Игорь Юдин: «Положительные результаты уходящего года – надежная основа для эффективного решения предстоящих задач»

   18 декабря 2017, 07:56
В год столетия Русской революции строительный рынок сотрясается от большого наплыва новых законов.

Эксперты прогнозируют настоящую революцию стройиндустрии уже в 2018 году. Своими соображениями на этот счет, а также итогами 2017 года делится директор ГАУ «Центр государственной экспертизы» Игорь Юдин.

– Игорь Геннадьевич, с чего ГАУ начало 2017 год, с каких наиболее острых и приоритетных задач?

– С 1 января мы перешли на электронный документооборот (ЭДО) госуслуг по проведению экспертизы и проведению достоверности сметной стоимости капитального ремонта. Что касается капремонта, то в городе многие годы отсутствовала необходимость обязательной проверки достоверности сметной стоимости работ по капремонту. Данная услуга также должна была оказываться в форме ЭДО. В итоге год мы начали с того, что проектную документацию стали принимать только в электронном виде еще на основании прежнего, не модернизированного приказа Минстроя о форматах и структуре подачи документов. Изменения коснулись и Постановления Правительства РФ № 427 от 18 мая 2009 г., которое регламентирует проведение достоверности сметной стоимости. Можно сказать, что год начался сложно: мы работали мало того, что с новыми технологиями, так еще и в постоянно меняющемся нормативно-правовом поле. Единая система строительного комплекса (ЕССК), к которой приковано всеобщее внимание города, для нас стала необходимой к использованию с 1 августа 2017 года.

– Вы начали использовать систему ЭДО с 1 сентября 2016 года. Для чего это было сделано?

– Нам было важно до промышленного запуска информационной системы СПб ГАУ «ЦГЭ» отработать все явные недостатки и найти решения для их устранения. Поэтому мы обратились к нашим заказчикам с просьбой по возможности загружаться к нам через личный кабинет в электронном виде. В результате проводился анализ работы системы для того, чтобы сделать сервис как можно более комфортным и для коллег, и для экспертизы. Могу сказать, что работа проделана огромная, например, изначально заявление на прохождение государственной экспертизы включало в себя более ста полей. Мы сократили это количество до 75. При этом повторяющиеся поля, которые касаются юридических данных заказчика, заполнялись путем их копирования. В итоге время заполнения было сокращено и стало занимать не более 30 минут. Многие проблемные моменты были выявлены на стадии тестирования. Работа по совершенствованию системы производится нашими специалистами. В первую очередь оно касается оптимизации баз данных и обеспечения быстрой загрузки информации.

Будучи компактной и технологичной организацией, мы подошли полностью готовыми к ЭДО и ЕССК. Мы отдавали себе отчет в том, что наши заказчики в большинстве своем могут оказаться не готовыми к электронному документообороту. Поэтому мы, особенно в первой половине года, организовывали и проводили десятки семинаров и обучающих мастер-классов для заказчиков всех уровней. К примеру, нами были разработаны специализированные семинары по обеспечению загрузки проектной документации капремонта. Для соответствующих служб администрации города нововведение оказалось сложным испытанием. Основной проблемой у потенциальных заявителей, квалифицированных специалистов в строительной отрасли стало отсутствие службы заказчика, которая имела бы подготовленных специалистов. Поскольку вся документация проходила через нашу единую систему ЭДО, мы параллельно разъясняли и вопросы, связанные с загрузкой документации для прохождения госэкспертизы, и процедуру, необходимую для проведения достоверности сметной стоимости капремонта. ЭДО – это дисциплина и точное исполнение всех инструкций при загрузке проектно-сметной документации для прохождения экспертизы. На сегодня у заказчиков есть понимание, что: а) ЭДО – это реальность, он запущен в промышленную эксплуатацию и другой альтернативы нет; б) услуга по проведению госэкспертизы в Санкт-Петербурге проводится через ЕССК. Можно сказать, что на сегодняшний день ситуация с загрузкой документации удовлетворительная, услуга оказывается стабильно. Со стороны Центра задача перехода к ЭДО выполнена.

– А с точки зрения заказчика-заявителя?

– Большинству из наших заказчиков еще предстоит подтянуться. Ведь в чем главная задача всех этих новелл, как сейчас принято говорить, в том числе и по отношению к ЕССК? Цель – не в обмене электронными документами, а в том, чтобы формировать цифровую машиночитаемую информацию для создания библиотеки (реестра) экономически эффективной проектной документации, чтобы при проектировании идентичных объектов – будь то социальные или промышленные – использовать эту документацию повторно, что позволит значительно экономить государственный бюджет всех уровней.

