ТЕНДЕНЦИИ

Лизинг без особых перемен

   20 июня 2016, 09:58
Лизинговые компании предлагают новые инструменты кредитования, а компании-производители сами стараются проложить дорогу к потребителям.

По оценке RAEX, объем российского лизингового рынка к 2016 году достиг примерно 3 трлн рублей и стал вторым после банковского сегмента, даже с учетом существенного сокращения в 2015 году. Вместе с тем проблемы на рынке лизингового кредитования удается сгладить преимущественно за счет развития секторов с государственной поддержкой.

На строителей надежды мало

Безымянный-3.png«Если в целом в 2015 году, по экспертным оценкам, рынок упал на 20–25 %, то в 2016 году ожидается его снижение еще на 10 %, – комментирует сложившуюся ситуацию заместитель директора «Балтонеэксим Лизинг» (Северо-Запад) Юлия Михайлова. – Но лизинговые компании к этому подготовились. Мы, со своей стороны, удержали портфель (а это более 5 млрд рублей), в основном, за счет госпрограммы по субсидированию автотранспорта российского производства. В 2016 году планируем выйти на внешние заимствования по программам субсидирования на приобретение оборудования для малого и среднего бизнеса».

Эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) полагают, что в 2016 году сегмент малого и среднего бизнеса (55 % от общего объема лизингового кредитования) сохранит небольшое преобладание над крупным бизнесом (45 %). А вот отраслевые ориентиры лизинговых компаний могут измениться – в 2016 году менее рискованными и более быстро растущими будут сегменты, в которых действуют программы господдержки: сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности. Например, лизинг машиностроительного, металлообрабатывающего и металлургического оборудования уже вырос на 27 %. Шансы роста для лизингодателей имеют нефтедобыча, химическая промышленность и ориентированные на экспорт отрасли. Малоперспективными сегментами, в которых ожидать роста пока не приходится, лизингодатели считают строительную технику и отчасти грузовой автотранспорт.

«Строительство, перевозки стройматериалов в сложных экономических ситуациях страдают в первую очередь, но и восстанавливаются быстрее, – считает директор департамента Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк» Александр Хайкинсон. – Пока этот сегмент не растет, но кредитным организациям надо в каждой отрасли искать лидеров и растущих клиентов».

Безымянный.pngНавстречу заказчикам

Доля строительной техники в общем объеме лизинговых контрактов занимает у разных компаний от 2 % до 30 % и в целом зависит от экономических изменений в строительной отрасли. Пока, уверяет Юлия Михайлова, резких колебаний ни в сторону снижения, ни в сторону повышения спроса нет, и уровень заявок со стороны строителей стабильный.

В компании «Балтийский лизинг» портфель контрактов диверсифицирован: примерно равные доли (от 17 % до 19 %) занимают сегменты сельского хозяйства, обрабатывающих производств, строительства, оптовой торговли, а также услуги (15 %). По словам руководителя дирекции продуктового развития и взаимоотношения с партнерами Андрея Волкова, в компании есть свои методики оценки ликвидности. Они позволяют смягчить условия финансирования лизингодателей с разными объектами лизинга при прочих равных условиях: для договора на приобретение в лизинг автотранспорта авансовый платеж может быть ниже, а срок дольше по сравнению с договором на лизинг оборудования.

Традиционно в сегменте лизинга строительной и спецтехники много малых и средних предприятий, для которых важны скорость рассмотрения и упрощенные процедуры одобрения заявок, особенно, если речь идет о сезонных дорожно-строительных работах. Ждать рассмотрения заявки в течение 1–2 месяцев у такого клиента, зачастую, нет.

С целью ускорить обслуживание «Балтонэксим Лизинг» в ближайшее время планирует запустить программу экспресс-анализа заемщика, которая должна ускорить выдачу техники в лизинг. Дополнительно для привлечения клиентов в компании увеличили срок договоров на технику до 10 лет с минимальными авансами. В «Балтийском лизинге» еще в начале года предусмотрели условия по снижению ставок в среднем на 1–1,5 %, ввели сезонные графики с рассрочкой платежей. «Уралпромлизинг» предлагает разные системы погашения платежей – равномерный, убывающий, сезонный, ступенчатый, а также услугу «Стоп-период» на время доставки техники длительностью до 6 месяцев.

Но в целом лизинговые компании стали более избирательными в отношении заказчиков. Общий тренд – заключать договоры на наиболее ликвидное имущество с наиболее сильными клиентами на максимально простых условиях. Для ликвидации просроченных  платежей применяют разные инструменты, чтобы поддерживать портфель заказов и в то же время эффективно управлять задолженностью. Наиболее частым инструментом становится администрирование в постоянном контакте с клиентом – как показывает практика, часть просрочек носит организационный характер.

Сейчас средний срок лизинга спецтехники, по данным лизинговых компаний, составляет 36 месяцев, наиболее частые сделки заключаются на срок 24–48 месяцев. Минимальный уровень авансовых платежей составляет 10 %, среднее удорожание в год – порядка 8 %.

Безымянный-2.pngФирменные продукты

Удержать на плаву лизинг спецтехники в 2016 году призваны также совместные программы лизингодателей с производителями и поставщиками, которые обеспечивают более выгодные условия продаж, в основном, за счет ставки кредитования.

Некоторые из этих программ стартовали еще с началом кризиса. Так, один из ведущих поставщиков спецтехники JCB в 2014 году запустил собственную программу финансирования клиентов JCB Finance совместно с «ЮниКредит Лизинг» и официальными дилерами. Благодаря этой программе экскаватор-погрузчик 3CX стал доступен в лизинг со ставкой удорожания 1,16 % при условии внесения аванса от 49 % и погашения сделки за 13 месяцев. При этом заявку можно оформить в дилерском центре, а срок принятия решения по ней принимается практически сразу.

Собственная лизинговая компания «КАМАЗ» использует широкий выбор программ продаж в лизинг: «Утилизация+Лизинг» позволяет получить скидку 400 тыс. рублей на каждый автомобиль, «Трейд-ин+Лизинг» – 350 тыс. рублей. Дополнительное государственное субсидирование авансового платежа по программе «Льготный лизинг» сэкономит заказчику еще 10 % стоимости автотехники.

Ряд поставщиков ввели особые условия на конкретные модели. Лизинговая компания «Дельта» в партнерстве с ООО «АвтоСпецМаш» с мая предлагает приобрести новый экскаватор-погрузчик Case 570T по акции всего 

за 4 390 000 рублей. Челябинский тракторный завод и АО «Сбербанк Лизинг» договорились о реализации целой линейки техники со спецпредложениями на наиболее ходовые модели: минимальное удорожание лизинговых платежей для покупателей бульдозеров серии Б10М составит всего 5 % при авансовом платеже от 20 %.

Повышенный спрос на строительную и спецтехнику в этом году может обеспечить совместная программа ряда лизинговых компаний и банков с правительством Республики Беларусь, которое субсидирует часть ставки рефинансирования РФ.

«По этой программе определен состав участников‑производителей оборудования, грузовой и спецтехники, по которым будут компенсированы лизинговые платежи, – поясняет Андрей Волков. – Лизинговые компании заинтересованы в подобных программах с производителями и экспортерами на особых финансовых условиях. Это позволяет лизингодателям удерживать объем лизингового портфеля, а поставщикам техники – объем поставок».

Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Татьяна Мишина
 
Поделиться:  
Теги:
Все новости