Стройте без земли

   19 апреля 2017, 11:04
Смольный готовит документ, разрешающий строительство инфраструктуры за государственный счет, без выделения земельных участков.

Чиновники надеются, что поправки сократят временные и финансовые затраты строителей. Эксперты же призывают не переоценивать позитивный эффект документа.

Комитет по строительству Санкт-Петербурга разработал поправки в статью № 39.33 Земельного кодекса РФ. Главным стало предложение разрешать строительство инфраструктурных объектов без предоставления земельных участков, если они оплачиваются из местного, регионального или федерального бюджетов. Данные поправки предлагается распространить на возведение социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры.

Выиграть время

По задумке авторов документа, выдавать такое разрешение на строительство будет уполномоченный орган. Какой именно – пока неизвестно, по логике эти обязанности предложат заказчикам строительства, то есть Комитету по строительству или Комитету имущественных отношений.

Пока документ проходит антикоррупционную экспертизу. В пресс-службе Комитета по строительству сообщили, что главная цель изменений – сократить временные затраты на реализацию важных для города проектов: «Данный законопроект позволит избежать необходимости заключения договора безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для возведения инфраструктуры». Чиновники надеются, что поправки ускорят возведение инфраструктуры.

По мнению участников рынка, выделение участка под инфраструктуру сегодня занимает от двух месяцев.

«Принятие этих поправок позволит сократить сроки строительства, а также административных процедур при строительстве инфраструктурных объектов в соответствующих случаях», – говорят в Комитете по строительству.

Выиграет Смольный

Ирина Иванова, член комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству ЗакСа, считает, что отмена процедуры выделения земли для госнужд является нарушением антимонопольного законодательства и способствует появлению различного рода лазеек для нарушения прав частного бизнеса. «На мой взгляд, это нарушает основной принцип гражданского права – пользования, владения и распоряжения землей. Капитальное строение неразрывно связано с земельным участком, это единый объект недвижимости. У нас есть запрет на продажу строения без земли, но как это правило будет соблюдаться при отсутствии предоставления земельного участка под строительство – мне неясно. Если в вопросах ремонта труб выделять землю действительно ни к чему, то для строительства зданий, сооружений и дорог это необходимо», – комментирует г‑жа Иванова.

При этом депутат считает, что от принятия таких поправок могут выиграть чиновники: «Земельный участок выделяется постановлением правительства, и неясно, какой орган и каким нормативным актом будет предоставлять землю в случае принятия инициативы. Вероятно, это будет Комитет по строительству, но, по сути, заниматься этим смогут вообще все комитеты, даже по спорту».

Ирина Иванова отметила, что сейчас к документу больше вопросов, чем ответов, поэтому необходимо дождаться пояснительной записки.

Сокращение времени ≠ увеличению строек

Юридическая оценка показала, что в существующем виде документ позитивно отразится на сроках строительства инфраструктуры. «Принятие предложенных Комитетом по строительству поправок, безусловно, сократило бы временные и финансовые затраты как публичных образований, так и инвесторов, участвующих в строительстве объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур», – считает юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Мария Оболенская.

Вместе с тем она уверена, что для активации интереса инвесторов к строительству инфраструктуры предложенных поправок недостаточно: «Вряд ли данные изменения коренным образом повлияют на инициативу участвовать в инфраструктурных проектах, так как нельзя сказать, что именно этот критерий является решающим для принятия участниками рынка соответствующего решения».

Такого же мнения придерживается старший консультант департамента консалтинга Colliers International в Петербурге Любава Пряникова: «Чтобы активизировать строительство объектов социальной инфраструктуры, нужно прежде всего создать такие условия для жилищных застройщиков, которые были бы им выгодны. Для этого можно либо упростить процедуру выкупа городом этих объектов, либо увеличить объем строительства социальных объектов по концессии».

Девелопер, участник Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса Михаил Голубев не верит, что законодательные новеллы могут ускорить строительство социнфраструктуры. «Да, бумажной волокиты с различной разрешительно-согласовательной документацией, может, и станет меньше, но девелоперов интересует не это. Для них в первую очередь важна экономика – размер и сроки компенсации за возведение соцобъектов, а также регламент передачи городу», – считает он.

При этом Михаил Голубев отметил, что нововведения должны развивать здоровую конкуренцию на рынке: «Усложнять целевое выделение объектов, которое способствуют единоличному  принятию решения в пользу какого-либо инвестора».


Фото: gov.spb.ru


Мария Мельникова
Поделиться:
Смольный
поправки в Земельный кодекс
Комитет по строительству
КИО

{{articles.header}}

{{results}}