Непрозрачная комиссия с большими возможностями

   14 января 2015, 14:46
Прием заявлений о включении в состав лицензионной комиссии чиновников, представителей СРО, общественных объединений и некоммерческих организаций стартовал 3 декабря. Однако заявители, подавшие документы на следующий день, в шорт-лист уже не попали...

Старый фонд.jpgКатерина Сухих. Прием заявлений о включении в состав лицензионной комиссии чиновников, представителей СРО, общественных объединений и некоммерческих организаций стартовал 3 декабря. Однако заявители, подавшие документы на следующий день, в шорт-лист уже не попали. Алексей Белоусов, президент НП «Объединение управляющих компаний», уверен, что постановление Министерства строительства и ЖКХ о формировании комиссий развязывает руки региональным чиновникам. Распоряжение написано  расплывчато, и, как результат, комиссии формируются из людей, к которым лояльна власть на местах.


Лицензирование управляющих организаций начнется 1 января и продлится до начала мая.  Решения о выдаче или невыдаче документа будут принимать специальные комиссии. Также на их плечи лягут полномочия по приему квалификационных экзаменов и контроль за работой организаций. Очевидно, что от тех людей, которые войдут в состав комиссии, напрямую зависит, насколько объективным и взвешенным станет весь процесс лицензирования.

По закону комиссия из 15 человек должна состоять как минимум на 1/3 из общественных организаций, представителей СРО и некоммерческих объединений. Именно по такому пути пошел Санкт-Петербург, оставив за чиновниками подавляющее большинство, точнее -  2/3 мест в списке. В таком составе лицензионная комиссия была утверждена 17 декабря.


Места для своих

«Приказ о формировании состава лицензионных комиссий, выпущенный Министерством строительства и ЖКХ, очень расплывчатый, формулировки в нем неточные, — отмечает Алексей Белоусов. — На его основе были созданы региональные распоряжения госжилинспекций. Проводя их мониторинг, мы пришли к выводу, что каждый регион выпускает соответствующие подзаконные акты и распоряжения так, чтобы обеспечить себе наиболее благоприятный режим работы. В итоге в лицензионные комиссии вошли те люди и организации, которые максимально лояльны к власти и во всем ее устраивают. И это не проблема регионов, это проблема федеральная, точнее тех, кто написал такой закон».

Лицензионная комиссия в Петербурге была также сформирована не на конкурсной основе, а по принципу «кто первый пришел, тот и стал ее членом». Велика вероятность, что первыми документы подали именно те, кого заранее предупредили работники Смольного.

Формирование состава комиссии происходило неколлегиально и абсолютно непрозрачно. В распоряжении сказано, что всем процессом занимается определенный чиновник. На этом гласность и обсуждение кандидатуры заканчиваются. Никакого публичного механизма, который бы позволил объективно оценить, кто в итоге попадает в состав комиссии, нет.

«Еще когда вышло распоряжение о формировании комиссий в конце ноября, я позвонил в Жилищный комитет. И там мне прямо сказали, что состав уже давно сформировали. Это притом, что официальной информации о приеме документов еще не поступало», —  продолжает Алексей Белоусов. 

Стоит ли удивляться, что многие представители частных управляющих организаций в городскую комиссию просто не попали.


Передел рынка

Между тем, по данным Госжилинспекции, в Северной столице официально действуют 185 управляющих компаний и сервисных организаций. Самые крупные из них: «Объединение управляющих компаний», в которое входят около 100 организаций и сервисных компаний, СРО НП «Оккервиль», СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере», НП СРО «Гильдия профессиональных управляющих объектами недвижимости», СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие».

