ТЕНДЕНЦИИ

Петербург осваивает форматы на «КО»

   01 мая 2017, 08:31
Девелоперский бизнес меняется под натиском современного мира.

Еще недавно экзотикой для нас был формат апартаментов, а сегодня это один из самых динамично развивающихся сегментов рынка недвижимости. В настоящее время рынок всколыхнуло появление новых форматов: коворкинги и коливинги. Эксперты считают их интересными, но полагают, что они надолго останутся экзотикой.

Стремление удивить окружающих чем-то новым, необычным, максимально адаптированным к условиям современной динамичной жизни людей порождает все новые форматы недвижимости. При этом некоторые из них становятся настолько успешны, что тиражируются в тысячах проектов.

Всего несколько лет назад о том, что такое коворкинг* и коливинг** знали даже не все специалисты. Сегодня они постепенно входят в реальную жизнь крупных российских городов, и Петербург в этом смысле не исключение.

«В Петербурге действует проект коливинга Early Birds, проекты коворкингов «Офис-М», Регус, Welcome, GrowUp и пр. В настоящее время ряд объектов недвижимости перестраивают под новые функции – общественные пространства для работы и проживания», – рассказывает генеральный директор ОАО «Региональное управление оценки» Алексей Васильченко.

Для работы

По данным NAI Becar, в настоящее время в мире насчитывается около 13 800 коворкингов (рост за 2016 год составил 28 %). Наибольшее их число расположено в Лондоне – свыше 300, суммарной площадью 800 тыс. кв. м. В Москве – 50 коворкингов на 11 тыс. квадратов, в Петербурге – всего около 20 на 4,5 тыс. м.

Предложение кворкингов в мире«В коворкингах могут комфортно и эффективно работать специалисты самых различных специальностей: IT-специалисты, дизайнеры, стартаперы, журналисты, маркетологи, представители корпораций, которым не нужен отдельный офис», – отмечает управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar Ольга Шарыгина.

С ней согласна руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений JLL в Петербурге Регина Волошенко. «Коворкинги очень популярны в мире, и мы видим потенциал этого формата и в Петербурге. Cпрос на коворкинги могут формировать крупные корпорации, нанимающие сотрудников на проектные работы: временные рабочие места в коворкингах позволят таким арендаторам оптимизировать свое офисное пространство», – говорит она.

Средняя ставка за аренду рабочего места в петербургском коворкинге, по данным NAI Becar, сейчас составляет 10,5–11 тыс. рублей в месяц. При этом арендные ставки сильно варьируются в зависимости от локации и качества проекта, а также индивидуальных особенностей использования рабочего места.

«Петербургский рынок недонасыщен коворкингами. Формат отличается от столичного в первую очередь по размеру: если в Петербурге их площадь составляет обычно около 80–100 квадратов, то в Москве этот показатель значительно выше – 300–400 метров, а также представлены большие проекты до 2 тысяч метров. Крупные игроки в Петербурге развиваются неактивно. Таких компаний, как «Рабочая станция», на рынке пока нет», – отмечает руководитель проектов отдела стратегического консалтинга JLL в Петербурге Екатерина Заволокина. «Наибольшие перспективы у коворкингов с большой площадью. Крупные проекты в ближайшее время будут появляться на российском рынке. Мы ожидаем, что в стране появятся и несколько международных сетей», – добавляет Ольга Шарыгина.

Алексей Васильченко также отмечает, что такой формат недвижимости выглядит привлекательным с точки зрения инвестиций в силу высокого потенциального спроса и низкой конкуренции среди подобных проектов. Кроме того, такие объекты могут успешно работать и на периферии городов.

Впрочем, не все так оптимистично смотрят на перспективы формата. «В Петербурге развитие коворкингов сдерживается недоверием профессиональных девелоперов к формату и низким объемом вакантных площадей – 8,6 % в целом по рынку и 5,9 % в классе А. В таких условиях арендодатели предпочитают сдавать имеющиеся площади более понятному для них арендатору», – отмечает Регина Волошенко.

«Продукт весьма неплохой, но довольно нишевый и специфический. Он, безусловно, будет развиваться и дальше, при этом довольно сложно говорить о каких-то серьезных перспективах данного сегмента. Фактически очень многое из этого формата приходит и в «стандартные» офисы, когда сотрудников «лишают» постоянного рабочего места (если таковое им и в самом деле не нужно), зато увеличивают количество мест для общения и отдыха, а также других функциональных зон: микропереговорных, мест для звонков и т. д.», – добавляет руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St.Petersburg Игорь Кокорев.

…и для жизни

Коливинги пока еще большая экзотика. «Возможно, формат и получит со временем некоторое развитие – особенно для отдельных групп, прежде всего молодежи. Но пока он фактически отсутствует, и говорить о каком-то влиянии коливингов на рынок не приходится», – отмечает руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость» Ольга Трошева.

«Коворкинги и коливинги в полной мере могут быть успешными в период невысокой активности на рынке недвижимости, поскольку обладают объективными преимуществами для обеих сторон. Данные сегменты выглядят привлекательными с точки зрения инвестиций в силу высокого потенциального спроса и низкой конкуренции среди подобных проектов. Для нашего рынка подобные форматы проектов пока являются скорее экспериментальными, но однозначно можно утверждать, что участники рынка с большим вниманием следят за судьбой пилотных проектов», – заключает Алексей Васильченко.

Фото: imgs.6soft.com


СПРАВКА
*Коворкинг (от англ. co-working – «совместная работа»). Простыми словами это разновидность городских общественных пространств, объединяющих людей для общения и творческого взаимодействия. Нередко коворкинги занимают постройки и помещения, потерявшие прежнее предназначение: заводские цеха, бывшие школы и даже церкви.
**Коливинг (от англ. сo-living – «совместная жизнь»). Форма совместного проживания людей, где их всех объединяет какая-то общая идея. Это своего рода хостел, но в отличие от хостела, представляющего собой по сути гостиницу-общежитие, в которой обычно проживают туристы и командирующиеся, коливинг объединяет еще людей по интересам или профессиям, наподобие закрытого клуба.

МНЕНИЕ
Алексей Васильченко, генеральный директор ОАО «Региональное управление оценки»:
– Экономическая модель совместного потребления, коснувшаяся рынка недвижимости, распространилась в мире в середине 2000‑х. В офисном секторе появились общественные офисы – коворкинги. На рынке недвижимости – микроапартаменты с общественными пространствами – коливинги. Спрос на такие форматы недвижимости растет во всем мире, прежде всего в развитых странах, и крупные российские города – не исключение. По данным журнала Deskmag, с 2011 по 2016 год количество коворкингов на глобальном рынке выросло в 10 раз – с 1,1 тысячи до 11,3 тысячи. В США существуют целые сети коливингов и коворкингов – WeWork, WeLive, Campus и др.

Михаил Кулыбин
Поделиться:
коворкинг
коливинг
петербургский рынок коворкингов
апартаменты

{{articles.header}}

{{results}}