Бережливое производство: нужно ли оно строительству

   01 августа 2017, 10:30
Понятие «бережливое производство», заимствованное из концепции производственной системы «Тойоты» (Lean Production), сегодня внедряется по всему миру, практически во всех отраслях хозяйства.

Это – широкая управленческая концепция, направленная на устранение потерь и оптимизацию бизнес-процессов. Бережливое производство составляет основу новой философии менеджмента производства. «Кто строит» расспросил своих партнеров и читателей о том, как бережливое производство внедряется в российских реалиях на строительном рынке.

– Знакомы ли вы с понятием «бережливое производство»?


Роман Алексеев:

– Безусловно, знакомы. Однако нам ближе понятие «бережливое мышление».


Александр Свинолобов:

– Понятие «бережливое производство» давно знакомо нашей компании. Его основа – в сосредоточенности на главном продукте компании, при которой происходит исключение лишних и затратных факторов, которые особой ценности в конечном итоге не представляют. При бережливом производстве внедряются бизнес-процессы и технологии, нацеленные на экономию ресурсов (в том числе финансовых) и не влияющие на качественные характеристики конечного продукта. В нашем случае – квартиры. И это непрерывный процесс.


Наталья Скаландис:

– Мы знакомы с ним и с 2015 года внедряем бережливое производство в рамках работы нашей компании.


Максим Мироненко:

– С понятием «бережливое производство», конечно, знакомы. Несколько лет назад представители компании проходили обучение, а потом делились с коллективом своими идеями по усовершенствованию эффективности производства. Благодаря полученным знаниям и свежим идеям мы оптимизировали ассортиментную матрицу и за последние 5 лет выпускаем продукцию только с большим жизненным циклом.

– Как вы понимаете концепцию бережливого производства?


Роман Алексеев:

– Концепция бережливого производства – это бесконечное совершенствование потока «от поставщика до клиента». Основная задача состоит в том, чтобы устранить на этом пути все то, что не добавляет ценности продукту или услуге.


Наталья Скаландис:

– Для тех услуг, которые оказывает наша управляющая компания в рамках бережливого производства, мы ставим себе задачу не только оперативного управления имущественными комплексами, но и продумываем стратегическое управление недвижимостью. В конкретной точке работы с проектом мы начинаем планировать свои шаги, опережая события, которые могут повлечь за собой финансовые либо имидживые потери для объекта и его владельца. Мы подходим к работе с объектом с точки зрения экономичности и экологичности, стараясь найти альтернативные решения для управления объектом, разумные по качеству и стоимости, внедрить их, опираясь на экономическую целесообразность и современные технологии сбережения ресурсов.


Михаил Ривлин:

– Концепция, изначально разработанная компанией Toyota для оптимизации издержек производства автомобилей и позже трансформированная для использования в других отраслях, подразумевает сохранение только тех издержек, которые влекут за собой увеличение ценности продукта для клиента.


Николай Урусов:

– Это – правильная философия. В строительной сфере уже есть аналог этого понятия – сертификация по американской системе LEED (Leadership in Energy and Environmental Design). Она включает в себя множество критериев, касающихся проектирования, строительства и эксплуатации зданий. Так, учитываются энергоэффективность здания, то, из каких материалов оно возводится, как утилизируются строительные отходы и т. д. В частности, система подразумевает максимальное использование локальных строительных материалов, производимых в радиусе 300 км от места проведения работ. Также она поощряет утилизацию части отходов прямо на стройплощадке, что позволяет экономить ресурсы.


Максим Мироненко:

– Эта концепция – создание правил-аксиом для повышения эффективности производства и качества продукции с привлечением минимальных затрат и ресурсов.


Андрей Обойдихин:

– Под бережливым производством понимают стремление при выпуске продукции или услуги минимизировать любые издержки, не представляющие ценности для потребителя, но влияющие на стоимость.

– Целесообразно ли, на ваш взгляд, внедрение концепции бережливого производства в сфере строительства, недвижимости, девелопмента?


Роман Алексеев:

– Внедрение бережливого производства или, что вернее для непроизводственных сфер, «бережливого мышления», актуально для любой сферы бизнеса. Везде есть скрытые потери. Они менее очевидны, чем потери на производстве, но не менее значимы. Это, например, потери времени при неоптимальных сроках согласования договоров или нерегламентированное время совещаний.


Александр Свинолобов:

– Вполне целесообразно. Бережливое производство может стать одним из конкурентных преимуществ компании на рынке, а также существенно сократить издержки внутри самой организации.


Андрей Обойдихин:

– Эта концепция актуальна для любого вида деятельности, в том числе девелопмента, так как процесс строительства очень технологически емкий, включающий в себя множество аспектов. Так или иначе, в каждой компании применяются принципы бережливого производства, вопрос только в том, насколько комплексно.


Наталья Скаландис:

– В рамках обслуживания недвижимости мы внедряем этот подход с помощью различных инструментов, но, к сожалению, мы работаем с объектами, созданными вне такой практики. Целесообразно и даже необходимо подходить сегодня к девелопменту с позиций бережливого производства на начальных этапах работы с объектом. Проектная документация и сама концепция будущего комплекса должны анализироваться с точки зрения последующего обслуживания и эксплуатации. Эта практика активно внедряется в большом количестве западных городов. В том числе в Норвегии при формировании проекта детально планируется, каким образом будут сэкономлены энергоресурсы с использованием тех или иных инструментов, каким образом будет настраиваться технология обслуживания, и максимальная ставка делается на автоматизацию процесса. С уважением видишь, как на таких объектах налажено управление сотней зданий, вплоть до регулирования кондиционирования и вентиляции в конкретном помещении из небольшой диспетчерской с двумя специалистами.


Эдуард Тиктинский:

– Концепция бережливого производства нам достаточно близка – как идея, в основе которой лежит стремление к улучшению качества продукта и сервиса за счет сокращения всех затрат и потерь, которые к этому улучшению не ведут. Особенно учитывая нашу стратегию премиального девелопера, который в любом сегменте стремится предложить что-то лучшее по сравнению с конкурентами. Сегодня RBI – компания не только девелоперская, но и внедренческая. У нас всегда есть одновременно 5–7 внутренних проектов, направленных на повышение эффективности ведения бизнеса.


Михаил Ривлин:

– Данная концепция применяется каждым грамотным девелопером. Суть ее состоит в том, чтобы четко следовать классу возводимого объекта и не встраивать в объект дорогостоящие элементы более высоких классов, которые клиент данного класса считает избыточными и не готов за них платить. Это касается как жилых домов, так и гостиниц и бизнес-центров. Например, мраморные подоконники в трехзвездочной гостинице не дадут вам возможности ни на рубль поднять цену номера, или дополнительный проход для того, чтобы персонал управляющей компании не встречался с жильцами, необходимый в элитном доме, ни на рубль не поднимет цену квартиры в доме эконом- или комфорт-класса. С совершенно особым случаем применения такого подхода мы столкнулись при строительстве клубного дома Art View House, возводимого на берегах реки Мойки и Крюкова канала. На первый взгляд, что может быть избыточным в доме самого высокого класса, клиенты которого настолько искушены, что их ожидания практически невозможно превзойти? Экономить на инженерии, фасаде, паркинге такого дома нельзя. Тем не менее мы смогли применить элементы бережливого строительства и для Art View House. В частности, мы сочли, что для наших клиентов не нужны определенные устаревшие, с нашей точки зрения, элементы инфраструктуры клубного дома, такие как сигарные или бильярдные, и не стали делать их в доме.


Максим Мироненко:

– Да, целесообразно. Это позволит сэкономить денежные ресурсы и повысить качество. Вы только представьте, если производство строительных материалов работает по принципу бережливого производства, и строители, и эксплуатирующие компании, и девелопмент будут работать по единым стандартам, то мы с вами как потребители получим отличную возможность жить и работать в домах и зданиях с большим комфортом.

– Внедряете ли вы ее у себя в компании?


Роман Алексеев:

– Внедрять элементы производственной системы «Тойоты» мы начали весной 2016 года и сегодня продолжаем развивать нашу лин-систему во всех направлениях деятельности Группы компаний.


Максим Мироненко:

– Целиком систему нет. За 15 лет работы какие-то процессы отлажены отлично, а какие-то требуют постоянной корректировки из-за меняющихся условий.


Александр Свинолобов:

– Да, внедряем на всех рынках нашего присутствия. Большинство руководителей Bonava и часть сотрудников проходили обучение Lean production. Наиболее позитивный опыт бережливого производства у нашей компании – в Германии. На территории ФРГ мы одни из лидеров среди девелоперов, применяющих Lean production. Продолжаем внедрять эту концепцию и в Петербурге. Это долгосрочный процесс, и нам еще многое предстоит сделать в этом направлении.