«В основном управляющие организации, входящие в наше Объединение, были сформированы самими застройщиками для управления новыми домами, — уточняет Алексей Белоусов. — Эксплуатация новостроек отнимает гораздо меньше средств, как финансовых, так и людских. Понятно, что это очень экономически эффективно в довесок к старому фонду получить несколько новых домов. Собранные с них деньги позволят либо «затыкать» какие-то дыры, либо получать реальную прибыль. Возможно, не пуская в состав комиссии представителей частных управляющих организаций, Госжилинспекция и Жилищный комитет пытаются перераспределить этот рынок». 

Ни для кого не секрет, что большая часть жалоб поступает на управляющие организации, обслуживающие старый жилой фонд. И, как отмечает г-н Белоусов, если бы комиссия работала объективно, то первыми лицензий лишились бы именно государственные управляющие структуры. Ведь именно там отмечаются самые большие трудности и проблемы.


Раскрытие данных

В то же время сам механизм лицензирования управляющих организаций эксперты воспринимают скорее положительно.

Алексей Белоусов констатирует, что коммерческие саморегулируемые организации в строительстве и смежных областях дали не слишком большие результаты, совсем не те, что планировал федеральный законодатель. Количество нарушений в сфере ЖКХ и деятельности управляющих компаний нисколько не уменьшилось. Вполне возможно, что лицензированием станет для рынка той самой панацеей.

«Я считаю, те принципы, которые заложены в получение лицензии, разумны и достаточны, не чрезмерны. Любое повышение квалификации очень полезно», — замечает эксперт.

«На мой взгляд, саморегулирование в области ЖКХ не получилось из-за того, что этот рынок был весьма непрозрачен, было не понятно, куда и как он движется, —  рассуждает Татьяна Некрасова, заместитель председателя наблюдательного совета Гильдии профессиональных управляющих объектами недвижимости. — На сегодняшний день на сайте реформирования ЖКХ раскрыта информация о 45 540 УК, включая ТСЖ и ЖСК. Переход к лицензированию и та форма, в какой оно реализуется, говорит о том, что государству не хватает баз данных о количестве управляющих компаний, домах, которые находятся в обслуживании. Имеющиеся сейчас сведения по регионам очень сильно разнятся».

Однако, по мнению г-жи Некрасовой, для управляющих организаций начинается очень сложный период. Им нужно приложить серьезные усилия, чтобы получить лицензию и потом ее удержать. Ведь их ждут драконовские меры — два нарушения, доказанные судом, и УК лишается лицензии. По закону основное решение должно быть за собственниками, но, как этот механизм будет работать, пока не понятно.

«При лицензировании многие компании пострадают от трактовки постановления № 731 о раскрытии информации, – в свою очередь замечает Игорь Богомаз, генеральный директор ООО «Дом Сервис». – Забыл указать индекс — лицензии лишаешься. Каждый инспектор трактует требования по-своему, и порой это переходит грани разумного».


Требуют пересмотра

Эксперты рынка и представители общественных организаций сошлись во мнении, что их не устраивает, как формируется состав лицензионной комиссии в Петербурге. Недовольство растет и в других регионах.

«Объединение управляющих компаний» готовит открытое письменное обращение в Министерство строительства и ЖКХ и губернатору  Петербурга с просьбой пересмотреть распоряжение о формировании лицензионных комиссий, чтобы сделать его более понятным и прозрачным. 

Алексей Белоусов уверен, что в общественную часть комиссии обязательно должны входить представители ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний. Количественный состав комиссии не может быть односторонним. Должно быть либо 50/50, либо 2/3 представителей общественности и 1/3 — представители власти.

«Причем в последнем случае это будет наиболее взвешенный и разумный вариант с точки зрения объективности принятия решений, — делится своим мнением Алексей Белоусов. — Процесс формирования комиссий должен быть публичным и открытым, нельзя эту работу доверять какому-то одному чиновнику. Кроме того, должны быть более четкие критерии отбора кандидатов. Под требования, сформулированные сейчас, попадают практически все, никакие рекомендации фактически не учитываются. Мы будем бороться и надеемся, что наши предложения услышат».

 

Поделиться: