ТЕНДЕНЦИИ

Строительной отрасли нужны профессиональные лидеры

   05 октября 2015, 10:00
К этому моменту в рубрике «Сила знаний» опубликовано уже три обзора бизнес-литературы. Сегодня я решил немного изменить формат статьи – обосновать необходимость публикации таких материалов в профессиональном издании.
Также поговорим с вами о важности расширения кругозора лидеров строительной отрасли и о применении книжных знаний на практике.
Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной области. Автор рубрики - Станислав Логунов,
эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли

Каждый понедельник в авторской рубрике «Сила знаний» нашего сайта публикуется новый обзор книг об управлении, стратегии, командообразовании и психологии бизнеса.

К этому моменту в рубрике «Сила знаний» опубликовано уже три обзора бизнес-литературы. Сегодня я решил немного изменить формат статьи – обосновать необходимость публикации таких материалов в профессиональном издании. 

Также поговорим с вами о важности расширения кругозора лидеров строительной отрасли и о применении книжных знаний на практике.

СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ДОЛЖНА МЕНЯТЬСЯ

Экономический кризис в очередной раз сильно ударил по строительному бизнесу. Резко затормозившийся рынок усилил проблемы, которые всегда существовали в строительстве – недостаток доверия, ответственности, партнерства и отсутствие инноваций.

Кризис охватил строителей на всех уровнях – от внутрикорпоративного до внешнего. Обострилась конкуренция сотрудников из-за страха потерять свое место. Но гораздо хуже, что между компаниями, завязанными в строительном цикле, утрачивается доверие. Усложнение договоренностей между девелопером, подрядчиками и субподрядчиками ведет к одному: страдает клиент – конечный потребитель, основной плательщик. И происходит это в тот самый момент, когда вся цепочка жизненно зависит от клиента! Отрасль должна поменять свою идеологию, распрощаться с иллюзиями тех времен, когда от заказчиков не было отбоя.

Сложившаяся ситуация подчеркнула серьезный недостаток в подготовке специалистов строительной (да и не только строительной) отрасли: существующее техническое и специальное образование крайне мало внимания уделяет подготовке инженеров к исполнению управленческих функций. А ведь любой инженерно-технический работник – по определению часть структуры, он не существует «как Остров, сам по себе». Между тем, в российских отраслевых университетах практически не преподаются дисциплины, которые бы способствовали развитию управленческих и, в особенности, лидерских навыков.

Успех любой деятельности зависит от трех составляющих – профессиональной, управленческой и психологической. По профессиональным знаниям люди делятся на специалистов в конкретной области: экономист, проектировщик, инженер по надзору за строительством… Но на сегодняшний день недостаточно быть хорошим профессионалом только с точки зрения принадлежности к своей специализации. Крайне важны именно управленческие навыки, знание психологии людей.

Строительной отрасли нужны лидеры нового формата – или, точнее, команды лидеров нового формата. Их формирование – важнейшая миссия сегодня. Я стал вести эту рубрику, чтобы помочь специалистам, которые хотят развиваться, найти необходимые знания и при этом не заблудиться в огромном количестве весьма неравноценной по качеству литературы.

МОЙ ПУТЬ К БИЗНЕС-ЛИТЕРАТУРЕ

Если для решения задачи формирования лидеров в строительной отрасли я предлагаю начать с чтения качественных деловых книг, то, пожалуй, стоит кратко рассказать о том, как я сам пришел к увлечению бизнес-литературой.

С детства я получал огромное удовольствие от чтения. При этом я не был «книжным ребенком»: любовь к чтению нисколько не мешала мне жить нормальной мальчишеской жизнью – скорее, книги расширяли мой мир, делали его более объемным. К сожалению, после института мои возможности для чтения стали сокращаться. Постепенно семья и работа заполнили все 24 часа в сутках. А деловые документы, весьма разнообразные по содержанию, которые мне необходимо было читать во множестве, в какой-то момент просто превратили чтение в работу.

Все изменилось семь лет назад. Тогда я только-только возглавил Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр государственной экспертизы». Александр Иванович Орт, ныне генеральный директор «Негосударственного надзора и экспертизы», а в ту пору начальник петербургского Госстройнадзора, не только порекомендовал, а непосредственно дал мне прочитать книгу Джеффри Лайкера «Дао Toyota». В рождественские каникулы, просто из уважения к Александру Ивановичу, я начал ее читать.

«Дао Toyota» – книга достаточно тяжелая, но я, к собственному удивлению, прочитал ее с удовольствием. По большому счету, Александр Иванович стал тем человеком, который возродил мою детскую любовь к книгам. Я понял, что какие-то под-
смотренные в деловой литературе механизмы можно и нужно использовать на практике, в условиях Госэкспертизы. И я с большим интересом начал читать бизнес-книги. Я обязательно вернусь к «Дао Toyota» в одном из следующих обзоров. В моем понимании эта книга является одной из необходимых для чтения, несмотря на существующий миф о разнице в менталитете Востока и Запада.

В определенный момент мне стало понятно, что при таком изобилии деловой литературы на книжных полках необходимо выработать систему выбора книг, которые следует прочитать в первую очередь, и в последние два года я достаточно тщательно определяю свой круг чтения.

В хороших книгах есть ссылки на другие издания, других авторов. Если рекомендации повторяются, для меня это сигнал, чтобы поставить их себе в список чтения. Именно так я обратил внимание на труды психолога Виктора Франкла. Но наиболее эффективным стало обращение к экспертам, которых я просил назвать книги, обязательные, по их мнению, к прочтению. Среди таких экспертов хочется выделить и поблагодарить Сергея Кирилловича Мордовина, ректора Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) и Наталью Васильевну Боровикову, директора по развитию консалтинговой группы BI TO BE, доцента РГПУ им. А. И. Герцена. А книги Джима Коллинза (к ним мы тоже обязательно вернемся), мне посоветовал сам Клаус Кобьёлл, легендарный бизнес-консультант, автор книг по проблемам маркетинга, повышения эффективности продаж и мотивации персонала, у которого я был на семинаре. Предлагая читателям свои рекомендации, я во многом возвращаю долги тем, кто не отказывал мне в совете.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

В предыдущих публикациях подробно рассматривались метод деления «альфа-лидеров» на «Командиров», «Мечтателей», «Стратегов» и «Исполнителей», который предлагают Кейт Лундман и Эдди Эрландсон, а также формула «PAEI» Ицхака Калдерона Адизеса – согласно ей, руководители распределяются по доминантному признаку на «Производителей», «Администраторов», «Генераторов идей» и «Интеграторов». Существуют и иные классификации управленцев, но, как нетрудно заметить, подходы разных авторов часто пересекаются друг с другом: например, «Мечтатель» и «Генератор идей» описаны почти идентично.

Практически любая компания имеет пирамидальную структуру. Разумеется, я имею ввиду не финансовую «пирамиду», а строение организации – трехмерную модель, устойчивую конструкцию, которая базируется на широком основании и сужается к вершине. Вершина такой пирамиды – лица, принимающие решения на уровне всей организации, ее топ-менеджмент. Ниже – несколько уровней управления.

Для наглядности представьте «пирамидку Рубика» – вариант известнейшей головоломки, где вместо кубика собирают тетраэдр (на самом деле эту игрушку придумал немец Уве Мефферт почти на десять лет раньше изобретения Рубика, но кубик получил большую популярность). Паззл состоит из одинаковых деталей-многогранников, выстроенных по уровням и хорошо подогнанных друг к другу. В нашем случае это и есть структурные единицы организации, распределенные по уровням управления. Казалось бы, достаточно просто подобрать их по цветам – и гармония в работе будет достигнута.

Но, в отличие от пирамидки-паззла, на практике структура организации собирается из компонентов, отличных не только по цвету. Мы имеем дело с моделью, состоящей из фрагментов различной формы, одновременно обладающих свойствами из разных систем оценки в самых неожиданных комбинациях.

Цель командообразования – правильно подобранные кадры, точно распределенные по своим местам с учетом особенностей остальных единиц. Пирамида организации собирается из компонентов разного размера, формы и веса. Если они составлены верно, получается монолитная конструкция, и организация достигает своего наилучшего состояния. Начинает работать синергетический эффект: от усилий каждых трех сотрудников получается не трехкратный, а девятикратный результат.

Поэтому первейшая задача, стоящая перед организацией, – сформировать команду лидеров. Для этого необходимо учесть взаимодействия членов команды в соответствии с PAEI-кодом по Адизесу, развивать сильные стороны «альфа-лидеров» и «гасить» их недостатки. И при этом сложившаяся матрица должна быть спроецирована на все уровни организации, иначе лидерская вершина окажется отрезана от остальных уровней, и мы не добьемся искомого результата.

Следует помнить, что все звенья, от бригады в траншее до офиса продаж и директората, должны быть оптимально организованы, образуя собственные монолитные пирамидки, которые также без зазоров выстраиваются в единую пирамиду фирмы. Появление трещин на любом ярусе структуры может привести к ее падению, и развалившаяся конструкция окажется просто кучкой многогранников. Кучка – это, определенно, не самая эффективная модель бизнеса.

Хорошему руководителю необходимы знания технологий управления, человеческой психологии и многих других дисциплин, чтобы найти свое место в пирамиде организации, и, тем более, чтобы ее возглавить.

ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Итак, для того чтобы стать хорошим руководителем, мало университетского диплома и сведений по специальности. Требуется знание совершенно других дисциплин. В наступившую эпоху, при постоянном дефиците времени и многообразии источников информации, краткие обзоры лучших деловых книг помогут расширить кругозор специалистов и руководителей строительной отрасли.

Первый, вводный цикл публикаций был посвящен кризису, психологии лидеров и способам общения с ними, а также пониманию того, что ни один, даже самый уникальный человек не может объединить в себе все необходимые знания и умения.

Во втором цикле внимание будет сфокусировано на формировании человека, стоящего у руля. Того, от кого зависит большое количество людей, приходящих на работу не только ради воплощения идей своего руководителя, но и для реализации собственных потребностей. В следующем обзоре – книга Джима Коллинза «От хорошего к великому». Я познакомлю вас с «руководителем пятого уровня», который принимает на себя максимальную ответственность за происходящее и ищет виноватых, «глядя в зеркало, а не в окно».

Я давно заметил, что общий уровень человека, и, в частности, круг его чтения, определяется его окружением – будь то друзья, коллеги или руководители. До сих пор в строительном бизнесе не было площадки для обмена мнениями на «книжные» темы. Поэтому в скором времени я планирую сделать наше общение более интерактивным. А пока – пишите по адресу silaznaniy@ktostroit.ru. Я буду рад любым вашим комментариям и предложениям, информации о новых книгах, вашему видению поднятых здесь вопросов.

Надеюсь, что в моих начинаниях меня поддержат и другие участники нашей отрасли, не безразличные к ее будущему. Мы все должны прикладывать усилия для того, чтобы в строительстве появлялись лидеры, отвечающие запросам нынешнего времени.

Приятного вам чтения!


Другие статьи рубрики →
Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
 
Поделиться:  
Все новости