Стройте без земли
Чиновники надеются, что поправки сократят временные и финансовые затраты строителей. Эксперты же призывают не переоценивать позитивный эффект документа.
Комитет по строительству Санкт-Петербурга разработал поправки в статью № 39.33 Земельного кодекса РФ. Главным стало предложение разрешать строительство инфраструктурных объектов без предоставления земельных участков, если они оплачиваются из местного, регионального или федерального бюджетов. Данные поправки предлагается распространить на возведение социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.
Выиграть время
По задумке авторов документа, выдавать такое разрешение на строительство будет уполномоченный орган. Какой именно – пока неизвестно, по логике эти обязанности предложат заказчикам строительства, то есть Комитету по строительству или Комитету имущественных отношений.
Пока документ проходит антикоррупционную экспертизу.
По мнению участников рынка, выделение участка под инфраструктуру сегодня занимает от двух месяцев.
«Принятие этих поправок позволит сократить сроки строительства, а также административных процедур при строительстве инфраструктурных объектов в соответствующих случаях», – говорят в Комитете по строительству.
Выиграет Смольный
При этом депутат считает, что от принятия таких поправок могут выиграть чиновники: «Земельный участок выделяется постановлением правительства, и неясно, какой орган и каким нормативным актом будет предоставлять землю в случае принятия инициативы. Вероятно, это будет Комитет по строительству, но, по сути, заниматься этим смогут вообще все комитеты, даже по спорту».
Ирина Иванова отметила, что сейчас к документу больше вопросов, чем ответов, поэтому необходимо дождаться пояснительной записки.
Сокращение времени ≠ увеличению строек
Юридическая оценка показала, что в существующем виде документ позитивно отразится на сроках строительства инфраструктуры. «Принятие предложенных Комитетом по строительству поправок, безусловно, сократило бы временные и финансовые затраты как публичных образований, так и инвесторов, участвующих в строительстве объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур», – считает юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Мария Оболенская.
Вместе с тем она уверена, что для активации интереса инвесторов к строительству инфраструктуры предложенных поправок недостаточно: «Вряд ли данные изменения коренным образом повлияют на инициативу участвовать в инфраструктурных проектах, так как нельзя сказать, что именно этот критерий является решающим для принятия участниками рынка соответствующего решения».
Такого же мнения придерживается старший консультант департамента консалтинга Colliers International в Петербурге Любава Пряникова: «Чтобы активизировать строительство объектов социальной инфраструктуры, нужно прежде всего создать такие условия для жилищных застройщиков, которые были бы им выгодны. Для этого можно либо упростить процедуру выкупа городом этих объектов, либо увеличить объем строительства социальных объектов по концессии».
Девелопер, участник Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса Михаил Голубев не верит, что законодательные новеллы могут ускорить строительство социнфраструктуры. «Да, бумажной волокиты с различной разрешительно-согласовательной документацией, может, и станет меньше, но девелоперов интересует не это. Для них в первую очередь важна экономика – размер и сроки компенсации за возведение соцобъектов, а также регламент передачи городу», – считает он.
Фото: gov.spb.ru