014, 13:59
С середины февраля практически все внутренние рейсы аэропорта Пулково переведены в новый Терминал...

Кузнецов.jpgЮлия Борисова. С середины февраля практически все внутренние рейсы аэропорта Пулково переведены в новый Терминал. Это значит, что город получил новый объект стратегического значения, а в строительной истории Петербурга перевернута еще одна яркая страница. В беседе с журналистом «Кто строит» директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов делится взглядом на объект глазами подрядчика, выполнившего работы по проектированию и монтажу инженерных систем.

 

- В чем состоит уникальность нового терминала в Пулково?

- Новое здание аэропорта Пулково задумывалось не только как сооружение, предназначенное исключительно для обеспечения удобства пассажиров и беспрепятственного прохода багажа. Петербург получил не просто новый аэропорт, а прекрасный с точки зрения архитектуры и замечательный по функционалу сверхсовременный транспортный объект международного значения, который поможет городу развиваться, обеспечит еще более высокий приток инвестиций и туристов. Город получил подарок, сравнимый с чудом и соответствующий последним мировым тенденциям. В ближайшее десятилетие большинство аэропортов расширится в несколько раз. Будут постоянно развиваться их территории за счет строительства новых терминалов и взлетно-посадочных полос, усовершенствуется внешний транспортный каркас. Постоянное расширение зон вокруг аэровокзалов откроет дополнительные функциональные возможности - от простого пассажирского транзита до превращения этих кварталов в гигантский бизнес-центр с полным набором необходимой инфраструктуры.

 

- Какие работы были выполнены специалистами «Конфидента»?

- Мы участвовали в проектировании внутренних механических, пожарных, электрических и слаботочных систем — полностью адаптировали проект, выполненный иностранными коллегами, к российским нормативам. Кроме того, внедрение систем противопожарной безопасности — это целиком наш фронт работ. И надо отметить, что по их количеству у Пулково нет аналогов в стране.

 

- А каков вообще масштаб проекта с точки зрения инженерных систем?

- Многие инженерные и архитектурные решения, положенные в основу строительства нового здания в Пулково, вполне привычны для крупных аэропортов мира, но в нашей стране применялись впервые. Это потребовало разработки специальных норм проектирования, привлечения специализированных научных институтов и исследовательских центров, проведения дополнительных экспертиз проектной документации и результатов отдельных видов работ. В частности, для решения задачи противопожарной защиты была разработана и реализована комбинированная, сложная, но в то же время гибкая система водяного пожаротушения. В ней для различных функциональных зон объекта, для помещений различной высоты приняты выделенные секции системы пожаротушения, оснащенные различными видами спринклерных оросителей. Всего на объекте установлено более 15 тысяч распыляющих воду спринклеров пяти различных типов. Для ликвидации возможного возгорания в зоне обработки багажа применены спринклеры "Аква-Гефест" с высокой интенсивностью пролива воды, для защиты помещений обслуживающего персонала и торговых зон применены спринклеры "Аква-Мастер" стандартных параметров, а для защиты широких и светлых объемов под высокой кровлей использованы спринклерные оросители с автоматическим пуском от электрического сигнала чуткой пожарной сигнализации.

Для предотвращения возможного распространения огня в проемах, отделяющих пожароопасные участки здания, установлены водяные дренчерные завесы, создающие сплошную «стену» густого водяного тумана. В технических помещениях, в помещениях, где размещено специальное оборудование для управления полетами, установлены модульные системы газового пожаротушения датского производства, на основе высокоэффективного, но безопасного для человека и природы инертного газа.

Для реализации этих сложных решений работали профильные специалисты испытательных лабораторий, проводились согласования на научно-техническом совете МЧС России, выполнена сертификация спринклеров с управляемым пуском в сертификационном центре Всероссийского НИИ противопожарной обороны, осуществлялся тщательный контроль со стороны органов Ростехнадзора.

 

- Удавалось ли раньше вашей компании участвовать в проектах подобного уровня?

- У нас уже был опыт работы в аэропорту Домодедово, в Морском пассажирском порту и на промышленных объектах. К примеру, мы изучали такие европейские аналоги, как аэропорт в Дюссельдорфе – он очень современен именно с точки зрения противопожарной безопасности. Однако иностранные наработки можно учитывать и даже применять, но с оглядкой на отечественные нормы и требования. В отношении противопожарных систем они существенно отличаются от западных. Но в Пулково сложилась ситуация на порядок сложнее и интереснее.

