05 июня 2017, 06:47
Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли Автор рубрики – Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли

Каждый понедельник в авторской рубрике «Сила знаний» нашего сайта публикуется новый обзор книг об управлении, стратегии, командообразовании и психологии бизнеса.

Заметным событием прошедшего 25–28 мая XII Санкт-Петербургского Международного Книжного Салона стал организованный сетью «Буквоед» совместно с Российским книжным союзом общественно-образовательный форум «Стать книжником. Освоение общих и профессиональных знаний, методологий, культуры». Одним из спикеров форума был ведущий нашей рубрики «Сила знаний», автор бестселлера «27 книг успешного руководителя» Станислав Логунов. В своем выступлении Станислав предложил удобные и доступные решения проблемы переизбытка информации в сфере бизнес-литературы. Для тех, кто не смог посетить форум, мы публикуем самые интересные моменты его выступления.

ДАО ЛИДЕРА

К чтению я пришел, как и все советские дети, в пять или шесть лет. Напомню, что тогда не было интернета, домашнего видео, а телевидение ограничивалось тремя или четырьмя одинаково неинтересными каналами, то есть путей получения информации было очень немного. А поскольку я с детства стремился постоянно узнавать что-то новое, а также благодаря маме, которая прививала мне любовь к книгам в лучших традициях того времени, я очень много читал.

Первый этап моего активного чтения продолжался лет до двадцати, но во время учебы в институте уже приходилось подрабатывать, а после окончания вуза времени на книги не осталось совсем. Тем более что огромное количество проходивших через меня документов отчасти компенсировало потребность в чтении, получении информации.

Даже сейчас к обучению искусству управления в технических вузах есть много вопросов, а в те времена этому не учили вообще. И двадцать лет назад, когда я впервые сел в кресло руководителя, я на самом деле до конца не понимал, чем и как мне предстоит заниматься. Со временем, несмотря на карьерные успехи, жить стало совсем плохо – рабочий день приблизился к шестнадцати часам, а рабочая неделя к семидневке. Тогда и пришла осознанная мысль, что нужно каким-то образом развивать свои компетенции как руководителя.

Сначала я, как и многие другие, мучился, пытался бессистемно систематизировать свою работу. И мне даже удалось добиться определенных успехов, создать собственную систему тайм-менеджмента, или, вернее, управления собой. Но только чтение «Дао Toyota» Джеффри Лайкера помогло расставить все по местам. Безусловно, многое я почерпнул из общения со своими руководителями, часть из которых я считаю своими учителями. Но систематизировать все свои знания по управлению я смог именно благодаря проработке бизнес-книг.

Я брал книгу, маркер и выделял то главное, что я могу использовать уже завтра в своей деятельности. Например, когда я был директором Центра государственной экспертизы Санкт-Петербурга, то с успехом использовал там некоторые принципы Производственной системы Toyota и клиентоориентированный подход немецкого отельера Клауса Кобьелла.

Я руководил достаточно большими коллективами. И в какой-то момент понял, что надо вовлекать в процесс саморазвития своих сотрудников – если я хочу эффективно управлять такими махинами, то мне требуются грамотные руководители среднего и нижнего звена. Но здесь я столкнулся с проблемой – нужно было преодолеть сопротивление, побудить людей читать книги.

ДАО КНИГИ

Главной трудностью в чтении деловой литературы я считаю вопрос ее выбора, переизбыток информации, который существует на этом рынке. Ежегодно только в США появляется более десяти тысяч наименований бизнес-книг, и очевидно, что такое их количество прочитать просто невозможно. В последнее время я читаю около восьмидесяти деловых книг в год, то есть примерно семь книг в месяц, и то я могу позволить себе это только сейчас, когда у меня появился более-менее свободный график. При этом деловые книги для меня не только работа, но и увлечение. А сотрудникам хочется заниматься семьей, детьми, жить своей жизнью, да и почитать что-нибудь простое, развлекательное.

Соответственно, понимая стоящие перед подчиненными сложности, я начал делать на наиболее понравившиеся произведения небольшие обзоры, выжимая из книг «самый сок», чтобы объяснить сотрудникам те изменения в процессах, которые я предполагал реализовывать на основе прочитанного.

Эти обзоры также читали мои друзья и знакомые, деловые партнеры, знакомые знакомых, и я получал все больше положительных отзывов и советов познакомить с теми обзорами, которые я пишу, большее количество людей.

Таким образом около двух лет назад началась моя деятельность как популяризатора деловой литературы. Раз в неделю публикуется обзор бизнес-книги, которая, на мой вкус, является одной из самых полезных, содержащих самую важную информацию.

Благодаря поддержке книжной сети «Буквоед» и заинтересованности издательства «Эксмо» некоторые из этих обзоров были собраны в сборник «27 книг успешного руководителя».

