Игорь Албин: «От самочувствия строительного комплекса зависит экономическая и социальная ситуация в регионе»

   03 октября 2016, 08:14
Вот уже полтора года строительным блоком Смольного руководит вице-губернатор Игорь Албин. «Кто строит в Петербурге» задал ему несколько вопросов о самых актуальных направлениях работы.

– Игорь Николаевич, одно из самых сложных и масштабных направлений, которое Вы курируете в Смольном, – это стройка. Как Вы оцениваете ее сегодняшнее состояние?

– Строительная отрасль по праву считается локомотивом экономики, на ее долю приходится семь процентов валового регионального продукта, в отрасли и смежных с ней сферах занято порядка 300 тысяч человек. Ежегодно в Северной столице вводится в эксплуатацию около 3 миллионов квадратных метров жилья и такой же объем площадей объектов общегражданского назначения. От самочувствия строительного комплекса во многом зависит общая экономическая и социальная ситуация в регионе. Сегодня в целом это «самочувствие» можно назвать удовлетворительным. За восемь месяцев года в Петербурге введено 1 миллион 875 тысяч квадратных метров жилья, что почти на 4 процента выше аналогичного показателя в прошлом году. Введено более 226 объектов, или 1 миллион 86 тысяч квадратных метров нежилого назначения. На финишной прямой находится и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова. У этого объекта сложная судьба, но пройдет время, улягутся баталии, и не только наш город, но и вся Россия будет гордиться таким стадионом. В рамках подготовки к Кубку конфедераций и чемпионату мира по футболу ведется масштабное дорожное строительство, мы строим метро, тренировочные площадки, и я рад, что причастен к большим стройкам Петербурга. Это наполняет мою жизнь смыслом.

– В стране активно внедряется система импортозамещения в строительстве. Расскажите, что делается в данном направлении в Петербурге?

– Под давлением внешних санкций Петербург, как и другие регионы страны, вынужден был задуматься о возможностях собственного производства и конкурентных преимуществах своих товаров, работ и услуг. Мы уже два года системно занимаемся этой работой. Открыт Центр импортозамещения и локализации в «Ленэкспо», созданы и ежемесячно обновляются отраслевые каталоги местной продукции, работает система технических советов при органах власти, а решения по импорту той или иной продукции переведены в коллегиальную плоскость. У этой работы уже есть осязаемые результаты: по показателям текущего года доля импорта в строительном комплексе города не превышает 5 процентов, а еще полтора-два года назад она была больше 20 процентов. Но перед нами стоит задача не просто вытеснить импорт, а заместить его своей продукцией аналогичного качества. Сегодня многие петербургские товары, применяемые при строительстве и отделке помещений, имеют европейские сертификаты качества. Следующий шаг – перейти от импортозамещения к экспорту своих товаров, работ и услуг на внешние рынки Балтии, Скандинавии, ЕС и другие.

– Минстрой России ведет сейчас работу по актуализации реестра типовой проектной документации. Как обстоят дела с проектами повторного применения в нашем регионе?

– Напомню, что вопросы типизации в проектировании активно поднимались на уровне Министерства регионального развития Российской Федерации в период, когда я его возглавлял. Для меня очевидная вещь: типовые проекты помогают экономить бюджетные средства и сокращают время для их реализации. Задача состояла в том, чтобы определить порядок использования этого института, как наполнять и как использовать реестр проектов повторного применения. Так появился Приказ Минрегиона России от 29.03.2013 № 106, утвердивший Правила формирования и ведения реестра типовой проектной документации. После этого нормативно-правовая база совершенствовалась, в июле текущего года принят Федеральный закон № 368‑ФЗ, которым вводится обязательное использование экономически эффективной проектной документации повторного использования, в случае если строительство объекта обеспечивается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. То есть теперь все региональные стройки попадают под это требование. И важно в короткие сроки сформировать такой реестр, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне. По моему поручению такая работа уже ведется. Госстройнадзором Петербурга подготовлен проект постановления правительства города о создании реестра типовых проектов и его администрировании. Предполагается, что наполнением реестра будет заниматься специальный нормативно-технический совет, созданный при Центре государственной экспертизы. Рассчитываем, что правовой акт, регламентирующий ведение регионального реестра типовой проектной документации, выйдет этой осенью.

