Чугунка вместо автомагистралей?

   06 декабря 2017, 09:27
Транспортный вопрос на границах Санкт-Петербурга и области стоит настолько остро, что строительство автомобильных дорог проблему не решает. В связи с этим и чиновники, и бизнес задумались о развитии железнодорожной инфраструктуры.

Депутат ЗакСа Михаил Амосов считает, что город в должной мере не использует потенциал пригородного железнодорожного сообщения, притом что автомобильные дороги явно не справляются со все возрастающей нагрузкой. По его мнению, действующая система пригородных электричек решает узкие задачи «маятниковой» миграции из области в город и, по сути, застряла на уровне потребностей 20‑летней давности.

«Необходимо строительство небольшого количества новых грузовых железнодорожных веток, которые позволят освободить существующие пассажирские линии для регулярного движения современных и безопасных городских электричек, эффективно сопряженных со станциями метро», – говорит Михаил Амосов.

В пользу развития железнодорожной инфраструктуры в разное время высказывались, в частности, вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин, а также многие другие чиновники.

Есть идея

Все это, видимо, и побудило «Росжелдорпроект» разработать проект по развитию железнодорожного сообщения от Финляндского вокзала до Сертолово через Левашово.

Сегодня в Сертолово проживает около 51,8 тыс. человек, и 80 % из них ежедневно ездят на работу в Петербург, используя общественный транспорт или личные автомобили. Естественно, это все приводит к огромным пробкам. При этом большое количество реализуемых в Сертолово новых жилищных проектов гарантирует, что население в локации будет только расти.

На данный момент железная дорога в 6,5 км между Сертолово и Левашово используется только для грузоперевозок. Поезда идут со скоростью 15 км в час. «Росжелдорпроект» предлагает пустить по существующим путям войсковой части № 17717 пятивагонный электропоезд «Ласточка» со средней скоростью 40 км в час для пассажироперевозок. Такой поезд может единовременно перевезти свыше 800 человек.

На «Ласточке» от Сертолово до Петербурга можно будет добраться за 38 минут. На автомобиле эта же дорога занимает 25 минут, но это без пробок. Куда чаще водители проделывают этот путь за час-полтора.

По планам разработчиков, «Ласточка» будет останавливаться на станциях Песочная‑2 и Удельная. А значит, там необходимо модернизировать вокзальные комплексы.

Стоимость всего проекта оценивается примерно в 4,5 млрд рублей.

Мнения разошлись

Эксперты встретили предложение неоднозначно. Руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group Александр Кириятских считает, что предложенная «Росжелдорпроектом» концепция городу очень нужна.

«Этот проект – отличное применение лучших мировых практик. Очень хочется верить, что этот опыт получит развитие и будет введен в постоянную практику, а также достигнет таких районов, как Мурино, Кудрово, Девяткино, то есть всех локаций, которые сейчас активно застраиваются новым жильем на периферии города», – считает он.

Руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St.Petersburg Игорь Кокорев также позитивно оценивает проект, однако уверен, что успешным новый маршрут станет только при определенных условиях: «Важными параметрами будет регулярность движения поездов. Если оно будет недостаточно частым, то привлекательность этого маршрута и его эффективность будут невысокими».

Такое мнение разделяет и эксперт из межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин. Однако он полагает, что без дополнительного строительства проект не будет успешным: «Для обеспечения осмысленного интервала на Сертолово нужны дополнительные пути на Финляндском ходу, или маршрут будет работать «для галочки».

А вот транспортный инженер, эксперт лаборатории «Оптимальные транспортные системы» НИУ ИТМО, эксперт комиссии по городскому хозяйству петербургского ЗакСа Дмитрий Баранов уверен, что проект не будет востребован. «Такой маршрут не сможет конкурировать даже с автобусами. Линия Выборгского направления используется весьма интенсивно, но даже для существующих веток не удается организовать расписание электричек так, чтобы интервалы были хотя бы в пределах получаса. Для дальнего пригородного сообщения, используемого людьми, чтобы ездить отдыхать на природу, такие интервалы приемлемы, но для городской агломерации и регулярных поездок это не имеет смысла», – пояснил эксперт.

Недвижимость сохранит цены

При этом все эксперты сходятся во мнении, что реализация проекта «Росжелдорпроекта» не приведет к росту стоимости жилья вдоль маршрута. Ну, или почти не приведет.

«Проект развития железнодорожного сообщения от Сертолово до Финляндского вокзала никак не повлияет на стоимость квадратного метра коммерческой и жилой недвижимости в локации. Причина этого в том, что идея развития железнодорожного сообщения и даже замены им общественного автотранспорта для России очень нова», – считает Александр Кириятских.

Это мнение разделяет Игорь Кокорев: «Значительного роста цен на жилье ожидать пока не приходится, все же предлагаемое решение уступает по удобству метро, которое находится в пешеходной доступности некоторых проектов, да и в целом рынок строящегося жилья за КАД является весьма высококонкурентным». При этом эксперт добавил, что вырастет ликвидность земли, а значит, и интерес девелоперов к реализации там новых проектов.

Владислав Фадеев полагает, что о росте цен на недвижимость можно говорить только в долгосрочной перспективе. «Рост цен в подобных случаях происходит достаточно плавно, так как организация железнодорожного сообщения даже по существующим путям занимает длительный период времени. Требуется согласование большого числа ведомств. На стоимость жилья влияние будет лишь в долгосрочной перспективе».

КСТАТИ

Это не единственная инициатива в сфере модернизации железнодорожной инфраструктуры, появившаяся за последнее время. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Михаил Амосов призвал реконструировать Сестрорецкую линию железной дороги. А именно: построить второй путь от «Лахта Центра» до станции Ланская.

«Запуск регулярных электропоездов городского сообщения позволит решить транспортные проблемы крупнейшего в городе и интенсивно развивающегося Приморского района, отвести пассажиропоток к станциям метро «Старая Деревня» и «Площадь Ленина» и разгрузить наиболее загруженные широтные магистрали северо-запада города – Приморский проспект и улицу Савушкина», – уверен Михаил Амосов.

Эксперты предложение парламентария встретили позитивно. «Сестрорецкая линия давно требует апгрейда. Там очень низкая скорость из-за старых путей и однопутки с разъездами. Реально эту линию можно ускорить на треть, и предпосылки для пассажиропотока тут есть – сам Сестрорецк как минимум», – считает Владимир Валдин.

Дмитрий Баранов полагает, что более эффективно будет реконструировать Сестрорецкую линию в легкорельсовый путь: «Это было бы дешевле, чем строить по этой трассе полноценную двухпутную железнодорожную линию в плотной застройке».

Он отметил, что в данный момент пассажиропотоки там небольшие, потому что электрички с большими интервалами не выдерживают конкуренции с регулярно ходящими автобусами и маршрутками. «Но если бы поезда ходили там чаще и быстрее, чем автотранспорт, то линия пользовалась бы спросом», – уверен эксперт.

Мария Мельникова
Поделиться:
транспортная инфраструктура
железная дорога
Сертолово

{{articles.header}}

{{results}}