Реновация жаждет политической воли

   04 сентября 2017, 07:55
Сроки реализации программы реновации, принятой в 2008 году, подходят к концу. Между тем итоги почти 10‑летней работы отнюдь не впечатляют.

Операторы программы считают, что ее нужно продлить. Но этого мало: чтобы программа действительно заработала, в закон о реновации нужно внести изменения, а для этого необходима политическая воля.

«Воин-В» в осаде

Фактически полный провал программы реновации петербургских кварталов, застроенных в 1950–1960‑х годах домами первых массовых серий, в обиходе обычно именуемых просто «хрущевками», стал очевиден уже давно. По данным замглавы Комитета по строительству Смольного Евгения Барановского, программа, принятая в 2008 году, выполнена всего на 0,73 %. На 17 из 23 утвержденных территорий работы даже не начиналась (см. «В Петербурге хотят реновации по-новому», «Кто строит в Петербурге», № 29, 2017).

У компании «Воин-В», бывшей в свое время пионером реновационных процессов в Северной столице, результаты работ несколько лучше, чем в среднем по программе. По словам ее генерального директора Олега Глущенко, девелопером выполнено около 10 % обязательств по переселению жителей хрущевок в новое жилье.

«Однако затем дело встало, причем не по нашей вине, – говорит он. – Не скажу, что мы смогли бы реализовать все, что планировалось – все-таки слишком много «подводных камней» обнаружилось после начала работ. Но, думаю, не менее 60–65 % обязательств мы смогли бы выполнить».

Главная причина торможения работ, по словам Олега Глущенко, – постоянные судебные процессы. «Наша компания из восьми с половиной лет реализации проекта реально строила только три года. И большая часть потраченного впустую времени приходится на судебные разбирательства, инициированные так называемыми градозащитниками, причем не против нас, а против городских властей, дающих разрешение на работы. Процессы эти сутяги, естественно, проигрывают, но пока они длятся, все работы на объектах останавливаются», – подчеркивает он.

Скоро к проблеме срыва планов реновации, как отмечает Олег Глущенко, добавится проблема появления новых обманутых дольщиков. Например, в ЖК «Шереметьевский дворец», который строится девелопером в рамках реализации программы реновации квартала в Ульянке, проданы квартиры примерно 100 соинвесторам. «Между тем строительство, начавшееся в 2015 году, постоянно тормозится исками общественников по разным надуманным поводам. В результате по независящим от нас причинам мы не сможем сдать комплекс весной 2018 года, как собирались. И ожидания дольщиков будут обмануты. И это будет прямым результатом деструктивной работы тех, кто именует себя градозащитниками», – заключает он.

Общественники бывают разные

Девелопера в этом вопросе полностью поддерживает депутат Госдумы Виталий Милонов. «Петербургская программа реновации при всех ее минусах была организована так, чтобы средства из бюджета Петербурге на нее не тратились. Мы все прекрасно понимаем, что у города таких средств, которые необходимы на реновацию некомфортного, уже ветхого и крайне дорогого в эксплуатации жилья в хрущевках просто нет. Прекрасно, что нашлись инвесторы, которые хоть и не без выгоды для себя, но взялись решать эту городскую проблему. И мешать им работать, а главное – не давать людям переехать из разваливающихся хрущоб в нормальное жилье – это просто безобразие, и очень жаль, что некоторые общественники (к счастью, весьма немногочисленные) заняли такую постыдную позицию, при этом, что характерно, ничего не предлагая со своей стороны», – заявил он.

Активисты – противники реновации, в принципе, и не скрывают, что их позиция – чисто деструктивная. В частности, руководитель Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов утверждает, что проблемы хрущевок в Петербурге вообще не существует и, соответственно, нет никакой необходимости в городской программе реновации.

Общественник говорит, что неверен сам исходный посыл идеи сноса хрущевок, заключающийся в том, что они выработали свой ресурс. «Износ домов, включенных в программу реновации, не превышает 30–35 %. Я считаю, что говорить о появлении проблемы можно будет только после того, как он достигнет 60 %», – отмечает он. Как полагает Александр Карпов, срок работы хрущевок превышает 100 лет. «Так что дома начнут падать лет через 50. Это вообще проблема не нашего времени», – говорит общественник. По его мнению, «недвижимость должна работать до последнего вздоха».

Притом что эти заявления делаются обычно от имени граждан, сами жители реновируемых кварталов в большинстве своем выступают в поддержку сноса хрущевок и переселения в более современное жилье. Как говорит представитель инициативной группы «За реновацию Ульянки» Юлия Трифанова, был проведен опрос жителей квартала об отношении к программе. «По его результатам поддержка реновации составляет около 90 %. Сейчас мы проводим сбор подписей под обращением в Госдуму, поскольку наши письма в городской ЗакС результата не имеют. Уже собрано 7 тысяч подписей», – рассказала она.

То, что именно такие настроения превалируют у большинства жителей, подтверждает Вадим Сагалаев, глава муниципального образования «Дачное», на территории которого расположен реновируемый квартал. «Очень неприятно слышать, когда от имени жителей Ульянки говорят люди, 99 % из которых живут в других местах и отнюдь не в хрущевках», – подчеркивает он.

Что делать?

Ответ на один из извечных русских вопросов применительно к ситуации с реновацией в Петербурге, по мнению представителей строительного комплекса, достаточно ясен. Прежде всего необходимо продлить сроки действия программы. А корректно сделать это при сложившейся ситуации можно только через суд.

Как сообщил Олег Глущенко, «Воин-В» подал в суд иск к Комитету имущественных отношений Смольного (вторая сторона договоров по реновации) о продлении срока действия программы в квартале Ульянка, который истекает в начале 2018 года. Судебное заседание должно состояться в начале сентября. Второй оператор программы в Северной столице – компания «СПб Реновация» – также подал несколько исков, касающихся реновации «своих» кварталов. По информации источников, городские власти готовы удовлетворить пожелания девелоперов, понимая, что такие иски – единственный юридически приемлемый путь решения проблемы.

Но это только первый шаг для того, чтобы процесс реновации сдвинулся, наконец, с мертвой точки. В прежнем виде программа показала свою неэффективность. Значит, необходимо ее модернизировать, учитывая выявленные «узкие места».

«Поскольку программа решает серьезные городские проблемы, власти должны проявить политическую волю, чтобы ее обновить, приблизить к реалиям жизни. В частности, необходимо использовать опыт, наработанный при недавнем принятии законов по аналогичной программе в Москве», – считает Олег Глущенко. Со своей стороны, Виталий Милонов подчеркивает, что депутаты Госдумы готовы оказать всю возможную поддержку работы в этом направлении.

Как сообщил на заседании коллегии Комитета по строительству глава ведомства Сергей Морозов, поправки в программу уже разрабатываются. Не вдаваясь в подробности, он отметил, что планируется учесть столичный опыт в вопросе решения о вхождении здания в программу реновации путем опроса жильцов. Кроме того, намечается разрешить использовать в качестве стартового пятна застройки участки, находящиеся вне квартала реновации, но в том же районе.

Как известно, именно эти моменты являются наиболее болезненными при реализации программы: «синдром последнего жильца», когда граждане выдвигают совершенно несуразные финансовые или имущественные требования в обмен на согласие покинуть жилье, и отсутствие свободной земли под возведение первого дома, куда можно будет начать заселять людей, чтобы начать «веерное переселение».

В любом случае, как отмечал ранее экс-вице-губернатор Александр Вахмистров, «проблему хрущевок надо решать сейчас, не дожидаясь, когда эти здания окончательно выработают ресурс и начнут разваливаться».


Фото: gorod-info.ru
Михаил Кулыбин
Поделиться:
Воин-В
реновация хрущевок
Глущенко

{{articles.header}}

{{results}}