Наталья Скаландис:

– Да.


Эдуард Тиктинский:

– Есть наглядный пример. Все проектирование мы уже достаточно давно ведем в облачных технологиях, а не в традиционном «бумажном» варианте. При этом потери (времени, ресурсов, чего угодно), связанные с человеческим фактором, оказываются минимизированы радикально. Скажем, подрядчик уже не может «упустить что-то из виду», так как он работал со старой версией документа. Ведь новые проектные решения лежат в «облаке» и становятся доступны всем участникам проекта моментально. Или, например, посмотрим на то, как происходит прием квартиры дольщиком. Если при осмотре он высказывает какие-то замечания, они сразу фиксируются в электронном виде и передаются в работу мгновенно. Клиент еще только спускается из своей квартиры на первый этаж, а акт о выявленных дефектах уже распечатан. Это максимально оптимизирует процесс по времени и с точки зрения взаимодействия всех участников проекта. Кстати, в последних наших проектах мы начали использовать и BIM-технологии. Это так называемое информационное моделирование здания, которое фактически является еще одним шагом вперед на пути к оптимизации рабочего процесса проектирования и строительства. Автоматизировали мы и работу с агентствами недвижимости. К специальному интернет-порталу РАМПА («Рабочее место партнера») на сегодня подключено больше 4,6 тыс. агентов, и каждый может быстро формировать актуальное и корректное предложение для покупателей. Мы посчитали, что при работе с РАМПА найти подходящую квартиру, подготовить предложение клиенту и зарезервировать объект можно за 1,5 минуты. РАМПА дает возможность достигать лучшего результата за меньшее время. Еще одна важная вещь, в которую мы верим: эффективность работы компании зависит от эффективности каждого отдельного сотрудника, а эффективность человека – от того, насколько он счастлив на работе, насколько видит возможности профессионального роста и личного развития. Мы считаем, что нам удалось создать такую атмосферу и корпоративную культуру, которая эти возможности дает. По крайней мере, согласно данным большого исследования вовлеченности, проведенного в конце 2016 года в Холдинге RBI по международной HR-методике, наши сотрудники показали высокий уровень вовлеченности – 77 %, на 11 пунктов выше, чем в среднем по отрасли.


Николай Урусов:

– Это очень хорошая система, которая пока, к сожалению, мало распространена в России. Надеюсь, что в будущем таких зданий в нашей стране станет больше. Я уверен, что у нас в портфеле точно будет такой проект.

– Хотите ли вы обмениваться опытом в вопросах повышения эффективности?

 

Роман Алексеев:

– Мы с радостью поделимся своим опытом внедрения «бережливого мышления», а также познакомимся с лучшими практиками развития бережливого производства в строительстве.


Александр Свинолобов:

– Обмениваться опытом в вопросах повышения эффективности мы всегда готовы.


Наталья Скаландис:

– Будет здорово, если обмениваться такими трендами, кейсами и лучшими практиками профессионалы рынка будут не только в одном узком сегменте. Хотелось бы увидеть обсуждение этих вопросов среди всех, кто присутствует в полном цикле создания недвижимого актива: проектировщиков, строителей, эксплуатирующей организации, пожарного надзора и других.


Михаил Ривлин:

– Мы с удовольствием как поделимся своим опытом, так и поучимся чему-то у коллег. В Петербурге много достойных девелоперских компаний, с которыми интересно обменяться опытом, тем более что в области элитного строительства каждый объект уникален и каждый опыт бесценен.


Максим Мироненко:

– Да. Обмен опытом, или бенч-маркетинг, – всегда полезная информация для построения бизнес-процессов.




Роман Алексеев

генеральный директор
ГК «МегаМейд»

Максим Мироненко

коммерческий директор
ООО «Завод Балтэкопласт»

Андрей Обойдихин

заместитель генерального директора
Veren Group

Михаил Ривлин

руководитель проекта
«Клубный дом Art View House»

Александр Свинолобов

заместитель генерального директора/директор по развитию
ООО «Бонава Санкт-Петербург»

Наталья Скаландис

управляющий директор
Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге

Эдуард Тиктинский

президент Холдинга RBI
(входят компании RBI и «Северный город»)

Николай Урусов

генеральный директор
строительной компании «Красная Стрела»




Фото: ellislaundry.co


Наталья Бурковская
Поделиться:
оптимизация
МегаМейд

{{articles.header}}

{{results}}