АНАЛИТИКА

Стеновые переживают спад

   01 июня 2016, 16:29
Темпы строительства многоквартирных домов снижаются. Производители стройматериалов вынуждены переориентироваться на индивидуального застройщика.

Газобетон-3.jpgТак, доля индивидуального жилищного строительства в общем количестве сданного с начала года жилья для Ленобласти составила чуть более 15 % (160,7 тыс. кв. м), для города – около 5 % (49,3 тыс. кв. м). Особенно хорошо это удается производителям газобетона.

В прошлом месяце в Петербурге в эксплуатацию сдано 66 домов на 1055 квартир, из них только 60 тыс. кв. м жилья – в многоквартирных домах. Оживления на рынке многоэтажного домостроения не стоит ждать ранее 2018 года.

О том, что в отрасли производства строительных материалов отмечается сильнейший спад, говорили и участники Экспертного совета по вопросам производства стройматериалов при Комитете по земельным отношениям и строительству Госдумы.

Так, в I квартале 2016 года производство цемента в РФ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизилось на 15,1 %, керамического кирпича – на 21,5 %, сборного железобетона – на 21,9 %, металлоконструкций – на 11,8 %, керамических блоков – на 14,8 %, дверных блоков – на 14,6 %. Стеновых крупных блоков из бетона в январе 2016 года стали производить на 58,7 % меньше по сравнению с январем 2015 года, блоков из ячеистого бетона – на 39,2 %. За последние три года в отрасли стало на 67 предприятий меньше, а количество персонала сократилось на 13,4 тыс. человек (2,9 %).

В строительстве, как многоквартирного, так и индивидуального жилья, традиционно используют три базовые технологии строительства: монолитное и кирпично-монолитное, панельное или ЖБИ и кирпичное.

Газобетон наряду с кирпичом является одним из самых надежных и востребованных строительных материалов. Тем не менее, в условиях нестабильной экономической ситуации в 2015 году емкость рынка газобетона в Санкт-Петербурге и Ленинградской области уменьшилась на 15 %.

Существенную поддержку рынку газобетона оказал частный сектор. В то время как объем потребления данного строительного материала на высокоэтажном строительстве сокращался, заказы от частных клиентов росли. Так, продажи «Центра стеновых материалов ЛСР» (розничное подразделение «ЛСР. Стеновые материалы») на Северо-Западе достигли в 2015 году 82,5 тыс. куб. м, что составило почти 22 % общего объема продаж газобетона компании (рост в сравнении с 2014 годом составил 33 %, а в сравнении с 2013 годом – 64 %).

Распределение игроков на рынке выглядит следующим образом: «ЛСР. Стеновые материалы» – 33 %, Н+Н – 25 %, «ЕвроАэроБетон» – 14 %, «211 КЖБИ» – 13 % и «СтройКомплект» – 13,5 %. Газобетон из других городов занимает 1,5 % на рынке. Местные производители реализуют продукцию как в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, так и по всему Северо-Западу, поставляя незначительные объемы даже в Москву. Доля иногородней продукции снизилась до 1,5 %. Их нишу заняли местные игроки, предлагающие газобетон по более выгодной цене.

Нина Авдюшина, генеральный директор ООО «H+H», считает, что ситуация с производством стеновых материалов в разных сегментах по своей природе схожая, поскольку из-за сокращения объемов строительства спрос упал. «Возможно, несколько более уверенно себя чувствуют производители газобетона. Например, мы отмечаем рост спроса на нашу продукцию, и в целом довольны результатами первого квартала: он оказался лучше наших ожиданий. А вот производители панелей, не исключено, испытывают больше пессимизма: доля этих стеновых материалов постепенно снижается за счет наступления того же газобетона», – уточняет спикер.

По мнению экспертов, в прошлом году себестоимость строительства увеличилась в среднем на 8–10 %. Так, выросли цены на арматуру, бетон, кирпич. Сдерживать рост себестоимости позволяет импортозамещение продукции.

Многие застройщики используют в работе отечественные материалы, которые не уступают по качеству импортным.

«Что касается цен на рынке газобетона, то при текущем уровне инфляции ни один профессионал не сможет удерживать издержки на прежнем уровне, поэтому повышение отпускных цен на продукцию – мера неизбежная и необходимая. Так что мы уже провели небольшое повышение цен с учетом доставки продукции. Дальнейшее изменение цен в этом году будет зависеть от потребительского спроса», – говорит г‑жа Авдюшина.


Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Любовь Андреева
 
Поделиться:  
Теги:
Все новости