Большая двадцатка
Впервые в число регионов‑лидеров вошел Петербург, за год сумевший улучшить свое положение на 4 позиции. Стремление регионов попасть в первую двадцатку рейтинга теперь будут поддерживать и материально: за хорошую работу субъектам пообещали дополнительные бонусы из федерального бюджета.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах страны составляется уже 4 года подряд. Его основная задача состоит в поиске лучших практик и оценке эффективности работы регионов при создании условий для бизнеса.
В АСИ констатируют, что инвестклимат в стране улучшился. «Анализ рейтинга показывает связь между его результатами и ключевыми показателями регионов – ВРП и приростом частных инвестиций, – говорит г‑жа Чупшева. – Например, рост рейтинга на 1,8 балла при снижении сроков подключения к электросетям со 108 до 86 дней соответствует росту частных инвестиций на душу населения на 2 процента».
Средний индекс рейтинга увеличился на 5,3 балла, многие регионы показали хороший рост.
«В прошлом году нам не удалось попасть в двадцатку, хотя с самого начала составления рейтинга мы стабильно занимали высокие места. Это стало для области своеобразным холодным душем, – отметил губернатор региона после обнародования результатов. – Мы поняли, что нельзя «почивать на лаврах» успешности, нужно все время двигаться вперед. Сегодня, когда конкуренция между субъектами РФ за инвесторов, федеральные проекты и человеческий капитал обостряется, мы все время должны доказывать, что в Ленинградской области оптимальные условия и для бизнеса, и для жизни».
Петербург в рейтинге 2017 года занял 17‑ю позицию, поднявшись с 22‑й строчки. По словам главы президента Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, на рост позиций региона в рейтинге повлияли успехи в области сокращения сроков выдачи разрешений на строительство и присоединения к инженерным сетям.
Георгий Полтавченко отмечает, что за последние годы городу удалось снизить административные барьеры и повысить инвестиционную привлекательность города. «Мы создали проектный офис, который уже показал свою эффективность в плане привлечения инвестиций в Петербург, – говорит губернатор. – За короткое время мы нарастили объем кредитования малого бизнеса, увеличив суммы кредитов с 1 до 3 миллионов рублей и снизив ставку по кредиту с 10 до 5 процентов за счет бюджетных субсидий».
Попадание Петербурга в двадцатку лучших регионов федеральные власти называют достижением.
«Москва и Петербург – это своего рода витрина Российской Федерации на международном уровне, – добавляет руководитель АСИ Светлана Чупшева. – По этим двум городам мир оценивает инвестиционную привлекательность России».
Отметим, что Москва в этом году переместилась на третью строчку рейтинга, поднявшись на 10 позиций. Лидером национального рейтинга третий год подряд остается Республика Татарстан.
«Существует прямая зависимость между данными рейтинга и инвестициями на душу населения, – поясняет г‑н Белоусов. – За цифрами стоят результаты работы с людьми, за рейтингом – работа губернатора в любом регионе. Рейтинг станет одним из показателей, по которому будет оцениваться работа губернатора. Успешная работа будет подкреплена существенной материальной мотивацией как для субъекта, так и личной для губернатора».
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ
Регион | Место в рейтинге 2017 | Место в рейтинге 2016 | Изменение позиции 2016–2017 |
---|---|---|---|
Республика Татарстан | 1 | 1 | 0 |
Чувашская Республика | 2 | 6 | 4 |
Москва | 3 | 10 | 7 |
Тульская область | 4 | 4 | 0 |
Калужская область | 5 | 3 | –2 |
Тюменская область | 6 | 5 | –1 |
Краснодарский край | 7 | 7 | 0 |
Воронежская область | 8 | 23 | 15 |
Московская область | 9 | 21 | 12 |
Ульяновская область | 10 | 11 | 1 |
Тамбовская область | 11 | 19 | 8 |
Костромская область | 12 | 25 | 13 |
Республика Башкортостан | 13 | 20 | 7 |
Липецкая область | 14 | 16 | 2 |
Владимирская область | 15 | 8 | –7 |
Ростовская область | 16 | 24 | 8 |
Санкт-Петербург | 17 | 22 | 5 |
Республика Мордовия | 18 | 17 | –1 |
Ивановская область | 19 | 33 | 14 |
Ленинградская область | 20 | 34 | 14 |
ЦИТАТЫ
Антон Силуанов, министр финансов РФ:
– Говорят, что есть «сырьевое проклятие» ряда стран, в том числе и России. На самом деле это не проклятие, а умение или неумение стран использовать возможности экспорта сырья. Проклятие – это только для тех стран, которые не умеют им воспользоваться. Нужно не базироваться на сырье, а диверсифицировать экономику, ориентируясь на экспорт не только сырья, но и другой продукции, в том числе технологий.
Михаил МЕНЬ, министр строительства и ЖКХ:
– Конкуренция между городами происходит в основном за человеческий капитал, и наиболее успешными мы можем признать те города, которые используют современные технологии строительства и, самое главное, думают о том, как будут выглядеть современные города.
Алексей КУДРИН, председатель совета Фонда «Центр стратегических разработок»:
– Крупные города в ближайшие 10 лет будут центром новой экономики знаний. Они создадут соединение интеллектуальных возможностей, социального капитала, инфраструктуры, промышленности.
Марк СПЕЛМАН, член совета директоров Future Cities Catapult:
– Причина, из-за которой в большинстве городов возникают проблемы, – это недостаток комплексного планирования. В будущем города будут планироваться с помощью методологии дизайна, оценки данных и оценки воздействия. Тогда благодаря моделированию появится возможность рассчитывать наперед.
Николаус ЛАНГ, старший партнер, управляющий директор The Boston Consulting Group:
– Сегодня мы наблюдаем активный рост урбанизации по всему миру. Это показывает, что люди, переезжая в города, хотят не просто жить сами по себе, а быть частью экосистемы мобильности и инфраструктуры, которая нам необходима для движения вперед.
Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group:
– Очень часто медийный образ «инноваций в ретейле» не совпадает с реальностью. Идиллические сцены с интеллектуальными дронами, разносящими пиццу и продуктовые интернет-заказы в уютные одно- этажные домики потребителей, далеки от нашей реальности. Выделяются два «слоя» технологических решений – те, что в торговом зале, и те, что покупателю не видны: взаимодействие с банками и поставщиками, внедрение электронного документооборота, система биометрической идентификации сотрудников. Важно идти впереди потребностей, потому что сами клиенты часто точно не знают, чего хотят, и запроса на инновации сформировать не могут.
Фото: photo.roscongress.org