Не нужно усложнять. По книге Джека Траута и Стива Ривкина «Сила простоты»

   12 февраля 2016, 18:05
Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизациибизнес-процессов в строительной отрасли Автор рубрики - Станислав Логунов,
эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли

В авторской рубрике «Сила знаний» нашего сайта публикуется новый обзор книг об управлении, стратегии, командообразовании и психологии бизнеса.

За последние полвека сложилась целая индустрия, производящая советы и теории для людей, стремящихся добиться чего-нибудь в жизни. Выбрать из этой массы то, что действительно принесет пользу – нелегко. Книга Джека Траута и Стива Ривкина «Сила простоты» предлагает очевидный, но действенный метод отделения зерен от плевел и дает рекомендации по организации управления компаниями на основе здравого смысла. 

Тысячи бизнес-тренеров и консультантов каждый день перемещаются по миру, рассказывая своим клиентам, как стать успешными. Некоторые действительно помогают – как дельные советчики или интерпретаторы удачных теорий, но большинство «бизнес-гуру» Траут и Ривкин называют «Робин Гудами наших дней»: вооруженные банальными теориями и «модными словечками», эти люди неплохо зарабатывают на тех, кто готов их слушать. Полки магазинов ломятся от бизнес-литературы, среди которой встречаются очень хорошие книги. Но значительная часть «деловых» изданий – бесполезно погубленный лес, который способен только отнять у читателя время. Научиться отличать одни книги от других, особенно не имея опыта, кажется достаточно сложным. 

«БРИТВОЙ» ОККАМА ПО ГОРЛУ ГУРУ 

Существует научный принцип, известный как «Бритва» Оккама. Его суть заключается в том, что если какое-то явление можно объяснить несколькими непротиворечивыми методами, то вероятнее всего истинным объяснением будет наиболее простое. Это, конечно, не исключает возможности того, что истинным окажется более сложный метод, просто вероятность такого события ниже. В науке понятие «простота» аналогично «понятности», «доступности» и является достоинством. Именно с этих позиций авторы книги предлагают посмотреть на рекомендации разного рода бизнес-гуру.

В сознании многих наиболее простое решение является примитивным, а потому неправильным. Страх простоты деструктивен – кажется, что слишком очевидная идея обречена на провал, поскольку доступна каждому. Это приводит к искусственному усложнению, но ведь на самом деле зачастую именно общедоступность делает идею успешной. И придумать общедоступную концепцию очень непросто. 

Большое распространение получило использование искусственно усложненной лексики и псевдонаучных словесных конструкций, также помогающих книге выглядеть более серьезно. Современный деловой жаргон и так-то нуждается в издании специальных словарей, а в российской ситуации дело еще более усложняется за счет необдуманного включения в деловой лексикон заимствований из иностранных языков. Так, в одночасье проникшая в новостную ленту «волатильность» вполне могла оставаться «изменчивостью». В то же время не могу не согласиться с известным и достойным бизнес-тренером Александром Фридманом: «боулинг» должен оставаться «боулингом», а не «игрой, участники которой стремятся попасть шаром в стоящие группой фигуры». В заимствованных словах как таковых нет ничего плохого, если заимствование уместно и разумно. 

Понятно, зачем усложнение нужно писателям и лекторам – они могут в тысячный раз продать все ту же идею в новой упаковке, а чем массивней кажется «коробка», тем больше денег мастера усложнений получат за каждый экземпляр. Но зачем это нужно читателям, особенно если это деловые люди, у которых на счету каждая минута? 

ЧЕМ ЯСНЕЕ, ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ 

Все сказанное применимо и к организации работы компаний. Чем проще и понятнее будет подход, тем лучше и быстрее они будут действовать. 

Например, в речи, как письменной, так и устной, по мнению авторов книги, нужно стремиться к максимальной ясности и доступности. Чем больше сложных и специальных слов вы будете использовать, тем меньше вас будут понимать. Конечно же, при этом нужно учитывать специфику аудитории, и, обращаясь к профессуре, не стоит использовать тот же упрощенный подход, что и в разговоре с рабочими на стройплощадке. Но по умолчанию следует исходить из того, что ваши мысли должны быть понятны всем присутствующим (читателям), а их уровень всегда неоднороден. И важная оговорка: никогда, никогда-никогда нельзя использовать слова, в значении которых вы не вполне уверены. Если кто-то вас поймает – это ошибка, которую не забудут. Уж слишком публике приятно чувствовать себя умнее и грамотнее выступающего, не надо самому давать ей такой шанс. 

И если при вас, например на презентации проекта, говорят слишком сложно и абстрактно, не надо бояться сказать: «Я не понимаю!» (если, конечно, положение позволяет). Потому что, если в подобных обстоятельствах вам говорят что-то, чего вы не понимаете – с высокой долей вероятности вами пытаются манипулировать, а то и просто обмануть.

При работе с данными стремление к упрощению может помочь сэкономить массу времени. Просто надо помнить, что далеко не все из них являются полезной информацией. Данных бесконечно много, и иногда кажется, что они уже размножаются сами, без человеческого участия. Необходимо настроить систему фильтрации, позволяющую отсекать лишнее и сохранять нужное. Это могут быть специальные программы или настройки в случае электронных источников сведений, или люди – референты, чьему здравому суждению можно доверять, которые будут отсеивать и уплотнять для вас данные, сохраняя только нужную информацию. Президенты не читают газеты и новостные сайты, их время слишком ценно, именно поэтому к ним на стол ложится специально подготовленный конспект с сокращенным и упрощенным изложением самого главного. Возможно, стоит брать с них пример. 

