Битум подстраивается под нормативы

   13 апреля 2016, 11:05
С 1 сентября изменятся технические требования к дорожному строительству.

Дороги-16.jpgБудет улучшено качество полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) материалов, появятся новые исследования их взаимодействия с асфальтом.

С каждым вновь принимаемым документом по ГОСТу поднимается планка качественных требований к строительству дорог.


Качество растет

По идеологии Минтранса и Федерального дорожного агентства (ФДА) увеличение качества показателей должно составлять примерно 10–20 %. «Производители битумов и полимеров обязаны подстраиваться под новые нормативы», – говорит Игорь Астахов, заместитель руководителя ФДА.

Позитивные тенденции стали результатом повышения межремонтных сроков до 12 лет, что позволило подрядным организациям и заказчикам требовать увеличения гарантийных сроков. «Двенадцатилетние межремонтные сроки невозможно пережить без появления новых технических решений. На основании старых исследований невозможно оценить эффект от применения ПБВ. Нужны современные усталостные методы испытания. Радует то, что крупнейшие игроки на рынке создают исследовательские лаборатории, где занимаются не только оценкой слоя асфальтобетона, но и анализируют основание дорожного покрытия», – рассказывает г‑н Астахов.

С 2009 года ФДА перешло на трехлетние контракты с компаниями по содержанию и ремонту дорог, с 2013‑го – на пятилетние. Это – одна из причин роста потребления ПБВ. Когда компания получает контракт на пять лет, то это повод для большей ответственности. Для сравнения – в США договор с компаниями заключается на пять лет.


Битум нового поколения

Николай Быстров, председатель технического комитета по стандартизации 418 «Дорожное хозяйство», рассказал, на сколько увеличится межремонтный пробег и стоимость материалов. Полимеры и битум стоят в 1,5 раза дороже основных материалов. Но качество от результата их использования покрывает затраты. Этого вяжущего вещества в асфальтобетоне всего 5 %. Таким образом, стоимость асфальтобетона с полимерами нового поколения возрастает всего на 5–7 %.

Российские дороги укрепляются за счет совершенствования дорожных материалов, в том числе и распространения ПБВ. Как сообщил Дмитрий Орлов, генеральный директор ООО «Газпромнефть – Битумные материалы», сейчас доля полимерно-битумных вяжущих на российских дорогах – около 31 %. «За последние пять лет в восемь раз увеличили объем потребления полимерно-битумных материалов. Современная работа строится на повышении требований к материалам», – говорит эксперт.

Николай Быстров вспомнил истоки улучшения ситуации с дорогами в России: «Мы прошли период великой дорожной революции в 1995 году, когда было введено повсеместное применение полимерно-битумных вяжущих материалов. Но идея была частично дискредитирована из-за того, что качество материалов целого ряда производителей страдало. И все же нововведение дало колоссальный толчок. Сегодня подход к дорожному строительству совершенно другой. Есть ГОСТ и целый ряд требований, выходящих за его рамки. Например, требование, чтобы материал не расслаивался при хранении. Производство ПБВ – дело тонкое».


Аварийные ситуации

Г‑н Быстров подчеркнул серьезность ситуации в сфере строительства дорог: «Не можете делать качественно: либо совершенствуйтесь, либо уходите с рынка. Это жесткий, но единственно честный ответ. Государство – не СОБЕС по обеспечению работой малограмотных участников рынка».

И это не просто красивые фразы. Ведь от ситуации в отрасли напрямую зависит личная безопасность дорожного движения.

Уровень аварийности на федеральных трассах – показатель качества дорожного полотна. И здесь наблюдается положительная тенденция. За два года аварий на федеральных трассах стало на 30 % меньше. При этом до 13 % сократилось число аварий, где дорожные условия отмечены как сопутствующий фактор. То есть 87 % всех аварий на федеральных трассах происходит по причинам, которые не связаны с дорожными условиями. Отчеты за 2015 год говорят о том, что протяженность федеральных трасс, соответствующих нормативу, превысила 30 тыс. км, что на 10 % больше, чем в предыдущем отчетном периоде. Данный показатель достиг 63,3 % от общего километража федеральных дорог страны. Об этом сообщил глава Росавтодора Роман Старовойт.

Нашумевший проект «Платон», как сообщил заместитель руководителя ФДА Игорь Астахов, не имеет отношения к федеральному дорожному строительству. Средства на ремонт дорог и переход к новым улучшенным полимерам идут из общего бюджета федерального дорожного агентства, а на деньги от «Платона» будут строить объекты инфраструктуры внутри субъектов страны.

Как считает Александр Фролов, директор по методологии, мониторингу и развитию продаж и маркетинга ООО «СИБУР», повышение качества дорог позитивно повлияет на развитие автотуризма в России, подтолкнет к развитию малый бизнес, сервис и другие отрасли.

Вера Лаговская
Поделиться:
полимерно-битумные вяжущие материалы
новые техтребования
нормативы
дороги

{{articles.header}}

{{results}}