Склады перестраиваются
К тому же торговые потоки в последние годы заметно переориентируются из Москвы и Петербурга в регионы, развивается онлайн-ретейл. Все это привело к радикальной перестройке складского рынка.
Рынок просел
Петербургский складской девелопмент в этом году просел как никогда. «Объем ввода складов за 2017 год составит 72 тысячи квадратов и станет минимальным за последние шесть лет», – говорит генеральный директор Colliers International в Петербурге Андрей Косарев. Аналитики JLL еще менее оптимистичны: по их прогнозу, в 2017 году рынок пополнится только на 59,5 тыс. кв. м. За первое полугодие было сдано лишь 37 тыс. кв. м, что в 4 раза меньше, чем за тот же период 2016 года.
При этом доля спекулятивных складов сокращается: лишь 4,5 % (1,5 тыс. кв. м) от всех введенных площадей будут сдаваться в аренду, остальное – объекты built-to-suit.
«Доля вакантных площадей уменьшается не очень значительно, снижается уровень арендных ставок», – признает руководитель отдела исследований компании JLL в СПб Владислав Фадеев.
Онлайн-торговля диктует условия
Это не значит, что ситуация на складском рынке катастрофическая. Наоборот, эксперты ждут роста девелоперской активности в 2018 году. Руководитель отдела исследований Knight Frank St.Petersburg Светлана Московченко, в частности, отмечает, что в логистических комплексах Armada Park (от ХК «Адамант») и Nordway (BSV) проектируются новые очереди на 80 тыс. кв. м, предназначенные для сдачи в аренду.
Кроме того, усилия участников рынка сейчас направлены не столько на создание новых площадей, сколько на оптимизацию уже существующих. Они также решают проблемы логистической отрасли, возникшие в результате укрепления новых трендов. Сегодня меняется структура логистики. На Москву и Петербург сейчас приходится 75 % предложения складов, говорит региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости Knight Frank Владислав Рябов. Если раньше весь товар в основном свозили в столицы, а уже оттуда распространяли по стране, то сейчас развивается складской девелопмент в регионах, отмечает он.
Представитель Wildberries Сергей Ануфриев продолжает: «Активный рост и развитие розничного бизнеса требуют от нас совершенных логистических решений, позволяющих с высочайшей скоростью обрабатывать большой объем заказов».
Специфика e‑commerce заключается в эффекте масштаба: чем более глобален бизнес, тем меньше его удельные затраты на единицу заказа. Поэтому грамотная логистика играет решающую роль. Склад для онлайн-операторов должен предоставлять возможности по штучной фасовке заказов, обеспечивать хранение товаров разного характера, заказы нужно доставлять оперативно и день в день. Общие расходы на содержание запасов в год, как правило, составляют около 25 % их стоимости. Поэтому чем эффективнее логистам удастся оптимизировать издержки, тем дешевле будет продукция для конечного потребителя.
Ближе к клиенту
Наличие собственного распределительного центра в регионе со значительным объемом продаж позволяет сократить логистические расходы на 15–25 %. Онлайн-торговцы активно развивают сети распредцентров. Так, в планах «Юлмарта» создание пяти таких объектов в Петербурге и Ленобласти общей площадью около 250 тыс. кв. м. «А Плюс Девелопмент» построит для Wildberries распределительный центр в Подмосковье площадью более 145 тыс. кв. м.
Традиционные ретейлеры также развивают это направление: в Петербурге и Ленобласти уже построили распредцентры и планируют в ближайшие годы сделать это сети «Ашан», «О`Кей», X5 и другие.
Энергичное развитие сервиса также стимулирует участников рынка пересмотреть свою логистику. Потребителю в любом городе важно быстро отремонтировать автомобиль, поэтому запчасти должны быть либо в наличии в регионе проживания автовладельца, либо в достаточной близости от него, отмечают эксперты представительства Itella в России. Также целесообразна диверсификация географического расположения центральных складов в зависимости от места производства и использования автомобилей.
Экономная автоматизация
Еще один способ снизить складские издержки – автоматизация и роботизация хранилищ.
Директор по маркетингу Solutions to Business Максим Данилин отмечает: «Обычно заказчики ставят перед компанией, предоставляющей услуги по оптимизации логистики, одну из двух задач: снизить затраты или повысить уровень сервиса. Но в последнее время все чаще их ставят одновременно. Автоматизация позволяет их решить. К тому же благодаря автоматизации компания может отслеживать, насколько эффективно идут логистические процессы, и корректировать их по мере необходимости».
Завтра полегчает
Стабилизация экономики в 2016–2017 годах и предпринятые участниками рынка меры по сокращению издержек благоприятно отразились на логистике: логистический сегмент постепенно отыгрывает кризисное падение на 30 %, считают эксперты.
В 2017 году внешнеторговый оборот СЗФО вырос на 21 % (до 41,95 млрд долларов), примерно так же поднялся и логистический рынок. Многие компании, оказавшиеся в бедственном положении, смогли выйти из убыточности, говорят эксперты ГК TELS.
По прогнозу Международного валютного фонда, прирост импортных грузов в РФ в 2017 году составит 6,9 %, в 2018‑м – 3,1 %, а если динамика сохранится, то к 2022 году будет компенсировано резкое падение импорта 2015 года.