– Что это даст развитию отрасли?

– В настоящее время в РФ существует определенное отставание в развитии, в части подходов к проектированию. Если можно так выразиться, то мы до сих пор «доедаем» запасы советских времен в виде, к примеру, добротно сделанных генпланов. Петербург, например, до сих пор во многом руководствуется генпланом 1973 года. Не так динамично, как хотелось бы, совершенствуется проектно-сметное дело. На базе информационных технологий мы должны совершить прорыв в ближайшие годы. Почему и появилась ЕССК, призванная объединить весь стройкомплекс города на одной программной платформе.

– В начале беседы Вы сказали, что ЦГЭ был готов к переходу задолго до декларируемых правительством города сроков. В чем конкретно это выражается?

– К середине 2017 года Центр достаточно сильно усовершенствовал свой личный кабинет в плане комфортности и доступности для клиента, которые ускоряют процесс прохождения проектной документации. Мы открыли интерактивные сервисы для заказчика, что позволило ему, к примеру, контролировать снятие замечаний в режиме онлайн. До этого функция была доступна только для ГИПов и ГАПов, которые непосредственно продвигали проект в экспертизе, теперь же мониторингом процесса экспертизы могут заниматься и заказчики.

Идея ЕССК абсолютно верная и востребованная в реалиях современности, но с точки зрения функций ЦГЭ она пока реализована не совсем совершенно. Однако все это можно и нужно корректировать. Для сравнения: Москва использует ЕССК уже несколько лет, спектр услуг московской системы для заявителя очень широк. В Петербурге пока это не реализовано в силу того, что комплекс пока не интегрирован подобным образом. По планам это должно произойти в 2018 году, когда система начнет совершенствоваться. На сегодня она обеспечивает только загрузку и получение результатов через ЕССК. При этом сам сервис со стороны экспертизы пока не очень обширный, но работа в этом направлении идет.

– Какими основными итогами по 2017 году вы уже можете поделиться?

– Всего по состоянию на начало декабря нами выдано 779 заключений, но год еще не закончился, и в работе находится порядка 500 проектов. Это только по госуслугам. За весь 2016 год было выдано 522 заключения. И поскольку значительный объем работы будет выполнен в конце года, на показатель в тысячу заключений мы точно выйдем. Четвертый квартал традиционно характеризуется тем, что завершаются сроки госконтрактов по проектированию объектов Адресной инвестиционной программы (АИП). По натуральным показателям денежных поступлений обороту мы уже превысили уровень, который был зафиксирован на конец прошлого года. В 2017 году в ЦГЭ были интересные проекты в рамках негосударственной экспертизы. Центр стал работать быстрее и эффективнее прежде всего в силу того, что в предприятии используются новые технологии.

– Чего ждете от 2018 года?

– Настоящими вызовами для нас и для всех участников строительной отрасли станет задача по формированию двух федеральных реестров. С 2017 года в тестовом режиме работает Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Она создается с трудом. Федеральный центр придает этому большое значение. Оператором системы избрана Главгосэкспертиза, на которую эта задача возложена в первую очередь ввиду исторически сложившихся и ее неоспоримых высоких профессиональных компетенций.

Следующее серьезное нововведение – Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ), который будет запущен с 1 января 2018 года. Скорее всего, с 1 января подлежать внесению в ЕГРЗ будут только те объекты, по которым был заключен договор с государственной экспертизой любого уровня именно в 2018 году. Ожидается, что все проекты, которые находились в экспертизе до 1 января 2018 года, будут получать реестровый номер заключения по ныне действующей процедуре. Если это произойдет таким образом, то, учитывая сроки прохождения экспертизы, первые заключения, подлежащие внесению в ЕГРЗ, должны появиться ближе к февралю. Надо отметить, что подход к ведению реестра заключений меняется кардинально. Во‑первых, хочу напомнить, что обязанность ведения реестра распространялась только на органы госэкспертизы. Негосударственные экспертизы эту процедуру не вели. С 1 января 2018 года заключения любых экспертиз должны размещаться в ЕГРЗ. Во‑вторых, в разы увеличивается объем документации, обязательной для загрузки в реестр. В‑третьих, реестровый номер заключений будет присваиваться оператором и в течение суток после загрузки необходимой документации.