 

- В чем это выражалось?

- На объекте внедрено гибкое управление противопожарными системами, построенное по сложному алгоритму. В здании аэропорта сосредоточено несколько систем противопожарной защиты. В условиях пожара системы дымоудаления, подпора воздуха, автоматического тушения, управления эвакуацией людей должны быть задействованы в нужной последовательности в автоматическом режиме. При этом сценарий управления зависит от места возникновения пожара. Необходимый уровень надежности и максимальная интеграция с другими инженерными системами достигаются с помощью интеллектуальных периферийных устройств. В здании установлено около 10 000 точек контроля.

В Пулково внедрена современная система управления эвакуацией, которая направляет людей к ближайшим выходам в зависимости от места возгорания.

Помимо этого, мы предусмотрели современную систему автоматического водяного тушения. Поскольку система обслуживает, в числе прочего, многосветные пространства высотой более 16 метров, ее оснастили спринклерами с управляемым запуском. Это важно, поскольку позволяет сократить время реагирования. Обычный спринклер имеет тепловой замок, который разрушается от воздействия высокой температуры. Однако может пройти немало времени, пока этот замок сработает в верхней части здания. Системы с управляемым запуском позволяют по сигналу диспетчера или автоматически, по сигналу от дымовых пожарных извещателей принудительно вскрыть тепловые замки сразу у целой группы спринклеров в зоне, где возник пожар. Благодаря этому можно довольно быстро локализовать очаг возгорания.

По сути дела за период работы мы сделали по каждой системе не один, а целых три проекта. Даже обычные пожарные шкафы пришлось вписать в стены, выполненные из спайдерного тонированного стекла. Конструкция кровли тоже потребовала творческого подхода. По замыслу архитекторов она создает ощущение воздушности, парения, но при этом выделены все элементы ферм. Получилась ломаная плоскость очень сложной конфигурации. А поскольку основные элементы противопожарных систем размещаются в верхней части здания, нам пришлось переосмыслить эту идею с инженерной точки зрения.

 

- В каких условиях велось строительство с учетом огромного числа подрядчиков на объекте?

- Работать было сложно, так как условия отличались нетрадиционным для российских строек подходом - 7 дней в неделю по 14-16 часов "в поле" в течение полутора лет. Нам пришлось наращивать мощности - и производственные, и проектные. В Пулково образовался выездной офис, на стройплощадке была задействована часть нашего проектного отдела. Генподрядчик и другие субподрядчики работали и продолжают работы в таком же режиме.

Но мы получили несомненно бесценный опыт. Очень интересно было наблюдать, насколько грамотно велась координация работ, в которых принимали участие свыше 3000 разноязычных специалистов, представляющих на объекте компании-субподрядчики. Были преодолены и языковые барьеры, и разница в менталитете, и абсолютно различные подходы к работе, и необходимость адаптации одних строительных норм под другие. Проект масштабный и показательный и осуществлен в кратчайшие сроки, учитывая всю его сложность и значимость. Весь город мог наблюдать, как аэропорт постепенно растет и развивается, поскольку новое здание находится в непосредственной близости от действующих терминалов и стройка хорошо видна всем пассажирам. Фактически построен город в городе и для города, потому что возведен не только новый терминал, но и многофункциональный комплекс вокруг: северная галерея, эйрсайд для самолетов, гостиничный комплекс, бизнес-центр, дорожная эстакада, энергоцентр. Все в лучших традициях международных хабов.

 

- Когда подобные большие проекты фактически завершены, что обычно чувствуют его участники?

- Гордость за то, что удалось достойно принять этот профессиональный вызов. И, конечно же, благодарность тем коллегам, с которыми мы работали бок о бок на стройплощадке. Для нас это в первую очередь руководство компании IC Astaldi и руководство компании «Воздушные Ворота Северной Столицы»  в лице генерального директора С. Эмдина и директора по строительству И. Збарага. Огромное им спасибо и наше восхищение за огромный личный вклад и переживания. Также хочу поблагодарить весь коллектив компании «Конфидент»: руководителей, проектировщиков, монтажников. Для нас было большой честью оказаться участниками такого грандиозного и уже исторического проекта, частью высокопрофессионального строительного сообщества. Желаем родному Петербургу как можно больше таких объектов, которые помогают двигаться вперед!

 

Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
 
Поделиться:  
Все новости