Не ошибиться с выбором

   26 октября 2016, 11:52
С введением в действие Федерального закона 372‑ФЗ малый и средний строительный бизнес может остаться не только за бортом саморегулируемых организаций, но и вне распределения крупных и государственных заказов.

Эксперты уверены: до тех пор, пока в отрасли не начнется рост, малым компаниям особо надеяться не на что.

В развитой экономике крупные строительные компании привлекают огромное количество контрагентов: в Великобритании только 39 компаний имеют в штате свыше 500 человек, уверяет убежденный сторонник малого и среднего предпринимательства вице-президент «Союзпетростроя» Лев Каплан. По его мнению, малый и средний бизнес (МСБ) объективно увеличивает мощность строительного комплекса за счет развития конкуренции и внедрения инноваций.

Но в Петербурге ситуация иная – 98 % жилья строят 14 крупных застройщиков, привлекая либо собственные специализированные предприятия в составе вертикально-интегрированных структур, либо немногих проверенных контрагентов из числа малых и средних предприятий. Вместе с тем, согласно данным «Союзпетростроя», из 218 тысяч компаний, работающих в отечественном строительном комплексе, примерно 214 тысяч относятся к МСБ. Причем 90 % из них являются микроорганизациями с численностью до 15 человек.

Принятый в июле 2016 года ФЗ‑372 позволил строительным организациям, не работающим на генподряде, не получать допуски в саморегулируемых организациях и выходить из состава СРО. В конце сентября вице-премьер Дмитрий Козак призвал даже ускорить этот процесс, не дожидаясь окончания переходного периода реформирования СРО. Однако вне саморегулируемой организации малый бизнес остается без контроля деятельности, без защиты своих интересов и, скорее всего, без гарантированных заказов.

Вместе с тем, даже сейчас, когда отрасль еще не вышла из спада, работа для малого бизнеса есть. Как считают малые предприниматели, их потенциал используется явно недостаточно. По словам генерального директора компании «ЛенСтройУют» Никиты Чиркова, строителям удалось попасть на объекты госзаказа, потому что подвернулся случай: застройщик срочно искал замену подрядчику. В результате за два года с момента образования компания приняла участие в строительстве уже двух бюджетных объектов и зарекомендовала себя как надежный подрядчик.

«Попасть сквозь различные промежуточные структуры на крупный объект очень сложно, хотя мы изо дня в день прозваниваем организации в поисках срочных подрядов, – рассказывает г‑н Чирков. – На рекомендательные письма никто не смотрит».

Генподрядчиков можно понять – им тоже важно выбрать компанию и не ошибиться, чтобы довести объект до сдачи без штрафных санкций. Многие застройщики идут по пути привлечения хорошо знакомых контрагентов из числа малых и средних компаний, хотя до 30 % компаний МСБ все-таки имеют шанс начать взаимоотношения с генподрядчиком впервые.

«У нас создана электронная площадка, где, заполнив анкету, может аккредитоваться любое юридическое лицо, – говорит об опыте работы с новичками Анна Яковлева, руководитель тендерного отдела ГК «РосСтройИнвест». – Эти данные тщательно проверяются и поступают в базу данных. Как только появляется заявка на определенный вид работ, подрядчик получает уведомление и может прислать на портал свои предложения. Мы оцениваем и стоимость работ, и опыт компании».

Вступающий в силу 372-ФЗ даст возможность перестроить систему взаимоотношений государственного и коммерческого заказчика с малым и средним бизнесом, считает Лев Каплан. Он не против закрытых тендеров для коммерческих объектов, но госконтракт как раз мог бы создать свою нишу для малого бизнеса. Однако планы обеспечить госзаказ на 30 % силами МСБ так и остаются обещанием. Кроме того, глава «Союзпетростроя» уверен, что малый бизнес мог бы активнее привлекаться в качестве подрядчика к проектам комплексного освоения территорий. Вопрос только в том, как взамен системы допусков наладить систему рекомендаций, основанных на анализе профессиональных возможностей той или иной компании. Подобные сертификаты могла бы выдавать общественная организация – такая, как «Союзпетрострой», считает Лев Каплан.

«К нам часто обращаются коллеги, которым надо срочно выполнить те или иные работы, и мы стараемся подобрать нужных контрагентов», – говорит он. На волне строительного бума 2000‑х годов потребность в небольших срочных подрядах была еще выше, вспоминают в СРО «Союз «Строители Петербурга». Поэтому будет рост в строительной отрасли – появится и спрос на услуги малого и среднего бизнеса.


Татьяна Мишина
Поделиться:
372-ФЗ
малый и средний бизнес
СРО
госзаказ

{{articles.header}}

{{results}}