Александр Дрозденко: «Инвесторам надо создать такие условия, чтобы они чувствовали себя родными»

   05 июня 2017, 08:27
В рамках Петербургского международного экономического форума Ленинградская область подписала ряд инвестиционных соглашений на сумму порядка 55 млрд рублей.

Накануне форума губернатор региона Александр Дрозденко рассказал о том, чем область привлекает инвесторов и как борется с административными барьерами.

– Давайте начнем с итогов прошедшего года. Каким стал 2016 год для Ленобласти с точки зрения инвестиций?

– Мы неплохо смотримся на фоне других регионов страны: сохранили основные экономические показатели и смогли увеличить объем инвестиций в основной капитал. Рост составил более 12 процентов – это 262,1 миллиарда рублей. Если пересчитать эту сумму на количество жителей, учесть, что мы не нефтегазовый и не дотационный регион вроде Крыма, то мы получим данные, свидетельствующие о том, что Ленобласть вошла в число реальных лидеров по России.

– В 2013 году в Ленинградской области начало функционировать Агентство экономического развития. Каковы результаты его работы?

– Для крупного бизнеса создан фронт-офис Агентства экономического развития, отвечающий за сопровождение инвестиционных проектов. Сегодня агентство сопровождает 193 инвестиционных проекта, 31 из них – с участием иностранного капитала. Причем это не китайские инвесторы, с которыми пять лет можно вести переговоры и жать руки, но денег не дождаться. У нас основные инвесторы из Европы – это финны, немцы, итальянцы и французы. Они нам понятны, у нас давно выстроены отношения с этими компаниями, и мы знаем, чего от них ждать. А главное – мы работаем только с теми инвесторами, которые предлагают реальные осуществимые проекты.

– Прочные отношения – это прекрасно, но как же деньги?

– Рост прямых иностранных инвестиций в 2016 году составил 5,8 миллиарда долларов, это на 68 процентов больше, чем мы смогли заработать в 2015 году. Тот год был вообще очень сложным, из-за санкций многие компании ушли с российского рынка. Но, слава богу, в бизнесе, в отличие от политики, люди руководствуются разумом, а не эмоциями и предпочитают решать вопросы, а не заниматься подковерной возней. Поэтому бизнес проголосовал инвестициями за сотрудничество с Ленобластью.

– Бизнес проголосовал, а что Ленобласть может ему предложить?

– Локомотивом, который приведет в Ленобласть новый бизнес, могут стать индустриальные парки, технопарки, нанопарки, полностью подготовленные к работе – как с точки зрения инженерии, так и с точки зрения документов. Шесть действующих в Ленобласти технопарков показывают, что именно такой формат сегодня нужен инвесторам, и мы будем его развивать.

– Развивать – значит создавать новые технопарки? Кстати, правительство определилось с профилем будущего технопарка в Тосно?

– Создавать новые, да. В планах есть строительство еще как минимум семи новых площадок. Но вот по Тосненскому технопарку все еще нет окончательного решения. Но есть идея создать там энергосберегающий технопарк Северо-Запада, и уже есть инвесторы, которые заинтересованы в развитии этого проекта. Будем работать.

– Ленинградская область вошла в топ‑5 регионов с наименьшими инвестиционными рисками. Тем не менее вы не особенно довольны тем инвестклиматом, который сегодня сложился в регионе. Что не так?

– Вообще я бы с осторожностью относился ко всем рейтингам, их результаты меняются очень быстро и очень непредсказуемо. Результат, который мы сегодня имеем, – это результат последовательной, целенаправленной работы. Мы разработали систему налоговых льгот, строим для инвесторов инфраструктуру под ключ. Многие наши новеллы получили поддержку на федеральном уровне и в АСИ, и это помогло нам занять ту нишу, в которой мы сейчас находимся. Но главная наша беда так и не решилась. Я имею в виду то количество административных барьеров, которые вынуждены преодолевать инвесторы. И я не думаю, что хоть кто-то из наших партнеров сегодня положительно оценит Ленобласть по такому направлению, как регистрация бизнеса.

– Почему?

– Регистрация бизнеса сегодня осуществляется только в одном городе – в Выборге. Любое изменение в уставных документах тоже превращается в бег с препятствиями, потому что мы с налоговой службой до сих пор не отладили работу через МФЦ. Ну как бизнес может нас положительно оценить?