«Сила простоты» призывает к крайней осторожности в привлечении сторонних консультантов. Недоверие к собственным сотрудникам возникает из того, что вы слишком хорошо знаете их слабые места. Но это не говорит о том, что у профессиональных консультантов слабых мест нет – просто вы не успеваете их заметить. В же время, ваши работники хорошо знают предприятие и, в отличие от приглашенных экспертов, не заинтересованы в затягивании исследования до бесконечности. Привнесенные консультантами со стороны «оригинальные» идеи отвлекают ресурсы, формируют необоснованные ожидания и вызывают раздражение у работников. Поэтому, если вы все же привлекли внешних экспертов, стоит просеивать их предложения через сито собственного здравого смысла. И помните: никогда нельзя доверять тому, кого вы не понимаете!

НЕ МОДНОЕ, А ПОДХОДЯЩЕЕ

В определении стратегии бизнеса следует руководствоваться не популярными идеями, а простыми базовыми принципами. Хороший пример – стратегия взаимоотношений с конкурентами. Авторы книги предлагают исключительно простую и ясную модель, ставящую выбор стратегии в зависимость от положения компании на рынке. Компания, являющаяся лидером в своем секторе экономики, по отношению к своим соперникам должна занимать оборонительную позицию, поскольку королю угрожает только свержение с трона. Для вторых и третьих номеров подходит роль нападающих, их цель – дойти до вершины.

Компании поменьше или новички на этом конкретном рынке имеют лучшие шансы при нападении с флангов. Таким фирмам лучше всего найти неожиданное решение, лежащее в стороне от магистральных маршрутов. А совсем маленьким компаниям остается партизанская война, позволяющая занять свободные участки рынка, не заинтересовавшие более крупных игроков, и удерживать их как можно дольше. Иными словами, нужно знать своих противников, учитывать их сильные стороны и использовать слабости – только и всего. 

Конечно же, не менее важно знать свои сильные и слабые стороны. Это поможет выбрать правильный способ своего продвижения. «Правильный» в понимании Траута и Ривкина означает «простой». Нужно найти то, что выгодно отличает вас от других – и давить только на это. Если построенные вами дома – самые теплые, не нужно говорить, что они «одни из самых высоких» или «отличаются повышенным комфортом». Они самые теплые на рынке, это простое и понятное отличие, привлекательное для части потребителей. Люди вообще не любят выбирать, и им не хочется искать среди многих. Слово «самый», естественно, если это оправданное слово, которое вы можете подтвердить, окажется решающим. А гнаться за модой на «высокие» и «повышено комфортные» дома лучше оставить тем, у кого такой «изюминки» нет. Кстати, лучшей особенностью компании будут самые большие продажи. Стадное чувство, присущее человечеству, притянет покупателей к лидеру, ведь по мнению масс (увы, порой ошибочному) сразу много людей не могут ошибаться.

СОВПАДЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ 

Определение миссии компании – чрезвычайно ответственный момент. Траут и Ривкин и здесь призывают к максимальной простоте. По их мнению, основная задача миссии – донести до сотрудников стратегию фирмы. Таким образом, в понимании авторов книги миссия должна опираться на существующие возможности, а не на видение будущего. И она должна быть максимально конкретной, чтобы все понимали, куда идет компания. Из такого представления вытекает суждение авторов о лидере – это тот, кто формулирует миссию и организует ее воплощение.

Впрочем, в стремлении к опоре на реальность Траут и Ривкин отказывают в значении долговременному планированию (а кто знает, что там будет через пять лет), определению целей (они отвлекают маркетинг от реальности) и даже разработке идей (придумывать сложно, проще взять чужую мысль и модифицировать). 

Я не могу согласиться и с описанием путей к успеху, которое предлагают авторы: усердная работа и интеллект, считают Траут и Ривкин, дают вам меньше всего шансов, и лучше всего найти источник успеха снаружи. Концепция, основанная на том, что успех другого более вероятен, чем ваш, многое говорит о том, каким представляют себе читателя авторы книги. 

«Сила простоты» Джека Траута и Стива Ривкина – неоднозначная книга, построенная в основном на оппонировании популярным идеям и их авторам. Как любой односторонний спор, она упражняется в остроумии в адрес тех, кто по определению не может «дать сдачи». И при этом авторы периодически повторяют ошибки, в которых сами обвиняют других – их книга, пусть и небольшая, вся основана на единственной идее, вынесенной в заглавие, слог далеко не так прозрачен, как авторам хотелось бы видеть у других, а многие мысли спорны. 

Тем не менее, читать «Силу…» достаточно интересно, а ключевая тема вполне заслуживает того, чтобы рассмотреть ее в деталях. Ведь мы действительно зачастую сами создаем себе проблемы, усложняя самые простые вещи. Просто отнеситесь к книге критически, применив к ней предложенные ей же методы. 

Приятного вам чтения, и пусть на все сложные вопросы у вас будут простые ответы!

Обсудить эту и другие публикации рубрики «Сила знаний» вы можете в блоге ее автора, 

www.facebook.com/logunovsi

Поделиться:
обзор
Стеелмар Скандинавия

{{articles.header}}

{{results}}