Два здания завода «Вагонмаш» на Московском проспекте признали памятниками

   07 октября 2011, 12:00
Вчера Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга признал памятниками регионального значения два здания из комплекса зданий бывшего «Товарищества Санкт-Петербургского вагоностроительного завода».  
Вчера Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга признал памятниками регионального значения два здания из комплекса зданий бывшего «Товарищества Санкт-Петербургского вагоностроительного завода».  
Экспертизу провело ООО «Арс» еще в декабре 2009 года. Вопрос, почему ее результаты ждали обсуждения почти два года, на Совете повис. Впрочем, к самому качеству работы претензий не было.
Интерес к исследованию продиктован планами предприятия по освоению престижного участка на Московском проспекте, 115 (возле Московских ворот). Партнер для создания здесь жилого квартала уже выбран – «Эталон-ЛенСпецСМУ». 
Сам комплекс зданий с последней четверти 19 века складывался хаотично. Строительство вагонов для железных дорог развивалось в царской России медленно. Но в конце позапрошлого века эта индустрия ускорилась. Владельцы завода стали расширять бизнес и прикупать участки. При советской власти на предприятии также не заботились об эстетике. К тому же завод пострадал в период блокады от бомбежек. Большинство зданий видоизменено, а целостной композиции там никогда и не было.
В итоге экспертиза рекомендовала причислить к памятникам два здания: слесарную мастерскую 1913 года и заводоуправление постройки 1898 года. Малярная мастерская получила этот статус ранее. Здание заводоуправления, которое выходит на Московский проспект, видели все петербуржцы, а вот мастерские спрятаны в глубине территории, хотя представляют собой настоящие шедевры промышленной архитектуры. Совет поддержал экспертов, рекомендовав инвесторам подумать, как сохранить отдельные элементы других зданий.
Председатель совета директоров ЗАО «Вагонмаш» Андрей Кабанов после заседания пояснил корреспонденту «Кто строит», что сегодня завод занимает 13 гектар. Предприятие входит в один холдинг с «Петербургским трамвайно-механическим заводом». Его планы развития предполагают перенесение производства на Чугунную улицу, вблизи ЛОМО. При этом объемы выпуска и персонал не должны численно упасть. 
Что касается форм сотрудничества с «Эталон-ЛенСпецСМУ», то они еще не определены (продажа, долевое строительство), как и сроки, а также пути использования зданий-памятников. Андрей Кабанов не понял только, что ценного увидели члены Совета в других зданиях, наблюдая их каждый день, менеджер не видит в их старых стенах ничего примечательного. Цена рекультивации территории еще не подсчитана, но вряд ли она будет значительной – завод относится к четвертой, наименьшей категории опасности. 

Поделиться: