Не нужно усложнять. По книге Джека Траута и Стива Ривкина «Сила простоты»
эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли
В авторской рубрике «Сила знаний» нашего сайта публикуется новый обзор книг об управлении, стратегии, командообразовании и психологии бизнеса.
За последние полвека сложилась целая индустрия, производящая советы и теории для людей, стремящихся добиться чего-нибудь в жизни. Выбрать из этой массы то, что действительно принесет пользу – нелегко. Книга Джека Траута и Стива Ривкина «Сила простоты» предлагает очевидный, но действенный метод отделения зерен от плевел и дает рекомендации по организации управления компаниями на основе здравого смысла.
Тысячи бизнес-тренеров и консультантов каждый день перемещаются по миру, рассказывая своим клиентам, как стать успешными. Некоторые действительно помогают – как дельные советчики или интерпретаторы удачных теорий, но большинство «бизнес-гуру» Траут и Ривкин называют «Робин Гудами наших дней»: вооруженные банальными теориями и «модными словечками», эти люди неплохо зарабатывают на тех, кто готов их слушать. Полки магазинов ломятся от бизнес-литературы, среди которой встречаются очень хорошие книги. Но значительная часть «деловых» изданий – бесполезно погубленный лес, который способен только отнять у читателя время. Научиться отличать одни книги от других, особенно не имея опыта, кажется достаточно сложным.
«БРИТВОЙ» ОККАМА ПО ГОРЛУ ГУРУ
В сознании многих наиболее простое решение является примитивным, а потому неправильным. Страх простоты деструктивен – кажется, что слишком очевидная идея обречена на провал, поскольку доступна каждому. Это приводит к искусственному усложнению, но ведь на самом деле зачастую именно общедоступность делает идею успешной. И придумать общедоступную концепцию очень непросто.
Большое распространение получило использование искусственно усложненной лексики и псевдонаучных словесных конструкций, также помогающих книге выглядеть более серьезно. Современный деловой жаргон и так-то нуждается в издании специальных словарей, а в российской ситуации дело еще более усложняется за счет необдуманного включения в деловой лексикон заимствований из иностранных языков. Так, в одночасье проникшая в новостную ленту «волатильность» вполне могла оставаться «изменчивостью». В то же время не могу не согласиться с известным и достойным бизнес-тренером Александром Фридманом: «боулинг» должен оставаться «боулингом», а не «игрой, участники которой стремятся попасть шаром в стоящие группой фигуры». В заимствованных словах как таковых нет ничего плохого, если заимствование уместно и разумно.
Понятно, зачем усложнение нужно писателям и лекторам – они могут в тысячный раз продать все ту же идею в новой упаковке, а чем массивней кажется «коробка», тем больше денег мастера усложнений получат за каждый экземпляр. Но зачем это нужно читателям, особенно если это деловые люди, у которых на счету каждая минута?
ЧЕМ ЯСНЕЕ, ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ
Все сказанное применимо и к организации работы компаний. Чем проще и понятнее будет подход, тем лучше и быстрее они будут действовать.
Например, в речи, как письменной, так и устной, по мнению авторов книги, нужно стремиться к максимальной ясности и доступности. Чем больше сложных и специальных слов вы будете использовать, тем меньше вас будут понимать. Конечно же, при этом нужно учитывать специфику аудитории, и, обращаясь к профессуре, не стоит использовать тот же упрощенный подход, что и в разговоре с рабочими на стройплощадке. Но по умолчанию следует исходить из того, что ваши мысли должны быть понятны всем присутствующим (читателям), а их уровень всегда неоднороден. И важная оговорка: никогда, никогда-никогда нельзя использовать слова, в значении которых вы не вполне уверены. Если кто-то вас поймает – это ошибка, которую не забудут. Уж слишком публике приятно чувствовать себя умнее и грамотнее выступающего, не надо самому давать ей такой шанс.
При работе с данными стремление к упрощению может помочь сэкономить массу времени. Просто надо помнить, что далеко не все из них являются полезной информацией. Данных бесконечно много, и иногда кажется, что они уже размножаются сами, без человеческого участия. Необходимо настроить систему фильтрации, позволяющую отсекать лишнее и сохранять нужное. Это могут быть специальные программы или настройки в случае электронных источников сведений, или люди – референты, чьему здравому суждению можно доверять, которые будут отсеивать и уплотнять для вас данные, сохраняя только нужную информацию. Президенты не читают газеты и новостные сайты, их время слишком ценно, именно поэтому к ним на стол ложится специально подготовленный конспект с сокращенным и упрощенным изложением самого главного. Возможно, стоит брать с них пример.
«Сила простоты» призывает к крайней осторожности в привлечении сторонних консультантов.
НЕ МОДНОЕ, А ПОДХОДЯЩЕЕ
В определении стратегии бизнеса следует руководствоваться не популярными идеями, а простыми базовыми принципами. Хороший пример – стратегия взаимоотношений с конкурентами. Авторы книги предлагают исключительно простую и ясную модель, ставящую выбор стратегии в зависимость от положения компании на рынке. Компания, являющаяся лидером в своем секторе экономики, по отношению к своим соперникам должна занимать оборонительную позицию, поскольку королю угрожает только свержение с трона. Для вторых и третьих номеров подходит роль нападающих, их цель – дойти до вершины.
Компании поменьше или новички на этом конкретном рынке имеют лучшие шансы при нападении с флангов. Таким фирмам лучше всего найти неожиданное решение, лежащее в стороне от магистральных маршрутов. А совсем маленьким компаниям остается партизанская война, позволяющая занять свободные участки рынка, не заинтересовавшие более крупных игроков, и удерживать их как можно дольше. Иными словами, нужно знать своих противников, учитывать их сильные стороны и использовать слабости – только и всего.
СОВПАДЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Определение миссии компании – чрезвычайно ответственный момент. Траут и Ривкин и здесь призывают к максимальной простоте. По их мнению, основная задача миссии – донести до сотрудников стратегию фирмы.
Впрочем, в стремлении к опоре на реальность Траут и Ривкин отказывают в значении долговременному планированию (а кто знает, что там будет через пять лет), определению целей (они отвлекают маркетинг от реальности) и даже разработке идей (придумывать сложно, проще взять чужую мысль и модифицировать).
Я не могу согласиться и с описанием путей к успеху, которое предлагают авторы: усердная работа и интеллект, считают Траут и Ривкин, дают вам меньше всего шансов, и лучше всего найти источник успеха снаружи. Концепция, основанная на том, что успех другого более вероятен, чем ваш, многое говорит о том, каким представляют себе читателя авторы книги.
«Сила простоты» Джека Траута и Стива Ривкина – неоднозначная книга, построенная в основном на оппонировании популярным идеям и их авторам. Как любой односторонний спор, она упражняется в остроумии в адрес тех, кто по определению не может «дать сдачи». И при этом авторы периодически повторяют ошибки, в которых сами обвиняют других – их книга, пусть и небольшая, вся основана на единственной идее, вынесенной в заглавие, слог далеко не так прозрачен, как авторам хотелось бы видеть у других, а многие мысли спорны.
Тем не менее, читать «Силу…» достаточно интересно, а ключевая тема вполне заслуживает того, чтобы рассмотреть ее в деталях. Ведь мы действительно зачастую сами создаем себе проблемы, усложняя самые простые вещи. Просто отнеситесь к книге критически, применив к ней предложенные ей же методы.
Приятного вам чтения, и пусть на все сложные вопросы у вас будут простые ответы!
Обсудить эту и другие публикации рубрики «Сила знаний» вы можете в блоге ее автора,