Апраксин двор: будущее прояснилось?

   02 ноября 2017, 10:46
24 октября на Совете по сохранению культурного наследия Никита Явейн представил концепцию превращения Апраксина и Щукина дворов в «город в городе».

 В «Студии 44» в обновленном проекте учли все замечания Смольного, в частности, в 2,5 раза уменьшили площади под апартаменты. Совет практически единогласно поддержал новую версию.

Главным плюсом проекта собравшиеся назвали бережное отношение к облику зданий. Их восстановят в историческом виде, лишь слегка добавят деталей. Весь ансамбль огромной территории рынка планируется превратить в многофункциональный комплекс, условно разделенный на зоны. Центром станет Яблочная площадь, которую «уложат» в восстановленную решетчатую структуру улиц. Предлагается воссоздать не только исторические корпуса, но и Часовенный проезд и саму часовню св. Марии Магдалины. Все поздние постройки для этого придется демонтировать.

По словам Никиты Явейна, проект планируется реализовывать в пять этапов. «Точные сроки завершения строительства я назвать не готов, но мое мнение – приблизительно 15 лет», – отметил он.

Город в городе

На территории комплекса выделили десять кварталов, в том числе Театральный, Музейный и Креативный. В первом предложено открыть экспериментальную сцену БДТ, во втором – библиотеки, культурные центры и Музей петербургского купечества, в третьем – коворкинг, студии для творческих занятий и хостел.

В Пассажах и на Линии Апраксина двора планируют смешать торговую и жилую функции. На нижних этажах откроются торговые лавки и рестораны, а верхние займут апартаменты. Никита Явейн назвал такое жилье «креативным». «Это будут небольшие полутора- или двухуровневые квартиры в мансардах для людей, которые приехали в наш город, например, по работе. Мы провели исследование, и выяснилось, что спрос на подобное жилье в Петербурге есть, а предложения практически нет», – говорит он.

Напомним, в предыдущей версии проекта под апартаменты планировалось отдать 25 % площади Апраксина и Щукина дворов, что не устроило Смольный. В новом варианте апартаменты занимают лишь 10 % и примерно столько же – гостиницы. Они в проекте тоже своеобразные – либо совсем без звезд, либо не больше трех. Их предлагается размещать в верхних частях корпусов, как и офисы. Чтобы разные функции зданий не мешали посетителям Апрашки, проектировщики придумали хитрость: входы в магазины, бары и другие заведения выведут на одну сторону корпуса, а окна апартаментов – на другую. Так тихие улочки будут чередоваться с неспящими туристическими.

Спрятать под землю

Все коммуникации кварталов, а также проезды автомобилей и паркинги предложено убрать под землю. Въезды для личного транспорта организуют с четырех городских улиц, а на поверхность людей будут поднимать лифты. Проект предполагает сеть велодорожек по территории Апраксина двора, а также мощенные натуральным камнем пешеходные зоны и зеленые скверы.

Уход под землю нимало не смутил членов Совета. Что довольно странно, если учесть, что часом ранее они забраковали проект реконструкции Конюшенного ведомства от «СТАРТ Девелопмент» именно из-за идеи подземного музея. Однако эксперты Совета сошлись во мнении, что у «Студии 44» проект проработан более детально, специалисты провели необходимый анализ территории. Вице-губернатор Игорь Албин, однако, назвал подобную идею слишком дорогой. «Реализация подобного проекта будет стоить не менее 50 миллиардов, а эта сумма слишком велика», – высказался он. Но Никита Явейн назвал другие цифры: «Мы провели все необходимые расчеты, по ним проект вместе с подземной частью обойдется максимум в 6–7 миллиардов. За это я могу поручиться».

Сомневается в том, что подземные этажи действительно построят, и архитектурный критик Мария Элькина. «Подземную часть возможно сделать при грамотном техническом подходе. Но я не думаю, что ее осуществят, до сих пор мы не видели прецедентов. В случае с Апраксиным двором я не вижу в этом экономической целесообразности», – отметила она.

Есть проблемы

Главной проблемой территории, по мнению коммерческого директора «Плаза Лотос Груп» Владимира Федорова, является большое число владельцев зданий Апраксина двора. На заседании Совета говорилось, что 90 % собственников согласны на участие в проекте. Однако, по мнению эксперта, даже 10 % несогласных могут сорвать строительство.

«Проект Явейна мне нравится с точки зрения многофункциональности и учета контекста места. Самое главное – насколько эффективно удастся разрубить гордиев узел физических и правовых проблем локации. Вкладываться в эту территорию, безусловно, интересно, у нее один из лучших потенциалов в городе. Но каждого инвестора интересуют сроки. Пока не будет представлена дорожная карта проекта, в которой пропишут мероприятия по реновации и отсутствие конфликта интересов, говорить об этом тяжело», – отмечает Владимир Федоров.

Никита Явейн же надеется даже переложить на собственников часть затрат по укреплению домов. По его словам, почти половина зданий Апрашки принадлежит городу, что упрощает процесс согласования.

К потенциальным атакам градозащитников авторы проекта подготовились – возможные претензии КГИОП «Студия 44» учла. Однако, по мнению Владимира Федорова, недовольные все равно будут. «Кому-то покажется, что проект нарушает небесную линию или городское пространство. Но есть объективная реальность в виде охранных обязательств, которые в проекте Никиты Явейна соблюдены. Он очень чутко работает с историей и городской тканью и знает, как соблюсти все требования КГИОП», – считает эксперт.

Быть или не быть

Мария Элькина оптимизм Совета по поводу проекта «Студии 44» не разделяет. По ее мнению, в нынешнем виде реализовать его не получится – инвесторы вновь не станут рисковать. «Мне этот проект не кажется фантастически удачным. Я бы оценила его как нормальный, без особых находок, но и негатива. Я думаю, что мы в очередной раз не найдем инвестора. Предложенная схема финансирования мне кажется нежизнеспособной. Такие переломные истории, когда мы что-то зачищаем и строим совершенно новое, были возможны еще десять лет назад, но сегодня ни в России, ни в мире не проходят. Они требуют колоссальных инвестиций, которых нет, никто не хочет рисковать», – считает она.

Критик предлагает сохранить за Апрашкой только торговлю. «Я не вижу смысла в таком преломлении функций. Апраксин двор стоит оставить торговым центром, но сделать его тоньше, лучше, разнообразней. Если концепция будет такова, можно попробовать уговорить собственников в это вложиться. Можно привлечь сначала мелких, а затем крупных инвесторов. В таком виде проект можно будет реализовать», – полагает Мария Элькина.

При этом Никита Явейн рассказал «Кто строит в Петербурге», что инвесторы на территории Апраксина двора уже работают. Правда, пока только в нескольких корпусах. Игорь Албин же назвал такой подход «чересполосицей». Напомнив печальный опыт строительства стадиона для ФК «Зенит», он посоветовал сначала просчитать все риски, чтобы потом не пришлось умножать изначальный бюджет на три.


Анастасия Шугаева
Поделиться:
Апраксин двор
Албин
Студия 44

{{articles.header}}

{{results}}