Выйти за границы

   03 апреля 2017, 10:40
После двухлетнего падения российского экспорта, вызванного взаимными санкциями, Петербург стал одним из трех регионов, которые смогли увеличить в 2016 году объемы внешних поставок продукции.

Безымянный.jpgСвою долю в торговый оборот с зарубежными странами внесли и предприятия стройиндустрии – 10 % от общего объема. По мнению экспертов отрасли, экспансия петербургских строительных товаров за рубеж в ближайшее время усилится.

Экспорт растет за счет цены и качества

Экспорт стал одним из драйверов региональной экономики, отметил в ходе работы недавнего XI Петербургского Партнериата малого и среднего бизнеса руководитель Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. Сейчас в Петербурге более 200 крупных и средних предприятий и порядка 650 малых реализуют свои экспортные планы по самой широкой номенклатуре несырьевых товаров – «от тракторов до мороженого». Общий объем экспорта по итогам 2016 года увеличился вдвое и превысил 16 млрд долларов, но потенциал предприятий не исчерпан и на 10 %, заверил глава комитета.

По данным Комитета по внешним связям, рост экспорта в страны дальнего зарубежья достиг за год 14 %, а реальные физические объемы не намного уступают докризисным.

Конкурентоспособность товарам из Петербурга обеспечил не только текущий курс рубля, но и качество продукции. «Например, для европейских тракторов наработка на отказ составляет 900 часов, для выпускаемых в Петербурге – 890–900, но они при этом в разы дешевле, чем техника, произведенная в Европе или в Азии», – заявил г‑н Мейксин.

На экспортную активность повлияли и меры поддержки – как на федеральном, так и на региональном уровне. В прошлом году Петербург реализовал собственные мероприятия – выделил 133 млн рублей на субсидии на транспортировку и сертификацию за рубежом экспортной продукции, увеличил компенсации на участие в зарубежных выставках и ярмарках. Кроме того, для потенциальных экспортеров была налажена активная консультативная работа в Центре поддержки экспорта, Центре развития и поддержки предпринимательства, Региональном Интегрированном центре. Как результат – количество экспортеров малого и среднего бизнеса за прошлый год выросло почти на 300 компаний, а объем зарубежных продаж составил 6,3 млрд долларов.

Почти 10 % экспорта – стройматериалы

В 2016 году доля строительных материалов в объеме экспорта Петербурга составила 9,74 %, или около 1,5 млрд долларов в стоимостном выражении, сообщили в Комитете по по внешним связям со ссылкой на статистику Северо-Западного таможенного управления. Основными странами-контрагентами для региональных предприятий стройиндустрии стали Беларусь (19 % от общего объема поставляемых стройматериалов за рубеж), Турция (13 %) и Нидерланды (13 %). По 6 % объема экспорта пришлось на Германию, Китай и Финляндию. Кроме того, региональные стройматериалы отправлялись в Казахстан (5 %), Испанию (3 %), Индию (2 %), на Украину (1 %). Согласно классификации ТН ВЭД ЕАЭС, основную массу экспорта составили черные металлы и изделия из них (46 %), древесина и изделия из нее (26 %).

В Ленобласти, занимающей по итогам 2016 года в СЗФО второе место после Санкт-Петербурга по экспортным поставкам, основные продажи за рубеж обеспечивают минеральные продукты, продукция химической промышленности, древесины и изделий из нее. Строительные материалы – цемент, кирпич, ЛКМ, продукция глубокой деревопереработки и другое – в прошлом году также поставлялись в страны дальнего зарубежья, но занимали незначительную долю экспорта общим объемом 4,8 млрд долларов. Другая картина у производителей отопительного или электротехнического оборудования, производимого на локализованных предприятиях. Так, по итогам года компания «Аристон Терморусь» вошла в число крупнейших предприятий-экспортеров Ленобласти, а завод ГК «Термекс» намерен нарастить экспорт в 2017 году на 10 %.

Безымянный2.jpgОт железобетона до вентиляции

Согласно утвержденной в 2016 году правительством новой стратегии развития промышленности строительных материалов, экспорт в отрасли должен будет вырасти с 3,8 % в 2015 году до 15 % к 2030‑му, а импорт – сократиться до 1,5 %.

Пока в пользу этих планов говорит конкурентная стоимость российских стройматериалов. Благодаря ей, а также европейскому качеству петербургский завод «Финнград» в 2016 году сумел наладить поставки ЖБИ для строительства панельных домов в Финляндии и в Швеции. В прошлом году предприятие отгрузило за рубеж около 12 тыс. кв. м панелей, что составило примерно 3 % мощности предприятия.

«Сейчас мы продолжаем поставки по заключенным в 2016 году контрактам, – пояснил коммерческий директор АО «Финнград» Вячеслав Засухин. – О новых можно будет говорить не раньше июня-июля, хотя с учетом возможного укрепления рубля цены для контрагентов могут стать уже не настолько привлекательными».

Экспортные планы «ЛСР. Стеновые материалы» связаны с ближним зарубежьем, хотя прошедший год отмечен первыми поставками клинкерной тротуарной плитки в Германию.

«По своим характеристикам кирпичная и клинкерная продукция «ЛСР. Стеновые материалы» ничуть не уступает европейским аналогам, а по ряду параметров и вовсе превосходит их, – говорит управляющий «ЛСР. Стеновые материалы» Сергей Бегоулев. – Это позволило нашей продукции стать достаточно востребованной не только в России, но и за рубежом. В прошлом году мы поставляли строительные материалы как на внутренний рынок – в Москву, Казань, Краснодар, Ярославль, Калининград, Новосибирск, так и на заграничный – в Финляндию, Германию, Белоруссию и Казахстан. Основная доля экспорта в 2017 году будет приходиться именно на Белоруссию и Казахстан. В связи с ростом спроса на кирпичную и клинкерную продукцию со стороны этих стран, а также наступлением строительного сезона объемы поставок будут только расти».

В ООО «Домашняя вентиляция», 30 % продукции которого продается в странах СНГ, полагают, что найти покупателя за рубежом позволяет оригинальный товар, точных аналогов которому нет.

«Клапаны «Домвент» решают проблему приточной вентиляции жилых помещений, которая распространена повсеместно, – рассказывает генеральный директор предприятия Николай Дмитриев. – Они работают очень тихо и сохраняют свой функционал даже при температуре –50 ОС. Кроме того, реализация этой продукции может быть как самостоятельным бизнесом, так и сопутствующей услугой для компаний, имеющих дело с отделкой помещений или установкой окон и дверей. Все хотят иметь продукт, который позволит выделиться на рынке без больших денежных затрат».

«Конкурентным преимуществом нашей продукции является доступная цена, которую удалось достичь за счет реализации стратегии снижения издержек. Девальвация рубля открыла для нас еще большие экспортные возможности», – считает генеральный директор производственного комплекса корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Владимир Марков.

По итогам 2016 года экспортная прибыль российских предприятий корпорации составила около 20 % из 70 млрд рублей выручки. Если к этим значениям добавить производство в других странах, то в общей сложности можно говорить об экспортной доли в размере трети всех продаж. География поставок за два года расширена с 35 до 82 стран мира, включая страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Интерес к продукции со стороны Австралии и Африки специалисты компании объясняют ее востребованностью в любых климатических условиях.

Продукция «ТехноНИКОЛЬ» прошла сертификацию в 60 странах. По мнению Владимира Маркова, наряду с логистикой и продвижением получение зарубежного сертификата на каждое наименование в номенклатуре продукции сопряжено с серьезными затратами, доходящими до нескольких тысяч евро. Что же говорить о стоимости сертификации нескольких десятков наименований товаров? Поэтому в компании приветствуют принятое в декабре 2016 года Постановление Правительства РФ № 1388, регулирующее компенсацию части затрат на сертификацию продукции для выхода на мировой рынок. Это должно увеличить количество экспортеров, повысить конкурентоспособность российского экспорта, расширить номенклатуру поставляемой продукции и географию экспорта.

КОММЕНТАРИИ

Нина Авдюшина, генеральный директор ООО «H+H»:

– Выход на европейские рынки – процесс многоступенчатый и сложный, требующий большой организационной работы, в первую очередь по получению необходимых сертификатов на соответствие производимой продукции европейским нормативам. Предстоит пройти добровольную сертификацию по СЕ маркировке, которая включает в себя проверку всей технической документации и внутреннего документооборота, оценку соответствия производственного контроля, проверку входного сырья и готовой продукции. И только после успешного прохождения этой экспертизы производитель, получив необходимые сертификаты, имеет право маркировать свою продукцию знаком СЕ и, соответственно, планировать поставки на рынок Евросоюза. Компания H+H с успехом прошла весь этот путь в 2016 году: мы первыми среди производителей газобетона Северо-Запада России получили сертификат, подтверждающий соответствие нашего производственного контроля требованиям европейского стандарта EN 771-4+A1:2015. Наши производство и продукция отвечают всем европейским стандартам по экологической безопасности, охране здоровья и безопасности труда и имеют основание маркироваться знаком СЕ. Таким образом, благодаря сертификации СЕ компания H+H может экспортировать продукцию в страны Евросоюза.

Виктория Нестерова, генеральный директор АО «Фирма Изотерм»:

– Мы производим приборы отопления для водяных систем и работаем на экспорт уже более 10 лет. Рынки сбыта: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, сейчас активно работаем по продвижению на Армению. За последние 3 года мы увеличили объем продаж на экспорт более чем в 3 раза. В основном за счет усилий компании по продвижению продукции на региональных выставках. Немаловажную роль в увеличении объемов сыграло ослабление рубля, что позволило нам по цене быть значительно привлекательнее наших европейских конкурентов. Но в последнее время, в связи с длительным укреплением рубля, наметилась активизация европейских производителей. Никто не хочет терять такой огромный рынок. Проблем с сертификацией в странах, куда мы реализуем продукцию, у нас нет. Если необходимы технические испытания и проведение сертификации, мы в обязательном порядке проводим эту процедуру. Проблема на сегодня другая – производители всех стран, включая Азию, привозят свои приборы отопления к нам, и в Российской Федерации нет обязательной сертификации приборов отопления (даже в отличие от Беларуси). Можно привозить что угодно, писать о своей продукции что угодно, и это выйдет на рынок РФ. Наша Ассоциация производителей радиаторов отопления провела контрольные закупки радиаторов по всем самым известным торговым маркам, и 81 % продукции не соответствует по факту заявленным техническим характеристикам. Об этом надо срочно задуматься нашим законодателям. Мы должны работать на территории своей страны в равных конкурентных условиях. Это задача номер один в рамках развития системы импортозамещения – оградить рынки от серого и недобросовестного импорта.


Фото:  ndustrialheadlines


Татьяна Мишина
Поделиться:
российский экспорт
стройматериалы
увеличение поставок за границу
санкции

{{articles.header}}

{{results}}