Рост на падающем рынке – удел лидеров

   20 июня 2016, 10:26
С начала года эксперты прогнозировали снижение спроса и объемов производства на рынке газобетона. Однако майские показатели внесли свои коррективы.

img007.jpgЛидеры рынка наблюдают небывалый рост продаж в данном сегменте, причем популярностью пользуются не только традиционные газобетонные блоки, но и уникальные, инновационные продукты с низкой плотностью. А это означает, что в ближайший год в регионе окончательно сформируется и укрепится пул хедлайнеров, способных не только удержать, но и нарастить собственную долю даже на падающем рынке.

Исследования российского рынка автоклавного газобетона, проведенные специалистами «ГС-Эксперт», показали, что спрос на автоклавный газобетон в России в 2015 году упал почти на 10 %, а объем производства снизился на 4 % и составил 12,1 млн куб. м.

В условиях кризиса емкость рынка газобетона в Петербурге и Ленинградской области в 2015 году сократилась на 15 % и составила 937 тыс. куб. м.

Нынешний год не принес облегчения отрасли. По предварительным оценкам экспертов, с января по май снижение рынка газобетона в обоих регионах составило 8–10 %. Согласно прогнозам экспертов, второе полугодие также станет непростым для большинства производителей строительных материалов. Ожидается и дальнейшее снижение емкости рынка газобетона в рамках прошлогодней динамики. Не добавляет оптимизма рост себестоимости производства газобетона вместе с удорожанием цемента, импортных составляющих, цен на услуги монополий.

Однако, несмотря на пессимистические прогнозы экспертов, май показал стремительный рост рынка. Крупнейшие производители газобетона рапортуют об увеличении объемов продаж и заметном подъеме производства. Абсолютный флагман рынка – «Группа ЛСР».

В мае «Группа ЛСР» объявила о рекордных продажах газобетона AEROC за всю историю существования марки. Реализовано более 64 тыс. куб. м стенового материала. До этого момента самый высокий показатель был зафиксирован в июне 2011 года. Тогда компания продала свыше 55 тыс. куб. м стенового материала.

Основным драйвером роста продаж стало малоэтажное индивидуальное строительство. «Если еще 10 лет назад 80 процентов отечественного газобетона применялось в многоквартирных домах с монолитным каркасом, то сейчас ситуация обратная – около 80 процентов газобетона используется в малоэтажном строительстве: ИЖС, дачное строительство, сблокированные дома. Основным потребителем автоклавного газобетона стал индивидуальный застройщик», – говорит исполнительный директор Ассоциации автоклавного газобетона (НААГ) Глеб Гринфельд.

«Существенную поддержку рынку газобетона оказывает частный сектор», – подтверждает слова коллеги Василий Кострица, заместитель генерального директора по строительным материалам «Группы ЛСР».

Об этом же свидетельствуют и цифры статистики: доля продаж газобетона выросла не только в собственном «Центре стеновых материалов ЛСР» – 31 % против прошлогоднего показателя 22 %. Активно растут и розничные продажи через официальных дилеров, среди которых ведущие строительные базы и сетевые гипермаркеты, в том числе ТД «Петрович», база «Вимос» и пр.

«В более выигрышном положении оказываются сегодня производители, которые основные маркетинговые коммуникации выстраивают в направлении В2С, поддерживая их работой В2В с торговыми сетями, обеспечивающими основной оборот строительных материалов на рынке индивидуального и малого коммерческого строительства», – поясняет ситуацию г‑н Гринфельд.

По результатам опроса среди посетителей XVI строительной выставки «Строим дом», самым известным стеновым материалом на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области является газобетон AEROC – стеновой материал «Группы ЛСР»: наведенная известность (выбор среди представленного списка брендов) составила 56,4 % и спонтанная известность (самостоятельное упоминание брендов) – 31,4 %.

Генеральный директор исследовательской компании «Агентство Социальной Информации Санкт-Петербург» Илья Мельник подчеркнул: «Тенденция лидерства брендов AEROC и «ЛСР» на рынке стеновых материалов Санкт-Петербурга отмечается нами на протяжении нескольких лет с минимальными изменениями. В условиях текущей экономической ситуации все большее число непрофессиональных строителей начинают активней интересоваться деталями возведения загородного дома, выбирать стеновые материалы, обращая внимание не только на цену, но и на стоимость последующего обслуживания дома». Потребитель, закаленный рынком, требует качественные и инновационные товары, способные улучшить качество жизни в загородном доме.

Именно поэтому все большую популярность получает инновационный газобетон D300, производимый «Группой ЛСР».

«Это на сегодняшний день самый теплый материал для возведения несущих стен, – отметил Василий Кострица. – Материал уже зарекомендовал себя в Европе, и мы уверены, что в ближайшее время он упрочит свое положение на российском рынке».

В 2013 году доля газобетона D300 в общем объеме отгрузки была менее 1 %, в 2014‑м – порядка 1,5 %, а в 2015‑м – 2 %. По итогам 5 месяцев 2016 года этот показатель вырос до 3 %. Газобетон AEROC EcoTerm Plus D300, благодаря своей структуре, позволяет строить однослойные каменные стены толщиной 200–300 мм, которые удовлетворяют современным требованиям к тепловой защите. Материал дает возможность потребителю снизить затраты на строительство и эксплуатацию.

По данным Ассоциации автоклавного газобетона, в структуре продаж все более растет доля материалов с низкими плотностями. Так, газобетон марки D400 (плотность около 400 кг/куб. м) еще 10 лет назад считался исключительно теплоизоляционным материалом. Сейчас он широко используется для возведения несущих стен – в целом по России его доля составляет почти 12 %, а на Северо-Западе доля низких плотностей составляет около половины рынка. «Активней для устройства несущих стен применяется газобетон марки D300. Первым российским заводом, освоившим коммерческий выпуск газобетона D300 с прочностью, позволяющей стоить дома высотой 2–3 этажа, стал петербургский завод «Аэрок СПб», – комментирует исполнительный директор НААГ. – Мне приятно осознавать, что Санкт-Петербург является самым передовым городом России в части применения автоклавного газобетона низких плотностей. Здесь впервые началось массовое применение марки D400, впервые была внедрена марка D300, отсюда расходятся по России наиболее перспективные технологии применения газобетона. Надеюсь, что Петербург продолжит оставаться газобетонной столицей России».

К слову сказать, снижение плотности газобетона – это мировая тенденция, основанная на стремлении к экономии, которая выражается в снижении расхода сырьевых материалов и транспортных издержек. Снижение плотности – это возможность уменьшения толщины стены без ухудшения ее теплотехнических характеристик.

Если говорить о рынке газобетона, то в 2016 году сохраняются тенденции 2015 года: эксперты прогнозируют дальнейшее снижение емкости рынка данного стенового материала в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Однако, благодаря грамотной сбытовой и маркетинговой политике, конкурентной ситуации, «Группа ЛСР» не просто продолжает сохранять лидирующее положение на рынке, но и наращивает долю на падающем рынке.


Варвара Гарина
Поделиться:
газобетон
AEROC
Группа ЛСР

{{articles.header}}

{{results}}