Кто будет строить будущее

   14 июня 2016, 09:17
Со дня на день новый строительный десант начнет штурмовать вузы и колледжи Северной столицы.

Кто и почему готовится поступить в учебные заведения на строительные специальности, в пользу какого образования делают выбор будущие строители и архитекторы, выясняла корреспондент «Кто строит в Петрбурге».

Прием документов вот-вот начнется, но статистические данные уже показывают, что профессия «строитель» становится популярнее. Сильнейшие строительные кафедры Петербурга готовы принять будущих специалистов на платной и бюджетной основе.

Безымянный.pngВедущие вузы страны ждут абитуриентов

Строительное образование в Петербурге началось с СПбГАСУ. Университет вырос из Училища гражданских инженеров при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий, которое было создано по указу Николая I в 1832 году. В 1842 году по его же распоряжению учебное заведение объединили с Архитектурным училищем в общее Строительное училище. Этим летом СПбГАСУ ждет на бюджетные места 80 абитуриентов по направлению «Архитектура», 250 – «Строительство», 40 – «Дизайн архитектурной среды», 40 – «Градостроительство», 30 – «Строительство уникальных зданий и сооружений», 15 – «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей», 15 – «Теплоэнергетика и теплотехника», 15 – «Электроэнергетика и электротехника», 25 – «Землеустройство и кадастры». По сравнению с прошлым годом количество бюджетных мест значительно увеличилось. Будущим студентам главного строительного вуза предстоит сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике, а на творческие направления – еще и рисунок фрагмента интерьера.

Особое место в сфере подготовки специалистов Петербурга занимает СПбГУ. Сегодня главный университет города готовит реставраторов. Для поступления на кафедру реставрации необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому и литературе, а также пройти вступительные испытания – творческий конкурс по живописи и рисунку. У будущих реставраторов города есть возможность подготовиться к испытаниям – в СПбГУ проводят подготовительные курсы от двух до 12 недель. Бюджетных мест на реставрацию в этом году 12 – по 6 на бакалавриате и магистратуре. С 2014 года популярность профессии «реставратор» выросла вдвое – 7 заявлений на место в 2016 году против четырех в 2014‑м.

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет – СПбГАУ – готовит специалистов в институте «Землеустройство и строительство». По сравнению с прошлым годом цена на обучение здесь выросла на 6 тыс. рублей. Бюджетных мест по направлению «Строительство» – 25, «Землеустройство» – 50. «Абитуриенты на направление «Строительство» к моменту поступления должны обладать хорошим знанием естественнонаучных дисциплин и навыками работы на персональном компьютере», – прокомментировали в пресс-службе СПбГАУ.

Еще одна сильная база подготовки строителей – Горный институт. Он входит в сотню лучших учебных заведений мира. Этим летом бюджетные места в Горном распределились следующим образом: 19 – на специальность «Строительство», 50 – на «Землеустройство и кадастры». Возможности учиться бесплатно по направлению «Строительство уникальных зданий и сооружений» в этом году нет. «Количество бюджетных мест с каждым годом увеличивается.

Мы ждем наиболее подготовленных, профессионально-ориентированных абитуриентов», – поделились ожиданиями в приемной комиссии Горного института.

На особом положении в этом году абитуриенты из Крыма – они не сдавали ЕГЭ. Для них вузы проводят внутренние вступительные испытания по профильным предметам.

«Сегодня ценится не выпускник конкретного вуза, а выпускник-индивидуальность – с его способностями и уровнем знаний. Выделять какой-то вуз по уровню образования, я считаю, неправильным. В вузах все очень подвижно. Иногда приход яркого преподавателя в вуз может вывести отдельную кафедру на первые места в городе», – комметнтирует Сергей Фролов, технический директор СРО Союз «Строители Петербурга».

Безымянный-2.pngСреднее специальное

По данным Комитета по образованию, среднее специальное образование предлагают 49 профессиональных образовательных учреждений. Колледж «ПетроСтройСервис», Колледж водных ресурсов, Реставрационный колледж «Кировский», Колледж метростроя, Невский колледж им. А. Г. Неболсина готовят специалистов среднего звена по направлению «Техника и технология строительства». Колледж строительной индустрии и городского хозяйства готовит специалистов по направлениям «Архитектура», «Садово‑парковое и ландшафтное строительство», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Как сообщили в пресс-службе колледжа, здесь ждут ребят, подготовленных по профильным предметам, – математика, русский, физика, а также будут рады принять выпускников художественных школ. Для поступления на кафедру «Садово‑парковое и ландшафтное строительство» сдается тест по ботанике.

Рынок труда ждет инженеров

Каких специалистов ждут на строительном рынке труда? На этот вопрос мы попросили ответить руководителя пресс-службы HeadHunter Северо-Запад Екатерину Скляренко: «Чаще всего на hh.ru в сфере «Строительство» во втором квартале 2016 года искали главных инженеров (7 % от всех вакансий в этой сфере), менеджеров проектов (4 %), а также архитекторов, прорабов, инженеров ПТО, сметчиков, инженеров‑конструкторов. По рабочим специальностям самые востребованные у работодателей – слесари (11 % от числа всех вакансий для рабочих в сфере строительства), электромонтажники (8 %), машинисты крана (4 %), сварщики, плотники и маляры (по 3 %). Работодатели хотят видеть в штате выпускников ПГУПС, СПбПУ, СПГУ, СПбГАСУ и СПбГЛТУ. Впрочем, они не так часто отмечают это в требованиях к соискателям. В мае количество вакансий в строительстве приросло на 26 % по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом. На сферу строительства приходится 8 % от всех вакансий. Профессия «строитель» по-прежнему входит в топ‑10 самых востребованных у работодателей. Средняя зарплата в сфере «строительство» в мае составила 50 тыс. рублей. Этот показатель не изменился с прошлого года. Что касается соискателей, то в мае прирост резюме соискателей составил 12 %, а это больше, чем в целом на рынке на 2 %.

Конкуренция на строительном рынке Петербурга на высоком уровне – 8,9 резюме на одну вакансию. Но это меньше, чем в прошлом году. Однако до начала кризиса в середине 2014 года в этой сфере мы наблюдали показатель hh.индекса в рамках нормы: 4–5 резюме на одну вакансию. Это связано с тем, что в течение прошлого года количество вакансий в строительстве значительно просело. Динамика прироста вакансий в этой сфере была меньше, чем на рынке в целом.

Безымянный-3.pngИсследование среди участников проекта «Банк данных заработных плат HeadHunter» в начале этого года показало, что 29 % компаний в строительстве в России планируют сокращать издержки за счет сокращения персонала. 11 % планируют уменьшать зарплаты. Оба показателя немного выше, чем средние по всем отраслям вместе (23 % и 4 %)».

По мнению Сергея Фролова, важно, какие практические знания будет иметь выпускник вуза к моменту получения диплома. Сегодня почти утрачена связь между вузами и производством. Раньше, к примеру, специалист обязан был пройти преддипломную практику на предприятии, а его, в свою очередь, обязывали обеспечить студентов грамотным прохождением стажировки на стройке у прорабов, мастеров. Сейчас студенты сами ищут, где им пройти практику. Существовало когда-то и обучение по направлению предприятий: предприятия оплачивали обучение студентов, контролировали их успеваемость. Сейчас бизнес не готов к этому, и это понятно: в государстве нет законодательного обязательства выпускников вузов отработать какое-то количество лет на оплатившем его обучение предприятии. Поэтому выпускники сами ищут работу, и часто – не по специальности. То есть полученное образование используется крайне неэффективно.


Особое мнение


Сергей Фролов, технический директор СРО Союз «Строители Петербурга»:
– В целом уровень преподавания в строительных вузах остается на довольно высоком уровне, благодаря сохранению специалистов старой советской школы. Но эти преподаватели уходят, в том числе по причине низкой материальной оценки их труда. При распределении заработной платы необходимо обратить внимание на эквивалент вложенного преподавателем труда. Ректор может получать в десятки-сотни раз больше профессора и доцента. В результате доценты набирают часы в разных вузах и не занимаются наукой, методикой, написанием учебников, а зарабатывают деньги «часами», чтобы выжить. Один из главных недостатков образования в сфере строительства – это принятие российскими вузами Болонской системы. Сейчас мало, кто понимает, куда направить выпускников, подготовленных по ней. Вузы серьезно сократили часы занятий по тем или иным специальностям. На какую должность поставить бакалавра, какую возложить на него ответственность после окончания вуза, если все строительные нормы, инструкции рассчитаны на инженера? Как говорят специалисты, бакалавр – это недоинженер. Магистр – это недоаспирант, имеющий склонность к изучению научных вопросов, и такой специалист на стройке будет размышлять, из чего состоит бетон и как он твердеет, а не строить. Чтобы как-то изменить ситуацию, возможно, нужно воспользоваться опытом медицинских вузов, у которых существует так называемая ординатура. Наша страна приходит к сближению с мировым опытом и стандартами строительства, и очень важно найти возможности поощрения студентов для получения знаний и обмена опытом за рубежом.
Вера Лаговская
Поделиться:
строительные специальности
колледж
образование
учебные заведения

{{articles.header}}

{{results}}