Инженерные сети уходят в онлайн

   04 сентября 2017, 07:54
В Санкт-Петербурге одновременно с Москвой и Подмосковьем стартовал эксперимент по внедрению электронного взаимодействия застройщиков с сетевыми компаниями.

На портале госуслуг

Согласно подписанному премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым правительственному постановлению от 9 августа 2017 года № 955 заявки о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капстроительства разрешено подавать через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

С технической точки зрения такое решение не является чем-то сверхординарным. «Наша компания уже использует порталы госуслуг для подачи документов, – поясняет директор по развитию строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон Инвест» Виталий Коробов. – Так, нами были заключены ряд договоров с ГУП «ТЭК СПб» на технологическое присоединение по III и IV очередям ЖК «4YOU» в Московском районе».

Другое дело, что не позднее 1 октября сетевые организации не могут, а обязаны включиться в обмен документами и сведениями в системе межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти.

При этом, как отмечают эксперты Национального объединения застройщиков жилья, сетевые компании не смогут устанавливать дополнительные требования к пакету документов по своему желанию. А за их деятельностью появляется дополнительный контроль.

Несомненные плюсы

«Подключение новостроек к инженерным сетям – завершающий этап перед вводом объекта в эксплуатацию, – говорит генеральный директор «Новых Ватутинок» Александр Зубец. – Однако он считается бюрократически сложным, во‑первых, из-за отсутствия унифицированного пакета документов для подачи заявки, во‑вторых, по причине сложившейся монополии на рынке предоставления подобных услуг».

В результате застройщики иногда элементарно не могут ввести дом в эксплуатацию по причинам, не зависящим от них. «И это не отговорка, а действительно серьезная проблема подавляющей части девелоперов, – уточняет эксперт. – Если вы видите построенные, но не заселенные дома, то, скорее всего, причина именно в отсутствии подключенной инженерии».

Логично, что нововведение воспринимается позитивно всем строительным рынком. «Автоматизация такого важного для застройщика процесса – весомое подспорье для делевоперов, – считает Виталий Коробов. – Подача документов через порталы госуслуг сокращает временные затраты, транспортные расходы и совершенствует процесс планирования ресурсов».

«Унификация электронной формы позволит упорядочить и ограничить список документов, подаваемых в генерирующие компании, что, безусловно, сократит число возможных ошибок и неточностей, которые ведут к затягиванию процесса подключения», – со своей стороны отмечает управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

А генеральный директор IKON Development Евгения Акимова подчеркивает, что главная трудность при обеспечении новых проектов ресурсами заключается в том, что инженерия сосредоточена в руках одних и тех же компаний, которые не всегда могут выполнить договорные обязательства перед застройщиками точно в срок.

«Сетевые ресурсы не должны контролироваться одним монополистом. Ведь именно по этой причине на рынке многие годы проекты подключались к сетям по временной схеме, чтобы избежать неустоек от жителей, – отмечает она. – Несколько лет назад такие новостройки успешно проходили госкомиссию. Однако дальнейшее подключение к сетям по постоянной схеме могло затягиваться, а временная схема не была рассчитана на полноценную долгую эксплуатацию. По этой причине до сих пор встречаются жилые комплексы, необеспеченные ресурсами».

Итак, по словам специалиста, подача заявки на подключение через портал госуслуг – это однозначно большой шаг навстречу девелоперам и дольщикам.

Следующие шаги?

С другой стороны, постановление всех проблем не решает. По мнению Евгении Акимовой, важно, чтобы были утверждены адекватные регламентные сроки исполнения услуг. «Как вариант, можно расширить пул компаний, предоставляющих тепло, воду, электричество и т. д., – считает она. – Это намного упростит работу застройщиков, причем речь необязательно должна идти о государственных организациях». Имея точку подключения и согласованные технические условия от сетевой компании, коммерческие организации также могут прокладывать трубы и другие коммуникации по договору с девелопером.

А Мария Литинецкая обращает внимание, что проблема с технологическим подключением связана не столько с коммуникацией между застройщиками и ресурсными монополиями, сколько с техническими проблемами последних. Нередко девелоперу отказывают в технологическом подключении, ссылаясь на недостаток мощностей, которые увеличивать в ближайшее время не планируется. И только после накопления определенной критической массы заявок от других застройщиков естественные монополисты обновляют инфраструктуру и подключают новостройки к коммунальным сетям.

«Однако этого может и не произойти, поэтому проблемы со вводом из-за невозможности технологического подключения – совсем не отговорки, а печальные реалии девелопмента, – резюмирует Мария Литинецкая. – Эта проблема пока вмешательства властей не удостоилась и конкретного решения нет».

В свою очередь, Александр Зубец уточняет, что для новостроек комплексного освоения территории, как Москвы, так и Петербурга, возможны альтернативные решения. Так, некоторые из крупных площадок могут потратиться на собственные системы электро-, теплоснабжения, водоотведения и канализации.

Фото: medium.com
Игорь Чубаха
Поделиться:
электронный сервис
подключение к сетям
госуслуги
инженерная инфраструктура

{{articles.header}}

{{results}}