Не ошибиться с выбором
Эксперты уверены: до тех пор, пока в отрасли не начнется рост, малым компаниям особо надеяться не на что.
В развитой экономике крупные строительные компании привлекают огромное количество контрагентов: в Великобритании только 39 компаний имеют в штате свыше 500 человек, уверяет убежденный сторонник малого и среднего предпринимательства вице-президент «Союзпетростроя» Лев Каплан. По его мнению, малый и средний бизнес (МСБ) объективно увеличивает мощность строительного комплекса за счет развития конкуренции и внедрения инноваций.
Принятый в июле 2016 года ФЗ‑372 позволил строительным организациям, не работающим на генподряде, не получать допуски в саморегулируемых организациях и выходить из состава СРО. В конце сентября вице-премьер Дмитрий Козак призвал даже ускорить этот процесс, не дожидаясь окончания переходного периода реформирования СРО.
Вместе с тем, даже сейчас, когда отрасль еще не вышла из спада, работа для малого бизнеса есть. Как считают малые предприниматели, их потенциал используется явно недостаточно. По словам генерального директора компании «ЛенСтройУют» Никиты Чиркова, строителям удалось попасть на объекты госзаказа, потому что подвернулся случай: застройщик срочно искал замену подрядчику. В результате за два года с момента образования компания приняла участие в строительстве уже двух бюджетных объектов и зарекомендовала себя как надежный подрядчик.
«Попасть сквозь различные промежуточные структуры на крупный объект очень сложно, хотя мы изо дня в день прозваниваем организации в поисках срочных подрядов, – рассказывает г‑н Чирков. – На рекомендательные письма никто не смотрит».
Генподрядчиков можно понять – им тоже важно выбрать компанию и не ошибиться, чтобы довести объект до сдачи без штрафных санкций. Многие застройщики идут по пути привлечения хорошо знакомых контрагентов из числа малых и средних компаний, хотя до 30 % компаний МСБ все-таки имеют шанс начать взаимоотношения с генподрядчиком впервые.
«У нас создана электронная площадка, где, заполнив анкету, может аккредитоваться любое юридическое лицо, – говорит об опыте работы с новичками Анна Яковлева, руководитель тендерного отдела ГК «РосСтройИнвест». – Эти данные тщательно проверяются и поступают в базу данных. Как только появляется заявка на определенный вид работ, подрядчик получает уведомление и может прислать на портал свои предложения. Мы оцениваем и стоимость работ, и опыт компании».
«К нам часто обращаются коллеги, которым надо срочно выполнить те или иные работы, и мы стараемся подобрать нужных контрагентов», – говорит он. На волне строительного бума 2000‑х годов потребность в небольших срочных подрядах была еще выше, вспоминают в СРО «Союз «Строители Петербурга». Поэтому будет рост в строительной отрасли – появится и спрос на услуги малого и среднего бизнеса.