Для дольщиков или против застройщиков?
Это стало главной темой для обсуждения в среде девелоперов и потенциальных дольщиков. Комитет по строительству уже готовится выдавать заключения на соответствие застройщиков и их проектных деклараций новым требованиям № 214‑ФЗ. Минстрой создает федеральный компенсационный фонд, на счетах которого осядет до 35 млрд рублей.
В числе основных изменений в 214‑ФЗ – новые требования к уставному капиталу застройщика. Он должен составлять от 2,5 млн до 1,5 млрд рублей, в зависимости от площади всех объектов долевого строительства у данного застройщика. По мнению экспертов, такая мера будет способствовать уходу с рынка небольших компаний, возводящих в год один-два объекта. Им придется изымать из оборота денежные средства и консервировать их на счетах, но и этого может не хватить.
Генеральный директор столичной Rezidential Group Сергей Ильясаев приводит для наглядности цифры: «Если стоимость строительства одного крупного корпуса в жилом проекте составляет от 800–900 млн до 1,5–1,7 млрд рублей, то для возведения 4–5 корпусов площадью порядка 100 тыс. кв. м требуется около 5–5,5 млрд рублей. Чтобы построить такой микрорайон, застройщик должен иметь уставный капитал в размере 200–220 млн рублей. Вполне логично, что компании, которая ведет масштабное строительство, следует располагать такой суммой. Не стоит забывать и о том, что в качестве вкладов в уставный капитал принимаются наличные деньги, а также недвижимость, прошедшая оценку, и ценные бумаги».
Еще один спорный вопрос нового закона – создание компенсационного фонда долевого строительства. Он сначала будет работать наряду со страхованием ответственности застройщиков. Каждый застройщик будет обязан вносить в компенсационный фонд приблизительно 1 % от стоимости объекта, но формулы расчета данной стоимости пока нет. По предварительным подсчетам, объем данного фонда в РФ может составить до 35 млрд руб.
«Полноправным участником компенсационного фонда должно стать государство», – уверен Алексей Белоусов, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб». По мнению эксперта, без участия госструктур ничего не получится. «Когда разрабатывался региональный закон о компенсационном фонде, то просчитывались реальные потребности на достройку брошенных жилых домов за 10 лет. В итоге получилось 2 процента ежегодных взносов строительных компаний плюс бюджетные средства. А сегодня речи об участии государства в компенсационном фонде не идет. Интересно, что сами разработчики поправок к закону ссылаются на положительный опыт АСВ при банкротстве банков. Стоит ли говорить, что он наполовину финансируется из государственного бюджета!» – поясняет г‑н Белоусов.
Олег Островский, зампредседателя Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти, считает, что новая мера поможет решить проблемы далеко не всех обманутых дольщиков. Новый компенсационный фонд будет рассчитан лишь на участников долевого строительства, которые внесут туда некую сумму, а значит, «старые» дольщики туда не попадут. «На реестр обманутых дольщиков, насчитывающий в Петербурге более 2000 человек, действие этого фонда никоим образом не распространится, – заявил г‑н Островский. – Также это не будет распространяться на тех, кто выбрал более дешевую и растянутую во времени схему работы по ЖСК».
Застройщики уточняют, что при таком положении вещей дольщики не должны рассчитывать на скидки от строительной компании. Арифметика проста: доверив свои деньги девелоперу, покупатель переходит в разряд соинвестора проекта и принимает на себя часть рисков. Это и позволяет делать скидки. Когда же деньги крутятся в банке, дольщик не соинвестор, а простой вкладчик, который не рискует своими средствами. Кроме того, ведение эскроу-счета, процентов по нему, обслуживание и контроль деятельность застройщика – все это потребует дополнительных трат и повлечет за собой рост стоимости жилья на первичке.
Заместитель председателя Комитета по строительству Евгений Барановский отметил, что с 1 января 2017 года Комитет будет выдавать заключения о соответствии застройщиков и их проектных деклараций новым требованиям № 214‑ФЗ, а также контролировать соблюдение застройщиками заявленных графиков строительства жилья. В целом вступающие в силу изменения 214‑ФЗ повлекут значительное расширение и наделение новыми полномочиями органов, осуществляющих контроль и надзор в области долевого строительства. Теперь контроль будет вестись за соблюдением застройщиками требований по раскрытию и размещению ими информации, предусмотренной № 214‑ФЗ, и за соблюдением застройщиками примерных графиков реализации проектов строительства. Данные изменения направлены на дополнительную защиту прав и имущественных интересов участников долевого строительства, так как приведут к большей информационной открытости застройщиков.