Когда проще сломать

   15 августа 2017, 10:45
Общественный резонанс, который повлекло за собой обрушение квартир в доме на Каменноостровском проспекте, до сих пор не утих.

Минстрой РФ пригрозил значительным ужесточением наказания за несогласованную перепланировку. Пока правительство решает, какой именно кары заслуживают нерадивые собственники, петербургская жилинспекция ищет корень зла.

За 6 месяцев 2017 года жители Петербурга 1286 раз пожаловались на соседей, которые незаконно передвигают в квартирах стены и возводят новые перегородки. Жалобы на перепланировки, как отмечает заместитель главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга Юрий Кузин, составляют порядка 7 % от общего количества обращений в жилинспекцию.

Инспекция даже ведет районную статистику по количеству выявленных случаев незаконной перепланировки. В 2016 году, например, лидером был Центральный район – там 42 % жалоб были связаны с переустройством помещений. Меньше всего обращений зафиксировали в Колпинском районе, где на несогласованную перепланировку приходится лишь 7 % от общего количества жалоб.

Г‑н Кузин отмечает, что в последние годы нарушений стало значительно больше, во многом за счет того, что наказание за незаконную перепланировку чаще всего заключается в назначении двух-трех тысяч рублей штрафа. Зато при желании сделать законную перепланировку собственник квартиры должен преодолеть несколько этапов согласования и потерять почти два месяца времени. Да и гарантии, что проект перепланировки будет согласован с первого раза, никто не дает.

«Отказов у нас, к сожалению, больше, – рассказывает начальник сектора по обеспечению деятельности межведомственной комиссии Центрального района Павел Курашев. – С начала года в МВК поступило порядка 300 проектов, из них почти половина получили отказы».

По словам чиновника, отказы чаще всего связаны с ошибками в проектной документации: кто-то путает адреса, кто-то умудряется перепутать даже виды работ. «Часто приходит проект перепланировки жилого помещения по конкретному адресу, а в пояснительной записке и в чертежах мы видим адреса других объектов. Очевидно, проектировщик торопится и делает все по готовому шаблону, – поясняет он. – Иногда приносят проект перепланировки квартиры, а в пояснительной записке указан ремонт кровли. Таких ляпов бывает много». Однако отказать в согласовании проекта могут и потому, что документы неправильно подшиты.

Но согласовать проект перепланировки – не значит узаконить ее. После того, как проект одобрит МВК и собственник сможет наконец передвинуть стенку, ему нужно будет пригласить приемочную комиссию. По требованиям Жилищного кодекса, законной считается лишь та перепланировка, которая получила соответствующий акт приема работ.

Если квартира находится в доме-памятнике, как в случае с домом на Каменноостровском проспекте, собственнику нужно еще и «благословение» КГИОП.

«Для всех видов приспособления объектов культурного наследия есть порядок, – говорит заместитель начальника отдела Центрального района Управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Андрей Смелков. – Нужно получить у нас задание, согласовать с нами проектную документацию, получить разрешение. Все работы должны вестись под нашим контролем. Потом мы принимаем работы и выдаем акт, с которым собственник идет в МВК и получает там разрешительную документацию».

На подобные жертвы люди чаще всего идти не готовы и поступают проще: сначала ломают, платят штраф и только потом идут узаконивать перепланировку. Помимо штрафа, межведомственная комиссия может потребовать у собственника вернуть квартиру в исходное состояние. За прошедшие полгода суд удовлетворил пять исков МВК и обязал собственников помещений восстановить снесенные и передвинутые элементы. Только вот, исполнены ли решения суда – неизвестно.

В случае с домами-памятниками наказание, конечно, серьезнее. Тут за незаконную перепланировку штрафы могут достигать 60 млн рублей, а в исключительных ситуациях могут возбудить уголовное дело и присудить шесть лет лишения свободы. Юрист КГИОП Юлия Богачева говорит, что за последние пять лет настолько жесткую меру применяли лишь однажды – когда на Миллионной улице, 4, нашли незаконную мансарду. Ее, к слову, до сих пор не снесли, несмотря на все решения суда и вовлеченность в процесс Министерства юстиции.

«Со взысканием штрафов и неустоек проблем практически нет, потому что определенные механизмы действующим законодательством заложены, – добавляет г‑жа Богачева. – А вот с исполнением обязательства по сохранению объектов в натуре сложнее, особенно если ответчиком является физическое лицо, поскольку действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение решения суда только для должностных лиц».

В Госжилинспекции отмечают, что еще больше проблем возникает с нежилыми помещениями – тут административная ответственность за незаконное переустройство в принципе не предусмотрена, и полномочия ГЖИ на такие помещения не распространяются.

Вопрос, «что делать?» напрашивается сам собой. Чиновники не очень уверенно отвечают, что, пока Минстрой не придумал новых, надо учить граждан жить по существующим законам. Только вот как учить и кто этим должен заниматься – не ясно.


Рисунок: cartoonbank.ru


Лидия Нижегородова
Поделиться:
Минстрой
перепланировка

{{articles.header}}

{{results}}