РНГП: польза или вред?

   28 ноября 2013, 10:54
В ближайшее время на рассмотрение Законодательного собрания Санкт-Петербурга поступит вторая редакция проекта нового закона «О региональных нормативах градостроительного проектирования».

РНГП.jpgЕлена Кипелова. В ближайшее время на рассмотрение Законодательного собрания Санкт-Петербурга поступит вторая редакция проекта нового закона «О региональных нормативах градостроительного проектирования». Именно этот закон будет являться базовым при подготовке изменений в Генплан и ПЗЗ.


Перспектива принятия такого закона вызвала у представителей строительного рынка полярные мнения: одни считают, что принять его пора уже давно, другие уверены, что толку от него не будет, третьи придерживаются нейтралитета. Обсуждению законопроекта о РНГП была посвящена одна из тематических секций Ежегодной конференции профессионалов рынка, состоявшейся на минувшей неделе.

 

Школа в пешеходной доступности

Новый закон о РНГП – это, своего рода, палка о двух концах. С одной стороны, его отсутствие крайне негативно влияет на качество градостроительной документации, а это, в свою очередь, отражается на качестве городской среды: от благоустройства жилых кварталов до сохранения памятников архитектуры. Говоря более предметно, отсутствие нормальных детских площадок и объектов культуры и досуга есть следствие того, что строительство жилья не регламентировано конкретными нормами по обеспечению социальной инфраструктурой.

С другой же стороны, приняв такой закон, город добровольно согласится, что через некоторое время все новостройки будут типичны и плохо отличимы одни от других.

Заместитель генерального директора ЗАО «Управляющая компания «Эталон» Кирилл Вязовский, лично принимавший участие в заседаниях рабочей группы, которая готовила поправки к законопроекту, рассказывает, что обсуждение проекта шло в течение последних двух лет, и велось оно не только с участниками рынка, но и с представителями власти. «В настоящее время действующие правила ПЗЗ содержат положение о том, региональные нормативы должны быть приняты до 1 января, после чего существуют риски неутверждения планировок, – говорит г-н Вязовский. – Как нам разъяснил господин Оганесян, проект РНГП планируется оперативно принять на осенней сессии».

В этой связи, отмечает представитель «Эталона», строительное сообщество смущают многие положения законопроекта, и, прежде чем он будет принят, хотелось бы сомнения развеять. Так, в частности, непонимание среди застройщиков вызвало исключение из закона понятия «транспортной доступности» в отношении школ.

Проект РНГП, если понимать его буквально, предполагает, что школы должны находится в пешей доступности от дома, а значит, необходимо увеличить их число. «Получается, школы должны располагаться на расстоянии не больше километра друг от друга», – поясняет г-н Вязовский. Реализовать это невозможно, так как непонятно, что делать с уже существующими школами. Кроме того, это дикая нагрузка на бюджет, поскольку чем больше школ, тем больше нужно средств на их содержание и оснащение. Фактически такое требование РНГП невыполнимо, и строители настойчиво предлагают вернуться к привычному понятию транспортно-пешеходной доступности, которое успешно работало много лет.

 

Неравные условия

Непонимание также вызвало и увеличение расчета по параметрам наполняемости детских садов на 60%. В действующих в данное время ПЗЗ предусмотрен показатель в 35 мест на 1000 жителей для детских садов и 115 мест на 1000 жителей для школ. Проект РНГП предлагает увеличить число мест в ДДОУ до 55 мест, при этом количество мест в школах увеличивается только на 4%. «Мы обращались и в КГА, и в Комитет по образованию, но ответа на вопрос, откуда взялись такие показатели, мы не получили», – говорит г-н Вязовский.

Ситуация с изменениями параметров наполняемости выходит достаточно комичной, поскольку, исходя из предлагаемых цифр, можно заключить, что рождаемость растет и мест в детских садах нужно больше, но количество детей после 7 лет резко уменьшается, поэтому нет необходимости сильно увеличивать количество мест в школах.

Строители отмечают также, что если они будут закладывать такие показатели при проектировке новых кварталов, то в результате все это снова выльется в недостаток средств на содержание учебных заведений.

Вопросы строительного сообщества вызывают и нормы жилобеспеченности и озеленения районов, где установленные нормативные показатели сильно завышены и в большинстве случаев трудновыполнимы.

 

Переводить закон на доступный язык

Руководитель центра экспертиз «Эком» Александр Карпов основным достоинством законопроекта называет его высокую доходность, которая возникает из-за того, что в тексте нет ни одного точного определения, и любое действие будет нуждаться в трактовании. Г-н Карпов считает, что «переводить» закон на понятный язык будут специальные люди и за установленную плату.

Неточность и размытость формулировок в тексте документа вообще вызвали большое количество претензий со стороны экспертов и девелоперов. Александр Карпов зачитал некоторые из положений, прописанных в законе, заявив при этом, что понять смысл указанных фраз ему не под силу.

Он говорит, что авторам документа необходимо дифференцировать нормативы. Плотность застройки не может быть единой для всех, поскольку она зависит и от локации района, и от классности жилья: есть старые районы с хрущевками, где живут большими семьями, а есть новые элитные районы, где в квартире по усредненным показателям проживает по 2-3 человека. Завышая нормы жилобеспеченности, считает эксперт, мы делаем непригодными для жизни привычные по метражу квартиры. «Скажем, по действующим сегодня нормам, в средней «трешке» площадью в 60-66 кв. м может жить семья из трех или четырех человек. Но если норма жилобеспеченности поднимается, то такая квартира становится пригодной для жизни только двоих людей. Именно поэтому, - настаивает г-н Карпов, - нужно выработать дифференцированный подход».

Резюмируя выступления спикеров, вывод можно было сделать только один: принять закон, регулирующий градостроительное проектирование, необходимо. Но, пока в тексте закона не будут учтены все те замечания и предложения, которые вносят участники рынка, напрямую зависящего от него, и пока закон не будет изложен в конкретной и четкой форме, работать он не будет. Это подтвердил и председатель КАГ Ленинградской области Евгений Домрачев: «Когда закон о РНГП был принят в Ленобласти, отдельные его положения вызвали шквал недовольства со стороны застройщиков. Власти региона прислушались к ним, и в закон было внесено большое количество поправок».

Спикеры надеются, что в случае с городским законом все произойдет так же.

 


Поделиться: