Антимонопольщики против рейдеров
Как сообщили журналистам руководители антимонопольного органа Санкт-Петербурга, с начала 2016 года в рамках контроля закупок по закону о контрактной системе (44‑ФЗ) в ведомство поступило 3241 жалоба (в первом полугодии 2016 года – 2644 жалобы), из них обоснованными признаны 863, еще 625 отозваны заявителями. Что касается контроля закупок отдельными видами юридических лиц и органами власти, проводимых в рамках 223‑ФЗ, то здесь количество обращений выросло почти в два раза – с 262 до 459.
Выявленных нарушений стало больше, но рейтинг сохранился
Также действиями монополистов оказались недовольны больше заявителей, чем в первом полугодии прошлого года – количество их жалоб выросло на 40 %, и связаны они в основном с нарушением сроков технологического подключения к электросетям. Напомним, что контроль за тарифами передан органам ФАС с сентября 2015 года, а с начала 2016 года соответствующие жалобы от физических лиц рассматриваются ускоренно, сразу в рамках Кодекса об административных правонарушениях.
Тревожной тенденцией назвал глава УФАС Вадим Владимиров участившиеся нарушения со стороны организаций, которые пользуются доминирующим положением на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, взимая с контрагентов плату сверх установленных тарифов. В частности, управлением возбуждены два дела по подобным нарушениям в отношении ООО «Комбинат химико-пищевой ароматики» и АО «ГОЗ Обуховский завод».
Вместе с тем в Петербурге с антимонопольной деятельностью все обстоит не так плохо, отметил глава ведомства. Г‑н Владимиров рассказал, что, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ за первый квартал 2016 года, в рейтинге эффективности региональных закупок Санкт-Петербург занял шестое место среди субъектов федерации, по закупкам, совершаемым конкурентным способом, – сохранил первое место, по индексу экономности – удержал второе.
«Аврора» привлекла внимание ФАС
Помимо контроля за тарифами, в ведении антимонопольной службы с декабря 2014 года находятся все сделки в сфере государственного оборонного заказа, хотя и прежде подобные обращения рассматривались органами ФАС совместно со структурами Рособоронзаказа. В этом сегменте в первом полугодии 2016 года, по сравнению с предыдущим полугодием, также отмечены и рост обращений заявителей (с 13 до 52), и увеличение количества и общей суммы штрафов по итогам рассмотрения этих обращений – с 0,25 до 1,873 млн рублей.
Как сообщила заместитель руководителя Юлия Лютак, УФАС курирует весь округ – это более 160 организаций головных исполнителей, не считая коопераций, и более 10 структурных подразделений федеральных органов (ФСИН, МВД и др.). По ее словам, за полгода количество жалоб в связи с исполнением гособоронзаказов выросло в 4 раза, правда, 95 % из них признаны необоснованными.
На органы власти пожаловались 350 раз
С начала года в управление поступило более 350 жалоб на действия органов власти, по которым выдано 44 предупреждения, из которых 34 исполнены, а по одному возбуждено дело по нарушению антимонопольного законодательства. Дело рассматривается в отношении Дирекции транспортного строительства по причине внесения нескольких районов в один лот. В первом полугодии Арбитражным судом СЗФО это решение было поддержано, и Верховный суд РФ также подтвердил, что нельзя размещать в одном лоте закупки в разных районах населенного пункта.
Большинство предупреждений (21 из 44) вынесено в отношении глав администраций районов, в том числе 4 – по Приморскому району, по 2 предупреждения по Красногвардейскому, Фрунзенскому и Невскому. Что касается исполнительной власти города, предупреждения были направлены в комитеты имущественных отношений, по госзаказу, по развитию предпринимательства и потребительского рынка.
Бизнес на тендерах
Еще одна тенденция, которую отметил заместитель руководителя УФАС Петр Яковлев, курирующий сферу госзакупок и торги органов власти, связана с профессиональными жалобщиками. Речь идет об организациях, задача которых состоит не в участии в конкурсных процедурах с целью получить госзаказ, а носит рейдерский, по определению чиновника, характер.
Петр Яковлев также напомнил об изменениях, связанных с переходом с января 2017-го деятельности МУП и ГУП по закупкам в ведение 44‑ФЗ. Сейчас организации производят закупки по более лояльному к заказчику 223‑ФЗ, и для них этот переход вряд ли пройдет гладко, а для сотрудников УФАС создаст дополнительную нагрузку.