– Практически еженедельно Вам приходится проводить совещания по вопросу развития застроенных территорий. Это очень болезненная тема для девелоперов и жителей кварталов. Какие основные векторы развития наметились в этом вопросе?

– Считаю, что реализация программы развития застроенных территорий проходит неудовлетворительно, расселение старого жилого фонда задерживается, а по некоторым участкам ситуация просто тупиковая – там даже нет «стартовых пятен» для застройки. Когда я принимал отрасль в курацию в мае 2015 года, уже было очевидно, что программа РЗТ буксует, инвесторы не исполняют взятых обязательств и правовая база требует корректировки. Я поручил Комитету по строительству совместно с другими профильными органами власти разработать законопроект, уточняющий программу развития застроенных территорий. Текст документа, а также проект новой редакции программы РЗТ и бюджетная заявка на трехлетний финансовый период для реализации городом обязательств по программе должны быть представлены на рассмотрение правительства Санкт-Петербурга к 1 ноября 2016 года. Мы готовимся к тому, чтобы заключить дополнительные соглашения с ООО «СПб Реновация» и компанией «Воин-В» по реализации программы реновации.

– В отрасли немало проблем, но одна из самых острых – обманутые дольщики. Как решается эта проблема?

Снимок.PNG

– В Петербурге на сегодняшний день насчитывается 26 проблемных новостроек, в реестре обманутых дольщиков – 2 тысячи человек, но есть и те, кто не встает в реестр, но, вложив деньги в новостройку, испытывает трудности с получением жилья, таких людей более 8 тысяч. Эта проблема существует и в других регионах страны, к ней приковано внимание и федеральных законодателей, которые совершенствуют 214‑й Федеральный закон, и правоохранительных органов, которые, как правило, подкрепляют усилия органов исполнительной власти в борьбе с мошенничеством застройщиков. В Петербурге специально под решение проблем обманутых дольщиков по моей инициативе летом 2015 года было создано государственное унитарное предприятие «Центр содействия строительству». За каждым проблемным объектом закреплены конкретные люди из ГУПа и Комитета по строительству, намечены мероприятия по достройке. На сайте Комитета по строительству в общем доступе размещен и постоянно обновляется график производства работ на объектах ГК «Город», ЗАО «Трест‑102», ЖК «Трио», «Новая Скандинавия» и других новостроек. Я в постоянном контакте с инициативными группами дольщиков, а Центр содействия строительству и аппарат вице-губернатора проводят еженедельные встречи с людьми, в том числе непосредственно на стройплощадках. За время нашей работы стали понятны финансово‑экономические модели достройки большинства объектов. В первом полугодии инвестором – ЗАО «Монолит-Кировстрой» – при участии органов власти введен в эксплуатацию жилой дом на 527 квартир (29 тысяч квадратных метров) в Кировском районе. В высокой степени готовности еще 14 проблемных объектов долевого строительства, это 11 293 квартиры жилой площадью 559,9 тысячи квадратных метров. Мы заинтересованы в том, чтобы дольщикам не пришлось нести дополнительные расходы из-за нерадивых застройщиков и чтобы люди как можно быстрее получили обещанные им квартиры.

– Одна из самых грандиозных и одновременно проблемных строек Петербурга – стадион на Крестовском. Как обстоят дела с этим проектом?