Книга разделена на два блока. В первом читатели могут узнать о роли личных качеств лидеров, научиться управлять другими и, в первую очередь, собой. Из чтения этого блока можно понять, умеете ли вы общаться, договариваться, слушать и слышать (а это совсем не одно и то же). Там же предлагаются рекомендации и инструменты по развитию недостающих навыков. Второй блок книги посвящен организационному развитию. Здесь я предлагаю обратить внимание на книги, позволяющие повысить эффективность предприятий.

ДАО ПОРТАЛА

Одновременно с подготовкой книги развивался проект SILA Project. Основа проекта – портал silaproject.ru. К работе портала мы привлекли авторитетных представителей самых разных отраслей, которые к тому же увлекаются бизнес-литературой и могут дать компетентные рекомендации по выбору книг.

Я начинал чтение с хороших книг именно потому, что мне их советовали люди, мнению которых я доверял, и доверял не без оснований. Та же идея положена в основу портала – я приглашаю туда в качестве экспертов тех, кому доверяю, кто может посоветовать действительно качественную книгу.

Среди экспертов портала генеральный директор «Буквоеда» Денис Котов, ректор ИМИСП профессор Мордовин, президент Холдинга RBI Эдуард Тиктинский, председатель совета директоров бизнес-школы «ВВЕРХ» Владимир Маринович, руководитель образовательного проекта «Школа эффективного интернет-маркетинга» Дамир Халилов и еще целый ряд уважаемых в профессиональном сообществе специалистов.

На портале silaproject.ru публикуются как мои обзоры, в том числе и не выходившие в газете, так и мнения экспертов, их оценки деловых книг. И, зарегистрировавшись, каждый может поделиться своим мнением о прочитанном. Кто знает, возможно, со временем самые активные пользователи портала войдут в число экспертов.

Принципиально важно, что SILA Project – независимый проект. К сожалению, в русскоязычном сегменте не так уж много качественных рекомендаций в области деловой литературы. Разного рода «голосования» порой поднимают вверх не столько лучшие, сколько простые (иногда до примитивности) или внешне эффектные, эпатажные работы. Массовому читателю вообще особенно нравятся биографии или мемуары успешных людей, которые я советую по возможности игнорировать – читая чужую историю успеха, можно не успеть написать свою. Подборка бизнес-литературы, известная как «Список Грефа», в основном состоит из хороших книг, но за последние годы этот список стал так велик, что книг хватит на пять лет чтения, да и представлены они в произвольном порядке. А издательства, что вполне разумно, занимаются продвижением исключительно своей продукции.

Благодаря независимым экспертам, к уровню компетентности которых предъявляются серьезные требования, мы сможем постепенно отфильтровать то разумное количество нужных книг, которые можно будет использовать в целях самосовершенствования и в практической деятельности организаций.

Иногда мне задают вопрос: «Сколько книг нужно прочесть, чтобы стать квалифицированным руководителем?» У меня нет на него ответа. Все зависит от того, что и в каком порядке вы будете читать. Неструктурированное чтение может не только не принести пользы, но и оказаться убыточным. Ко времени, потраченному на чтение деловой литературы, следует относиться как к инвестиции. Вы покупаете за 500 рублей хорошую книгу, но главное – вкладываете в нее три часа своего времени… И если окажется, что вы ее не поняли или поняли неправильно, потому что прочитали не вовремя, это будет убыток – инвестиции времени не дали никакого результата, они потеряны.

Конечная цель проекта – на базе принципов Целенаправленного чтения с помощью ограниченного числа независимых экспертов сформировать систему, которая позволяет в зависимости от потребностей и проблем пользователя скомплектовать подборку лучших книг, всесторонне удовлетворяющих эту потребность, и оптимальный порядок их чтения.

А стратегическая задача – привлечь внимание руководителей (в том числе и будущих) к необходимости развития – их самих, их сотрудников, процессов на их предприятиях, и предоставить инструменты этого развития, дать возможность в сжатой форме познакомиться с книгами, которые уже завтра начнут приносить результаты.

НАЧАЛО ПУТИ

Чтобы понять, как работает портал и нужен ли он вам, я рекомендую зайти на него и выбрать замечательную книгу Мортимера Адлера «Как читать книги», которая написана 77 лет назад. Прочитайте обзор или прослушайте аудиообзор (вы найдете их во вкладке «ОБЗОР SILA»), чтобы составить свое представление как о проекте, так и об этой книге. Я надеюсь, что вы заинтересуетесь книгой Адлера, но в любом случае даже из этого пятнадцатиминутного обзора вы, возможно, сумеете почерпнуть какие-то новые для себя приемы.

Впрочем, в этих приемах нет ничего излишне оригинального – надо читать осознанно, тщательно отбирать литературу, перед чтением изучать контекст, в котором книга создавалась, а в случае бизнес-литературы – еще и биографию автора, его достижения, практические или теоретические успехи.


И прошу всех, кто решит поближе ознакомиться с порталом SILAPROJECT.RU, не забывать делиться своими впечатлениями. Вы можете cделать это в группе проекта «Вконтакте» или на Facebook. Я лично и вся команда проекта будем признательны за любые высказанные мнения. Конструктивная критика приветствуется!

Поделиться: