ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Светодиодам опять дают зеленый свет

   06 июня 2016, 10:40
Доля светодиодных осветительных приборов в госзакупках может вырасти с установленной на сегодня квоты в 5% до 75% в 2020 году.

Минэкономразвития подготовило поправки в приказ от 4 июня 2010 года «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений». Согласно проекту приказа, доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении государственных или муниципальных заказов на поставки осветительных приборов для зданий, магистральных дорог, магистральных улиц, не должна будет превышать в 2017 году 90 % от общего объема заказов (в натуральном выражении), в 2018 году – 70 %, в 2019 году – 50 %, в 2020 году – 25 %.

Светлые перспективы 

Пока по действующему законодательству доля светодиодной продукции должна составлять не менее 5 % от общего объема при условии ежегодной поставки в рамках госзаказа от 500 единиц. Однако уже через год эта доля обещает вырасти вдвое, а через четыре года занять три четверти в объеме госзаказа.

По замыслу разработчиков проекта, массовый переход на энергосберегающие светодиоды позволит сократить общее потребление электроэнергии на 60 %, а годовые затраты на электрическую энергию и замену люминесцентных ламп – в 2,5 раза.

Надо отметить, что планы полностью соответствуют семимильным шагам развития отрасли – светодиодный рынок является одним из наиболее динамичных во всем мире. За период 2015–2018 годов эксперты прогнозируют его трехкратный рост, в том числе в России, где в профессиональном освещении доля светодиодного уже достигла почти трети.

Но готовы ли российские производители светодиодной продукции к заявленному министерством резкому увеличению спроса на рынке светотехники?

Безымянный-2.pngВ лидерах – внутреннее освещение 

«Производственные компании могут только приветствовать формирование и увеличение гарантированного четко контролируемого внутреннего рынка», – считает Александр Богданов, заместитель директора департамента по техническому развитию и разработкам ОАО «ИНТЕР РАО Светодиодные Системы» («Светлана-Оптоэлектроника»).

Надо отметить, что для предприятия, которое является лидером отрасли (20–25 % внутреннего рынка), бюджетный потребитель является одним из основных: около 60 % выпускаемой светотехники приходится на долю государственных и муниципальных заказов, преимущественно для внутреннего освещения.

По мнению специалиста, правительством прорабатываются многие правовые акты, направленные на расширение возможности применения светодиодных осветительных устройств для государственных и муниципальных нужд, например, проект постановления правительства № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ». Их основное назначение – повысить отечественную составляющую в производстве светодиодных осветительных приборов. Это само по себе должно стимулировать производителей к более активным действиям по развитию отечественной производственной базы.

«Большинство крупных производителей обладают достаточными производственными мощностями, – уверена, в свою очередь, генеральный директор ООО «АтомСвет Энергосервис» Елена Филатова. – Фактически они находятся на низком старте в ожидании существенного роста рынка».

По ее словам, в основных сегментах – промышленное, офисное освещение – светодиоды уже заняли прочные позиции, в уличном и магистральном освещении ожидается выход на устойчивое развитие в ближайшие 1–2 года. Кроме того, быстрыми темпами растет спрос на светодиодные лампы, то есть идет активное освоение сегмента бытовой светотехники.

Баир Очиров, исполнительный директор ООО «ПРОФСВЕТ», представляющего интересы ГК «Фокус» на Северо-Западе, соглашается с коллегой: «Наша компания полностью готова к увеличению объема рынка, поскольку имеет собственные производственные площади, постоянно пополняемые складские запасы комплектующих, разрабатывает и производит собственные блоки питания и оптическую систему LIQUOS для выпускаемых светодиодных светильников».

Глубина проникновения светодиодного освещения отличается по сегментам. На первом месте – внутреннее освещение, как промышленное, так и коммерческое, которое существенно продвинулось вперед в последнее время, особенно при оснащении торговых и многофункциональных комплексов. Уличное и придомовое освещение можно поставить на второе место, архитектурную подсветку – на третье, подсчитали в «АтомСвет».

Ложка дегтя 

В ближайшие годы развитие рынка светодиодных изделий будут определять два обстоятельства: состояние экономики и усилия государства по стимулированию проникновения светодиодного освещения. Кроме того, есть факторы, способствующие ускоренному проникновению светодиодного освещения. Один из них – эффективность применения светодиодных светильников – связан с тем, что по мере заполнения рынка стоимость производства светодиодов будет снижаться, а их световая мощность – расти.

Безымянный-3.pngОднако есть и сугубо рыночные обстоятельства, сдерживающие внедрение светодиодного освещения, да и изготовители традиционных источников света тоже не стоят на месте. Если ограничения на применение светодиодов в дошкольных и школьных учебных заведениях практически сняты, то в освещении автомобильных дорог все не так просто. Здесь основными конкурентами для светодиодных приборов остаются натриевые светильники, в которых теперь используются лампы с увеличенным сроком службы до 40 тыс. часов, улучшенной цветопередачей, более безопасные экологически.

Кроме того, как отмечают участники рынка, удовлетворение внутреннего спроса за счет качественной отечественной продукции напрямую зависит от общей ситуации в экономике. Не в последнюю очередь – от колебаний курса валют, поскольку часть компонентов приобретается за рубежом, включая качественные высокопроизводительные светодиоды производства Nichia Corporation (Япония), Cree (США), Seoul Semiconductor (Корея), OSRAM (Германия) и др. Совсем без импорта подорожавших электронных комплектующих и чипов пока не обойтись, а это заметно (до 30 % и выше) уже повысило цены на продукцию. Производителям приходится подстраиваться под запросы заказчика, снижать издержки, оптимизировать производственные процессы.

«Планам развития рынка могут помешать кризисные явления, в частности, заморозка крупных проектов модернизации производств, – полагает Елена Филатова. – Зависимость от зарубежных поставщиков комплектующих также играет отрицательную роль – как напрямую, приводя к увеличению себестоимости изготавливаемой продукции, так и тем, что вносит фактор неопределенности в ценовую политику. До определенной степени этот фактор сглаживается снижением цен на светодиоды, но конструкция светильника – это не только они, но и драйвер (блок питания), радиатор». Свою негативную роль играет растущая стоимость кредитов – это влияет на планы производителей по расширению производств.


Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Татьяна Мишина
 
Поделиться:  
Теги:
Все новости