– У нас был очень сложный период, связанный с расторжением контракта с предыдущим генподрядчиком, но мы смогли буквально за месяц мобилизоваться на объекте, завести на площадку новую генеральную подрядную организацию – ОАО «Метрострой», предприятие с городской долей собственности, и с конца августа стройка выведена в штатный режим. Сегодня на стройке работают одномоментно до 3 тысяч человек, завершается закрытие теплового контура, благоустройство прилегающей территории и тестирование системы раздвижной кровли. Со второй половины октября работы полностью переместятся внутрь стадиона, это будет отделка, установка оборудования, пусконаладка внутренних систем. Вслед за закрытием крыши мы задвинем внутрь, в чашу, поле стадиона. Оно уже сейчас в полной готовности, и футбольный клуб «Зенит» в соответствии с подписанным меморандумом сопровождает все мероприятия по работе с футбольным полем. Мы понимаем, что много работ еще осталось на стадионе. Мы решили проблему гидроизоляции и плесени, доставшуюся в наследство от «Трансстроя», постепенно устраняем тот длинный перечень замечаний, который был предъявлен предыдущему подрядчику при приемке-сдаче объекта, устраняем замечания ФИФА, Оргкомитета «Россия‑2018» и ФК «Зенит». Проектная организация, подрядчик, субподрядчики, служба заказчика, АНО «Россия 2018» – все настроены на то, чтобы до конца этого года ввести в эксплуатацию стадион с рабочим названием «Зенит Арена». Мы его введем, можете не сомневаться! Есть поддержка со стороны губернатора Георгия Сергеевича Полтавченко, со стороны Министерства спорта Российской Федерации и ФИФА. По итогам сентябрьского инспекционного визита представителей Международной федерации футбольных ассоциаций город получил подтверждение готовности к проведению международных спортивных мероприятий. В октябре предстоит еще одна инспекция, каждый раз представители ФИФА фиксируют перемены на стройке, мы постепенно приближаемся к финишной отметке, когда стадион, который город ждал долгих 10 лет, наконец-то будет построен.


 

Досье


Албин Игорь Николаевич 

Родился 4 октября 1966 г. в г. Исилькуль Омской области.
1984–1986 гг. – служил в Вооруженных Силах, воздушно-десантных войсках.
В 1992 г. окончил Московскую высшую школу милиции МВД РФ по специальности «Правоведение», в 1999 г. – Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Государственное и муниципальное управление» (специализация «Финансы и кредит»).
1988–1994 гг. – служил в органах внутренних дел.
1994–1996 гг. – работал заместителем председателя правления Акционерного коммерческого банка «МосСибИнтерБанк».
1996–1997 гг. – советник министра Российской Федерации по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, начальник Управления финансово‑кредитных отношений Министерства.
1997–1998 гг. – заместитель министра Российской Федерации по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ.
1999 г. – начальник Управления обеспечения доходов дорожных фондов Федеральной дорожной службы России.
1999–2000 гг. – заместитель генерального директора Российского дорожного агентства.
2000–2001 гг. – заместитель министра транспорта Российской Федерации.
2001–2004 гг. – первый заместитель министра транспорта Российской Федерации – руководитель Государственной службы дорожного хозяйства.
2005–2006 гг. – советник председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
2006–2007 гг. – член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа власти Алтайского края – Администрации Алтайского края, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, член Комиссий Совета Федерации: по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации, по естественным монополиям.
2007–2012 гг. – губернатор Костромской области.
2012 – ноябрь 2014 гг. – министр регионального развития РФ.
12 ноября 2014 г. утвержден в должности вице-губернатора Санкт-Петербурга.
Кандидат юридических наук, специальность – уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право.
Награжден Благодарностями Президента РФ (2003 г., 2008 г.), орденом Почета (2009 г.), орденом Дружбы (2014 г.), медалью «В память 300‑летия Санкт-Петербурга» (2003 г.).
Женат. Имеет сына.
Наталья Бурковская
Поделиться:
Смольный
стройка
импортозамещение
типовые проекты
дольщики
стадион на Крестовском
развитие территорий
Албин
реновация

{{articles.header}}

{{results}}