Жилой квадрат мельчает

   22 ноября 2017, 12:10
Из-за падения реальных доходов населения застройщики стали проектировать более компактное жилье: за десять лет средняя площадь квартир в новостройках Петербурга сократилась почти на 20 %.
Фото: MOS.NEWS.RU

Маленькие рекорды

За 10 лет средний размер квартир в Петербурге сократился почти на 20 %: с 63,7 кв. м в 2007 году до 51,4 кв. м в 2016 году. Эта динамика отражена в ежегодных отчетах Петростата. В 2007 году в городе были построены дома, рассчитанные на 38,1 тыс. квартир, а в 2016‑м – на 57,4 тыс. квартир, т. е. примерно в 1,5 раза. При этом совокупная площадь введенного в строй жилья за тот же период изменилась с 2,6 млн кв. м до 3,1 млн кв. м, т. е. менее чем на 20 %.

В 2017 году тренд сохранился. Данных Петростата пока нет, но, по информации Росреестра, в январе-сентябре в Петербурге и ближайших пригородах Ленобласти было заключено 68,77 тыс. договоров по продаже квартир по ДДУ, в то время как за тот же период 2016‑го таких договоров было 65,82 тыс. То есть по числу объектов этот год оказался успешнее на 4,5 %.

А вот если считать по площади проданного жилья, то ситуация обратная. Площадь всех реализованных с начала года квартир составила менее 1,6 млн кв. м, а годом ранее – почти 2 млн, то есть на 19,5 % больше. Иными словами, в 2017 году на один заключенный договор приходится 23,3 кв. м, а в 2016‑м этот показатель составлял 30,4 кв. м – средняя площадь сократилась на 23,4 %.

По данным аналитического агентства INFOLine, аналогичная картина складывается и в масштабах всей России: средний размер построенных в стране квартир с 2005 по 2017 год сократился на 34 %, с 65,9 кв. м до 49,2 кв. м. Причем в СЗФО строятся квартиры с самой маленькой жилой площадью.

Денег стало меньше

Главная причина этих изменений – снижение покупательной способности населения. «Строительные компании стараются снизить стоимость квартир для ускорения продаж. Таким образом, закладываются новые жилые объекты на территориях комплексной застройки с квартирами небольшой площади», – поясняют в INFOLine.

Дело в том, что рост реальных доходов россиян, наблюдавшийся в 2000‑х и начале 2010‑х, сменился снижением: аналитики рейтингового агентства Fitch Ratings подсчитали, что за 4 года реальные доходы сократились на 11 %. Самое большое падение было в 2016 году – оно составило 5,9 %.

Чем меньше денег у людей, тем меньше средств они могут выделить на товары, не относящиеся к предметам первой необходимости, в частности на приобретение недвижимости. «Сегодня девелоперы все более внимательно относятся к планировочным решениям и функциональности помещений, так как им необходимо находить баланс между сохранением разумного бюджета общей стоимости квартиры и экономической целесообразностью строительства конкретного объекта», – поясняет Тамара Попова, руководитель отдела развития продуктов и разработки концепций компании «Северный город» (входит в Холдинг RBI).

Данные этой компании несколько отличаются от статистики Петростата: девелопер конкретизирует, что наиболее драматично изменилась средняя площадь квартир в сегменте масс-маркет. Она сократилась с 60 кв. м до 47 кв. м. Это происходит и за счет роста доли в квартирографии студий и за счет оптимизации планировок остальных типов квартир, уточняет Тамара Попова.

«Лишние» метры

Впрочем, сокращение покупательной способности – не единственная причина уменьшения площадей, уверяют эксперты. Для объектов, расположенных в городской черте, важен и другой фактор: люди сегодня больше времени хотят проводить в общественных, культурно-досуговых местах, а не дома, перед телевизором. Отсюда повышение внимания девелоперов к оформлению общественных зон, благоустройству, развитию торгово‑бытовой инфраструктуры – это европейская тенденция. «И текущий тренд на оптимизацию площадей квартир с ней связан: если семья проводит много времени вне дома, ей уже не обязательно иметь большую квартиру и большие комнаты. Думаю, в ближайшие годы этот тренд сохранится», – говорит Тамара Попова.

На ту же тему рассуждает и директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев: «Интерес к большим площадям у покупателя все меньше. Это связано как со стремлением клиента сократить затраты на сделку, так и с более рациональным и взвешенным подходом к планировкам, которые в последние годы стали важным фактором конкурентной борьбы. Так, например, сегодня достаточно компактные лоты современных планировок по функциональности могут превосходить квартиры значительной больших площадей, появившиеся 5–10 лет назад».

В частности, ушли в прошлое длинные коридоры и не пригодные для использования в быту ниши и углы. Проектировщики стараются увеличить функциональность квадратных метров, отмечает эксперт.

Навстречу клиенту

Застройщики стали внимательнее изучать мнения клиентов и учитывать их пожелания при проектировании. Например, в ЖК «Legenda Героев» от Legenda Intelligent Development предусмотрены не только ставшие традиционными для девелопера компактные smart-планировки, но и такие новинки, как увеличенные комнаты для близнецов или детей, близких по возрасту. Как сообщили в компании, эту идею подсказали сами покупатели.

Получили широкое распространение так называемые свободные планировки, когда границы комнат в квартирах только обозначены, либо квартиры с «подвижной» организацией пространства, в которых несущими являются только внешние стены квартиры, а внутренние можно снести, распланировав пространство по-своему. По такому пути пошли «ЮИТ», RBI и другие компании.

Некоторые девелоперы предлагают покупателям возможность объединения соседних квартир – эта возможность заранее предусматривается при проектировании. Такие варианты, в частности, предлагаются в ЖК BauHaus. В нем спланированы в основном одно- и двухкомнатные квартиры, причем несколько меньшей площади, чем в среднем на рынке. Зато есть возможность объединить несколько квартир в одну, а также расширить квартиру за счет присоединения лоджии, получив панорамное остекление.

Предпочтения покупателей очень изменились по сравнению с ситуацией начала 2000‑х, говорят застройщики. Люди стали больше бывать за рубежом, они видят, как устроено жилье в других странах, отмечают интересные и полезные новации и хотят получить аналогичный продукт в России. «Если раньше покупатели нередко хотели приобрести квартиру с большой комнатой, то сегодня многие предпочитают лоты евроформата, просторную кухню-гостиную при меньшей комнате-спальне», – отмечает Алесей Бушуев.

Хотя в сегменте масс-маркет для большинства покупателей определяющим критерием остается цена, резюмирует он: «Нередко этот фактор может быть для них важнее не только планировочных решений и площади лота, но и локации».


ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ НА ПЕРВИЧНОМ РЫНКЕ ПЕТЕРБУРГА
20072008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Введено в действие квартир, тыс. единиц 38,1 48,1 39 42,8 44,7 41,8 42,5 54,7 52,2 57,4
Введено в действие общей площади, тыс. кв. м 2636,9 3211,6 2603,2 2656,5 2705,7 2576,5 2583,5 3261,8 3030,7 3116,3
Введено в действие жилья в расчете на 1000 человек населения, кв. м577 702 567 548 549 516 509 632 582 593
Средняя площадь построенной квартиры, кв. м66,7 66,8 66,9 62,1 60,5 61,7 60,7 59,6 58,1 54,3
Средняя площадь построенной квартиры в многоквартирных домах, кв. м63,7 63,7 62,4 59,9 58,9 59,7 57,7 55,3 54,9 51,9
Надежда Рогожкина
Поделиться: