Петербургские Кижи

   16 ноября 2017, 13:23
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предложил собрать разбросанные по региону разрушающиеся деревянные церкви в единый туристический парк.

Идея не нова: подобные проекты возникли еще в СССР в 1960‑х годах. Так появились известные на весь мир Кижи. Теперь музей деревянного зодчества под открытым небом может открыться и недалеко от Петербурга.

Советский опыт

В середине XX века советские культурологи попытались хоть как-то решить проблему разрушения шедевров русского деревянного храмового зодчества. Большая часть церквей была закрыта еще в 1920–1930‑х годах, затем постепенно запустели и деревни, в которых они стояли. Без должного ухода храмы быстро разрушались, между тем понимание их архитектурной ценности заставляло искусствоведов искать пути для их спасения. Решением проблемы стало создание объединенных парков деревянного зодчества, куда церкви перевозили для реставрации и сохранения.

Благодаря этому решению в конце 1960‑х свой нынешний вид приобрел заповедник Кижи. В это же время начали свою работу и другие комплексы, которые работают и сегодня: музей деревянного зодчества Русского севера «Малые Корелы» под Архангельском, музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» под Великим Новгородом, музей народной архитектуры «Шевченковский гай» во Львове и др.

В последнее время они расширили сферу своей деятельности путем проведения различных фестивалей, практикумов по народным ремеслам, организации праздничных гуляний и т. д. И в итоге стали достаточно востребованными туристическими объектами.

Губернатор Александр Дрозденко вспомнил про советский опыт и предложил повторить его в Ленобласти после того, как на заседании Совета по культурному наследию региона председатель Комитета по культуре Евгений Чайковский рассказал о проблеме разрушающихся исторических деревянных храмов.

«Если у объекта наследия есть пользователь, например, религиозная община, мы готовы приступать к проектированию и реставрационным работам. Но если пользователя нет, для нас юридически проблематично что-то сделать. Чаще всего это бывает с деревянными церквями в отдаленных районах, где деревни опустели. Реставрировать такой памятник бессмысленно – без должного ухода он все равно через три года сгниет, это физика», – отметил чиновник.

Всех их вместе соберем

Александр Дрозденко считает, что для реализации проекта может подойти парк «Богословка» во Всеволожском районе. «У нас есть Богословка в Невском лесопарке, где можно организовать зону культовых деревянных построек. Или можно создать форму некоммерческого партнерства, чтобы его члены следили за сохранностью этих объектов и обеспечивали доступ туристов. Ведь они часто готовы ехать и в отдаленные районы, но некому даже открыть дверь храма и пустить их внутрь», – отметил губернатор. Он предложил подумать над этим вопросом и обсудить его на следующем заседании совета.

Глава региона отметил, что идеальным вариантом стало бы появление инвестора, который взял бы на себя создание такого парка, транспортировку и реставрацию церквей. При этом Александр Дрозденко добавил, что некоторые храмы потеряют привлекательность, если их перенести, поскольку лишатся видов и природных панорам.

Директор Выборгского объединенного музея-заповедника Владимир Цой предложил решать судьбу каждой конкретной церкви, исходя из ее расположения. «Мы подходим к окончанию реставрации храма Димитрия Мироточивого в Щелейках, и в этом случае говорить о переносе нет смысла. Есть концепция ее использования, есть люди, есть где остановиться туристам, можно с этим работать. Там недалеко церковь Рождества Богородицы, потрясающий памятник XVI века, которую тоже переносить не нужно. Но есть и другие случаи, например, Елисеевская церковь XIX века в Подпорожском районе, где вообще нет деревни и никогда не будет (здание в марте 2017 года перевезли в дер. Мандроги. – Прим. ред.). В таких случаях единственный вариант спасти храм – перевезти его в более востребованное место. Но если говорить о федеральных памятниках, таких как Георгиевская церковь в Юксовичах, Щелейки, церковь в Сонницах, нужно прилагать все усилия, чтобы их отреставрировать и оставить на историческом месте», – подчеркнул эксперт.

Хотели как лучше

Член совета Михаил Мильчик припомнил неудачный пример транспортировки Варваринской шатровой церкви в Карелии в 4 км от Великой Губы и 18 км от Кижей. «Деревня там исчезла, организовывать туристический поток не стали, решили перевезти храм в Типиницы. Часть бревен успели доставить, но осенью дороги размыло, и завершить дело не смогли. Храм до сих пор находится в разобранном состоянии в разных концах региона. Памятник архитектуры погиб, нельзя повторить такой печальный пример», – отметил искусствовед.

Чтобы избежать подобных казусов, он предложил включить некоторые деревянные церкви Ленобласти в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В частности, под все требования международной организации подходит Георгиевская церковь в Юксовичах. Александр Дрозденко идею поддержал.

Как делают

В Ленобласти уже есть деревни-музеи, в которых стараются сохранять памятники деревянного зодчества. В комплексе «Усадьба Богословка», например, по историческим чертежам построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы XVI века. Ее возвели в 1708 году в селе Анхимово, однако в 1963 году храм сгорел. В этнографическом парке можно найти копии памятников русского деревянного зодчества XVII–XIX веков Архангельской и Вологодской губернии. Однако перенесенных с других территорий исторических деревянных церквей здесь пока нет.

Между Ладожским и Онежским озером есть деревня Верхние Мандроги, которую в последние 20 лет развивают как туристический комплекс. С XVII века здесь жили мастера-плотники и резчики по дереву, которые славились на всю Россию. Во время войны деревня сгорела и до конца XX века стояла в запустении. Однако в 1996 году поселение стали восстанавливать как туристический комплекс. Сейчас здесь 11 деревянных домов, развлечения для туристов от бани до ремесленной слободы. В последний год собственник Алексей Зюкин занялся спасением заброшенных деревянных церквей Ленобласти. Весной этого года сюда перевезли и Елисеевскую церковь из Подпорожья. Владельцу удалось получить необходимые документы для строительства дороги к месту, где планируется снова возвести храм. В 2018 году его обещают открыть.

Эти точки стали частью туристических маршрутов в дальние районы Ленобласти, связанных с проживанием в частных домах. По словам губернатора Александра Дрозденко, они пользуются популярностью у российских и зарубежных туристов, а значит, и новый парк деревянного зодчества имеет все шансы стать востребованным.


Анастасия Шугаева
Поделиться: