ТЕНДЕНЦИИ

Территория промышленности

   06 июня 2016, 10:02
АО ВТБ Девелопмент представило предпринимателям проект индустриального парка «Марьино» в Петродворцовом районе, а заодно «измерило температуру» спроса на рынке.

До потепления в сегменте индустриальных парков города пока далеко. Бизнес либо занимает выжидающую позицию, либо создает своими силами площадки для производства. 

По данным Knight Frank, впервые словосочетание «индустриальный парк» в России прозвучало в 2007–2008 годах. Наиболее активным периодом их создания в Петербурге стали 2009–2012 годы. В настоящее время в городе функционируют и активно развиваются лишь 10 индустриальных парков, остальные так и остались проектами на бумаге. Среди лидеров – такие объекты, как «А Плюс Парк Шушары», «Федоровское», Greenstate и другие.

В 2017 году АО ВТБ Девелопмент планирует ввести вторую очередь индустриального парка «Марьино» в Петродворцовом районе. Это – типичный пример индустриального парка типа Greenfield, ориентированный по принципу B2C. Тип Greenfield («зеленое поле» – англ.) – это технически подготовленная площадка для размещения промышленности, управляемая одним оператором. Она располагает развитой дорожной сетью, готовыми инженерными коммуникациями. Площадка такого типа создается со всеми условиями для современного производства или формируется под конкретных производителей. Индустриальный парк этого типа, как правило, строят для продажи производителям. «Заявки от потенциальных резидентов парка существенно сократились», – комментирует кризисную динамику директор по инвестициям ВТБ Девелопмент Александр Паршуков.

Другие индустриальные парки Петербурга тоже почувствовали перемены спроса за последние годы. Структура предложения ближайшего к городу индустриального парка «Кола» схожа с «Марьино». Это тоже строительство «под резидента», по его индивидуальным запросам. Председатель совета директоров Tellus Group Елена Смотрова рассказала о тенденции сокращения иностранных производителей в индустриальном парке «Кола». С 2013 года иностранные инвесторы стабильно уходили с площадок Петербурга, и у Tellus Group среди клиентов все больше отечественных интересантов. Но, к сожалению, одними российскими производителями не заполнить производственные территории города.

ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург» не видит конкурентов своему индустриальному парку Greenstate. Площадка 115 га за три года была полностью подготовлена для нужд предпринимателей. Но и этот парк в Горелово заполнен лишь на 60 %. Среди резидентов – крупные производители: «Пит Продукт», «Сименс ТГТ», SMC Pneumatik и другие – всего 11. А парк рассчитан на 20–25 производств.

Индустриальные парки типа Greenfield начали строить до 2015 года. Сегодня полностью подготовленные, оснащенные транспортной сетью и инженерными коммуникациями площадки не могут найти своего клиента. Постепенно сегмент Greenfield уступает первенство индустриальным паркам типа Brownfield («коричневое поле» – англ.), основанным на существующем и не всегда современном производстве. Как правило, площадки Brownfield требуют реконструкции или капитального ремонта для адаптации под нужды современного производства.

В этом сегменте ситуация обратная – площадей меньше, чем интересантов. «Предприниматели, особенно малый и средний бизнес, испытывают нехватку доступных производственных площадей Brownfield. С учетом кризисных явлений в экономике, на мой взгляд, небольшие компании будут отдавать предпочтение готовым площадкам именно такого типа. Работа по стимулированию создания и развития таких проектов на базе крупных промышленных предприятий города уже ведется. По моей инициативе в Смольном создана рабочая группа по разработке концепции развития индустриальных парков на территории города», – прокомментировал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов. Именно о таких небольших площадях в 200–2000 кв. м говорил г‑н Паршуков. ВТБ-Девелопмент готов инвестировать в подобные проекты, но диалог с властью на эту тему, по словам директора по инвестициям ВТБ-Девелопмент, еще не выстроен.

«Спрос есть, но сегодня индустриальные парки заполняются невысокими темпами. Для многих предприятий индустриальный парк – это лучшая возможность сделать хороший проект в разумные сроки. Для непрофессионального девелопера самостоятельная реализация проекта может оказаться куда более затратной, как в плане финансовых вложений, так и в плане времени», – считает заместитель генерального директора Knight Frank St. Petersburg Михаил Тюнин.

Мнения

Дмитрий Чтецов, генеральный директор ТК «Лэнд»:

– В городе нет фреш-складов. Нет санитарных зон с выделенными пищевыми складами. Последние хорошие склады были у Олега Тинькова. Все пищевое производство города вынуждено ютиться на Парнасе, в «Холдинге‑78». Там есть подходящие склады. Но все они были построены в 60–70‑х годах.

Александр Хромов, генеральный директор МБ НПК «Цитомед»:

– Я хочу самостоятельно построить технопарк с научной составляющей. Что-то типа «Сколково», только лучше, миллионов за 300, чтобы проводить там исследования в фармацевтике. С клетками, рыбками, роботами… Проблема в том, что у нас нет любви с властью. Общая координация со стороны Смольного отсутствует.

Дмитрий Борисов, коммерческий директор фармацевтической компании «Полисан»:

– Нам посчастливилось не связываться с индустриальными парками. У нас свой участок, на нем два комплекса, строится третий. Единственная потребность – склады. К ним в фармацевтике требования высокие. Наши производственные площадки постоянно проверяют экологи – каждый раз умудряются что-то найти. Еще одна проблема – импортозависимость отрасли. На заводах из российского – только фильтры и две-три единицы оборудования. Остальное замещать нечем и незачем.

Николай Ильющенко, технический директор ГК «Лосево»:

– Надо, чтобы политика была направлена не только на сельское хозяйство, но и на сопутствующие ему объекты. От земли до логистики.

Тарас Гронин, заместитель генерального директора Института Строительного Проектирования ООО «Геодизайн»:

– Мы сейчас развиваем фармкомпании. Есть два проекта в начальной стадии. Один уже можно строить, но нет экономической целесообразности. Второй уже может производить, но надо понять – будет ли поддержка со стороны города. При размещении производства необходимо выбрать правильную площадку, правильного продавца. Начать в нужном месте, чтобы не потерять время. Пока мы прислушиваемся к ситуации на рынке.

Павел Ключник, совладелец ТД «Реалъ – Свежие продукты»:

– Мне «Марьино» не кажется привлекательной площадкой. Нужны ли нам индустриальные парки? Нет. Нас «Холдинг‑78» устраивает целиком и полностью. 

Алексей Храбров, член совета директоров компании «Метрика»:

– Многие, даже крупные компании, сейчас сокращают свои площади. Мы арендовали труднодоступную площадку в Выборгском районе – в лесу, куда можно только на вертолете долететь. Встала проблема персонала – никто не шел туда, набрать было сложно. Но таким образом мы оптимизировали расходы: производство должно быть с минимальными затратами. Мы – производители стройматериалов – не такие взыскательные, как пищевики.

Безымянный.png


Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Вера Лаговская
 
Поделиться:  
Теги:
Все новости