– Зато сроки получения разрешения на строительство удалось сократить…

– Да, его мы теперь выдаем за 10 дней. Но какие круги ада должен пройти застройщик – а я регулярно читаю подробные рассказы об этом в жалобах от девелоперов – чтобы сначала получить земельный участок, потом получить техусловия и выполнить их, сделать проект и пройти экспертизу. Мы именно по этим показателям сегодня проигрываем многим регионам страны, хотя в создании законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность, мы значительно преуспели.

– Про административные барьеры областное правительство говорит давно. Создаются рабочие группы, штабы, а проблема все не решается. Административный барьер – это следствие чиновничьей лени или желания быть круче, чем ты есть? Может, надо для начала с этим бороться?

– Тема административных барьеров для нас действительно очень болезненная. К сожалению, остается очень сильна бюрократия и чиновничья поведенческая «модель страуса». Я уже не раз говорил о ней: это когда в течение рабочего дня ничего не подписать и не принять к исполнению – тогда день прошел удачно, как страус в песок голову спрятал.

Сегодня в Московской области создан офис для инвесторов, где они могут в режиме единого окна получить необходимые согласования всех надзорных ведомств. У нас такая процедура доходит иногда до 180 дней, там она ужимается до недели. И там сидят чиновники, которые не боятся взять на себя ответственность и поставить подпись. У нас же бывает, что заявителю отказывают в согласовании документа, потому что кому-то запятая не понравилась. В итоге у нас инвестора гоняют от одной службы к другой, он круги нарезает, как по Данте – пока дойдет до девятого круга, желание инвестировать в Ленинградскую область пропадет.

Это, кстати, относится к Комитету по архитектуре и градостроительству. Мы не занимаемся документами техпланирования, прикладными документами, связанными с развитием городов и поселков. У нас только 7 процентов всех границ населенных пунктов описаны, это худший показатель на Северо-Западе.

Бюрократом номер один стал и Комитет по культуре. Они нам «зарезают» целые стройки сегодня. Мы недавно вынуждены были через ЮНЕСКО решать вопрос о строительстве бассейна в Отрадном. Понятно, что мы область многовековой истории, где ни копни, попадем на черепок. Но тогда и Москва не должна строиться, и Петербург не должен строиться?

– Но ведь вы, как губернатор, можете повлиять на подчиненных. Простимулировать, так сказать, их работу.

– Я ввожу новую систему оценки работы членов правительства по преодолению административных процедур. Ежеквартально эту оценку будут проходить мои заместители. За плохие показатели и низкие баллы будем сначала наказывать рублем, а если не поможет – рассмотрим вопрос о соответствии занимаемой должности. Это жесткие требования, но, если мы хотим остаться в числе лидеров, нужно работать. Мы в 2014 году набрали серьезные темпы развития экономики, но все это только за счет собственных ресурсов, географического положения, наличия дорог и квалифицированных кадров. Дальше эта схема не поедет, нам нужны инвесторы. А им надо создать такие условия, чтобы они себя почувствовали в Ленобласти родными. Чтобы они видели, что административных барьеров в регионе минимум, а если возникают сложности, то это исключение, а не практика.


ЦИФРА
Ленинградская область подписала ряд инвестиционных соглашений на сумму порядка 55 млрд рублей

КСТАТИ
Ленинградская область заняла седьмую строчку рейтинга социально-экономического развития субъектов РФ по версии «РИА-Рейтинг». По итогам 2016 года регион улучшил свою позицию в рейтинге сразу на 4 позиции.
Составители рейтинга оценивают позицию регионов, основываясь на следующих показателях: качество жизни населения, устойчивость бюджетной системы, состояние экономики и социальной политики.
Так, Ленобласть завершила 2016 год приростом инвестиций в основной капитал на 11,6 % (262 млрд рублей) и уровнем ВРП в 908 млрд рублей. Рост доходов населения региона составил 3,9 %, уровень безработицы – 0,4 % от экономически активного населения.
Возглавляет рейтинг Москва, Санкт-Петербург занимает вторую строчку. Отметим, что такие же результаты обе столицы показали в 2015 году. В десятку регионов‑лидеров также вошли Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Московская область, Республика Татарстан и Республика Башкортостан, а также Тюменская область.
Елена Чиркова
Поделиться:
Ленобласть
ПМЭФ
инвестиции
Дрозденко

{{articles.header}}

{{results}}