«Нужно делать то время, в котором ты живешь»

   27 марта 2017, 07:55
Жить в доме, построенном по собственному проекту, очень круто! Особенно если этот дом – первый в Петербурге жилой небоскреб, а квартира находится на его последнем этаже.

Нашему сегодняшнему собеседнику Михаилу Копкову есть чем гордиться – спроектированный им 35‑этажный жилой комплекс «Князь Александр Невский» по праву стал достопримечательностью нового Петербурга. Сейчас архитектор обустраивает в нем собственную двухуровневую квартиру.

– Михаил Павлович, Вы автор проекта первого жилого небоскреба в Петербурге. Когда вы работали над ним, планировали ли Вы жить в этом доме?

– Раньше в Петербурге существовала такая традиция – архитекторы селились в домах, построенных по их проектам. Например, петербургский архитектор Олег Гурьев, построивший известный дом в начале Каменноостровского проспекта, проживал именно там. Это правильно, ведь ответственность за здание во многом лежит на плечах архитектора, и именно он сможет оценить все достоинства жилья. Да и разве может человек строить плохо, если он это делает в том числе и для себя? В этом году исполняется 40 лет моей трудовой деятельности. За эти годы было создано множество проектов, ни за один мне не стыдно, и все же я ждал своего дома. Когда мы начали работать над «Князем Александром Невским», я понял, что хочу поселиться на самом верхнем этаже.

– И в итоге на каком этаже находится Ваша квартира?

– Моя мечта сбылась. Я живу на 34‑м этаже, под самой крышей. Из окна открывается неповторимый панорамный вид на город и Неву. С такой высоты Петербург виден словно на ладони. В хорошую погоду можно разглядеть Исаакиевский собор и стрелку Васильевского острова. Мое кредо, как архитектора, – средовой подход к объекту. Это значит, что я отталкиваюсь от места, где будет стоять дом. А здесь, на излучине Невы, рядом с грандиозным вантовым мостом и скоростными магистралями нельзя было возводить рядовую многоэтажку, здесь должна была появиться доминанта, коей и стал «Князь Александр Невский». Он отлично вписался в окружающую среду. Фасад, украшенный голубым стеклом, виден издалека, со всех сторон.

– Кроме шикарного вида, что еще дает проживание на такой высоте?

– Прежде всего там, на высоте сто с лишним метров, царит практически идеальная тишина. Все звуки города, машин, людей остаются далеко внизу, и вы ощущаете себя отделенным от всего мира. Также с инженерной точки зрения высотный дом гораздо интереснее. Например, выше 17‑го этажа дом оборудован приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей чистый воздух в квартирах. Кроме того, высотный дом гарантирует большую безопасность, чем рядовая пятиэтажка, потому что к нему предъявляются повышенные требования.

– А к какому классу жилья Вы бы отнесли ваш небоскреб?

– Это дом класса комфорт-плюс. Повышенный класс комфортности обеспечивают планировки и целый набор опций.

– Какие еще удобные опции предусмотрены в доме?

– Мне кажется, что в жилом комплексе предусмотрено все, что нужно для комфортного проживания людей. На первых этажах разместились прекрасный фитнес-центр с бассейном, пекарня, кафе, рестораны, магазины шаговой доступности, салон красоты и многое другое. Запроектирован в комплексе и двухуровневый подземный паркинг. В доме также открыт и успешно работает культурно-образовательный центр, созданный по идее и под патронажем инвесторов проекта.

– А размещение храма в высотном комплексе планировалось сразу?

– Да. Он был задуман еще на этапе проектирования. Тогда же появилось и название «Князь Александр Невский». Кстати, храм тоже сделан по моему проекту. Только с его убранством помогала Александро-Невская лавра. Кроме храма, инвестор создал и действующий музей великого полководца. Там проводятся семинары, конференции, лекции, выставки, проходят постоянные экскурсии и занятия для экскурсоводов.

– Какие особенности нужно учитывать при проектировании жилья в небоскребах?

– Особенностей много. Даже розу ветров нужно учитывать. На начальном этапе, например, требуются особые геологические и геодезические исследования, геотехническое обоснование. При строительстве нужно использовать особенные материалы и технологии. Например, для обеспечения безопасности в доме две пожарных лестницы, одна из которых незадымляемая, вторая – с подпором воздуха при пожаре.

– Извечный вопрос к тем, кто живет и работает в небоскребах: а что если сломается лифт?

– У нас три секции, в двух из них работает по пять лифтов и в средней – четыре. Даже если один из них сломается и будет закрыт, то остальные продолжат работать. Непредвиденная остановка может случиться, если отключат электричество, но за все время эксплуатации такое случилось лишь один раз.

– Как управляющая компания справляется с таким хозяйством? Расскажите как потребитель – как говорится, взгляд изнутри.

– Управляющая компания уже научилась справляться с грандиозным хозяйством. Хотя это очень непросто. Помню, когда дом только-только был введен в эксплуатацию и во многих квартирах полным ходом шли ремонтные работы, двери не запирались, и по небоскребу гуляли жуткие сквозняки. Нам пришлось вести просветительскую работу и объяснять, что в высотном доме воздушные потоки ведут себя особым образом и это может быть небезопасно для жителей. После этого стали закрываться лоджии, выходы на пожарные лестницы и начали устанавливаться специальные притворы. Проблема была решена. Сегодня управляющая компания освоила все особенности и нюансы небоскреба, и нареканий от жильцов практически нет. Она внимательно следит за состоянием чистоты вестибюлей и фасадов зданий. Фасад заслуживает отдельного рассказа: мы долго выбирали для него стекло. Изначально планировалось сделать его бронзовым, но это оказалось тяжеловато, и мы остановились на голубом остеклении. Поскольку объем остекления в «Князе Александре Невском» огромный, то к эксплуатации фасадов предъявляются особые требования. Так, управляющие и инвесторы внимательно следят, чтобы потребители в угоду себе не портили его внешний вид, заклеивая окна пленкой или меняя цвет стекол.

– А кто Ваши соседи? Что они говорят о проживании в первом небоскребе?

– Мои соседи – очень интересные люди. Среди них писатели, художники, путешественники и, конечно, сотрудники нашей дружной компании. На этом же этаже, например, живет знаменитый петербургский мотопутешественник, основатель движения «Сел и Поехал», автор множества книг о путешествиях Павел Кобяк. Недавно он со своими соратниками преодолел перевал Дятлова и развернул там флаг ЖК «Князь Александр Невский». На последнем этаже живет известный джазовый музыкант Александр Петерсон. А еще Группа компаний «РосСтройИнвест» подарила в нашем доме квартиру семье олимпийского чемпиона России Виктора Ана. Я делал для их квартиры дизайн, очень приятно, что он понравился спортсмену. Так что среди соседей все больше неординарные люди.

Сегодня многие мои коллеги считают, что Петербургу противопоказаны небоскребы, но если дом удачно вписан в среду, то он станет хорошим дополнением к доминантам города: Исаакиевскому собору, Петропавловке, Смольному собору. Я считаю, что нужно делать то время, в котором ты живешь, и судьба «Князя Александра Невского» это наглядно подтверждает.

Фото: Алина Звежинская


Наталья Бурковская
Поделиться:
ЖК Князь Александр Невский
небоскреб
архитектура

{{articles.header}}

{{results}}