Праздник со слезами на глазах

   04 июля 2016, 10:26
1 июля реставраторы Петербурга отметили свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1945 году была организована Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома, положившая начало Ленинградской школе реставрации.

В октябре 1941 года в Ленинграде был создан Аварийно-восстановительный батальон численностью 150 специалистов. Из них 40 человек погибли при обстрелах и от голода. Все они занимались укреплением разрушенных зданий, фиксацией разрушений и обмерами наиболее ценных памятников. Именно тогда был создан особый способ фотосъемок, широко применяемый для многомерной фиксации объектов.

С 1945 года реставрационные работы не прекращались, что позволило сохранить архитектурное наследие Петербурга и пригородов.

О новых проектах реставрации, актуальных работах этим летом и проблемах отрасли корреспонденту «Кто строит в Петербурге» рассказали сами виновники торжества.

– Какими проектами реставрации вы сейчас занимаетесь и чего не хватает для их идеального воплощения?


Рафаэль Даянов, 

директор архитектурного бюро «Литейная часть‑91», архитектор:

– Сейчас мы закончили проектные работы парка Монрепо, занимаемся входной зоной Выборгского замка, а также работами над реконцепцией Никольских рядов – они станут гостиницей. Не хватает компетентности кадров. Мы столкнулись с неподготовленными, некомпетентными подрядчиками, качество работ которых оставляет желать лучшего. Тендеры на проведение реставрационных работ выигрывают компании без необходимого опыта. Именно поэтому мы не работаем с госзаказом. Не устраивают ни сроки, ни цена, ни подходы. Почему это происходит? Мы упустили время воспитания.


Георгий Балахничев, 

заместитель генерального директора ООО «Реставрационная мастерская «Наследие»:

– Сейчас реставрируем объекты на территории музеев‑заповедников в Павловске и Царском Селе. Занимаемся восстановлением скульптуры ангела храма Святого Петра на Невском проспекте, 22–24, 

работаем в Некрополе. Не хватает сезонного времени. Не все проекты реставрации могут быть выполнены без финансового удорожания в зимнее время. Не хватает легкости согласования. Все процедуры, рабочие моменты очень зарегулированы. Эта бумажная волокита занимает ценное время летнего сезона реставрации. Для более эффективной работы процедуры надо упрощать. Еще очень тормозят работу недочеты проектных изысканий. Первая стадия любой реставрации – расчистка. На предпроектной стадии полной расчистки не сделать – а это значит, не увидеть всей картины. В процессе работ выявляется множество проблем, не учтенных в техническом задании. Приходится останавливать работу и документировать, вносить поправки. Так было со скульптурной группой «Ника» на аттике здания Первого петербургского общества взаимного кредита по адресу канал Грибоедова, 13. Когда скульптуру греческой богини расчистили, обнаружили множество смещений деталей памятника, трещины, не зафиксированные в документах.

Василий Павленко

генеральный директор реставрационной компании ООО «Верн»:

– Сейчас мы занимаемся декором внутреннего убранства Государственного музея истории религии, Петергофского дворца. Выполняли реставрацию Дворца Нарышкина на Чайковского, 29, Эрмитажа. Нам не хватает финансирования. Сам заказчик зачастую неправильно характеризует проект. В результате – непредвиденные расходы. Особенно это касается государственного заказа, который в ходе работ требует дополнительных затрат. В итоге реставрация идет в убыток реставраторам. Чтобы решить эту проблему, необходимо, чтобы заказчик, который составляет конкурсную документацию, привлекал грамотных специалистов для оценки.


Галина Сергеева

генеральный директор ООО «ПАССИМ»:

– В этом году у нас нет реставрационных проектов. Что тут сказать… Ситуация печальная. Начну с того, что в конкурсах должны участвовать профессионалы, а не дилетанты. Тендеры проводятся под конкретные компании – и, как правило, это наши главные конкуренты – мигранты. Конкуренты по численности и дешевизне работ, но далеко не по качеству. Петербургских реставраторов, специалистов выгоняют на улицу. Они практически остаются без работы! Разоряются лучшие фирмы. В городе сейчас выдано 1092 лицензии на реставрационные работы. Откуда столько?! По всей России настоящих специалистов около 2 тысяч. В одном только Петербурге числится 18 тысяч реставраторов, очевидно, их набрали прямиком с Апрашки.


Владимир Гилин

генеральный директор по продажам ООО «Ажио»:

– На сегодняшний день у нас в работе несколько интересных проектов. Один из них – это поставки известковой штукатурки на Петропавловскую крепость. Этот объект находится под особым контролем, и здесь уместно применять только сугубо исторические составы.

Также в работе находится станция метро «Балтийская», на которой мы проводим работы по подбору составов терразитовой штукатурки, максимально совпадающей с исторической по цвету и фактуре.

Важно для работ на исторических объектах, чтобы исполнители обладали профессиональными навыками работ с такими материалами. Этого отрасли не хватает.


Игорь Соколов

генеральный директор ООО «ЮНОНА»:

– В этом году продолжаем выполнять оборон-заказ – реставрируем Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. Сейчас объект готов на 50 %. Нам не хватает финансирования. Чтобы выплатить зарплату рабочим, нам пришлось взять кредит. Мы уже 10 месяцев ждем деньги в размере около 20 млн рублей. 40 работников не остались без зарплаты только за счет компании. Государство не обеспечивает реставрацию в полном объеме.


Вера Лаговская
Поделиться:
профессиональный праздник
ленинградская школа реставрации
реставратор

{{articles.header}}

{{results}}