Еще одной задачей на 2018 год для страны в целом будет внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ). На III Всероссийском совещании государственных экспертиз представители Мосгосэкспертизы и Правительства Москвы объявили о том, что с середины 2018 года строительный комплекс Москвы планирует перейти на ЭДО проектной документации на основе технологий информационного моделирования. В настоящее время в Мосгосэкспертизе ведется масштабная работа по подготовке регламентов и технических требований к созданию BIM-модели для прохождения государственной экспертизы строительных проектов. Я рад сообщить, что в эту работу вовлечен ЦГЭ в соответствии с соглашением с Мосгосэкспертизой. Для Санкт-Петербурга это очень важно, и я благодарен московским коллегам за сотрудничество. Основная задача, которая стоит в этом направлении, – создание всех технических регламентов применения информационных технологий в экспертизе и точных требований к модели проекта. И самое главное – создаваемая совместными усилиями платформа должна быть унифицированной.

– А разве региональные госэкспертизы работают не в единой системе?

– То, что происходит сейчас в ЭДО, характеризуется тем, что у каждой региональной госэкспертизы своя информационная система. В чем будет состоять главная проблема реализации ЕГРЗ? И перед Главгосэкспертизой, как перед оператором, и перед каждой региональной госэкспертизой стоит задача автоматизированного ввода данных в реестр. В настоящий момент данная операция не может быть реализована, потому что информационные системы у региональных экспертиз имеют различные платформы. Всем участникам процесса предстоит проделать огромную работу.

– И ко всему этому добавляется BIM?

– Летом 2017 года правительством города была создана рабочая группа по подготовке к переходу стройкомплекса на ТИМ. В настоящее время в ГАУ «ЦГЭ» достигнут достаточно высокий уровень погруженности в данный процесс.

– Влияют ли новые технологии на структуру предприятия?

– Безусловно, да. В ближайшее время структура предприятия претерпит значительные изменения: полностью исключаются подразделения, связанные с бумажным документооборотом, процесс проведения государственной экспертизы будет построен по отраслевому принципу. Кроме того, появятся новые элементы структуры, такие как: управление методологии и стандартизации экспертной деятельности, управление по развитию дополнительных услуг, отдел внедрения ТИМ, отдел образовательной деятельности, сектор нормативно-технического регулирования и другие.

Первая образовательная программа, которую мы запустим, будет связана со сметным нормированием. Вторая программа будет связана, скорее всего, с разъяснением технических регламентов. Третьим станет обучение по внедрению информационных технологий.

Таким образом, можно отметить три задачи, которые государство внедряет в строительном комплексе РФ, – ЕГРЗ, ФГИС ЦС и BIM. Они будут наиболее актуальными темами в наступающем году. Попутно будут решаться проблемы, связанные с необходимостью модернизации Постановления Правительства № 87, возврату к технико-экономическому обоснованию проектов. Строительному сообществу необходимы эти нововведения, так как внедрять без них технологии информационного моделирования (ТИМ) крайне сложно.

– Вы уже год руководите ГАУ «ЦГЭ» в должности директора. Какие основные выводы можете сделать по итогам операционной деятельности на этом посту?

– Как руководитель, я сторонник эволюционного развития организации компании, а никак не революции. Только постепенное, поступательное движение приводит к лидерским позициям и значительным результатам. С осторожным оптимизмом могу сказать, что на региональном уровне ЦГЭ идет чуть быстрее строительного комплекса в целом. У нас есть ресурс для того, чтобы оснащать и модернизировать все отделы организации, всю нашу техническую базу, обучать экспертов по всем необходимым направлениям. Перед Центром госэкспертизы стоят интересные задачи и масштабные цели. Главная задача – государственная экспертиза должна быть удобной для заказчика и эффективной в решении всех профессиональных вопросов стройкомплекса.

– Ваши пожелания к Новому году коллегам?

– В первую очередь успешных, амбициозных и интересных проектов, которые будут украшать наш город. Всем застройщикам – объектов, которые поднимают их профессиональный уровень и престиж. Много терпения на этом пути, взаимодействия между собой, отсутствия страха и сомнений. Плодотворного и взаимного сотрудничества всем участникам строительного комплекса.


ДОСЬЕ

Игорь Юдин

Родился 30 апреля 1967 года.
В 1989 году окончил Военный Краснознаменный институт Минобороны СССР с присвоением квалификации «переводчик-референт по китайскому языку, переводчик по английскому языку».
После окончания института до 1991 года служил в Вооруженных силах СССР.
С 1991 по 1993 год работал в должности заместителя директора, а затем директора ООО «Линк-сервис ЛТД».
С 1993 по 1995 год занимал должность президента АОЗТ «Стройзаказ СПб».
С 1995 по 2010 год занимал руководящие должности в коммерческих организациях.
В 2003 году получил диплом о профессиональной переподготовке по направлению «менеджмент» в Межотраслевом институте повышения квалификации в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров РФ.
В 2012 году окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «менеджер».
С ноября 2012 года принят на должность заместителя директора Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы», с марта 2015 года переведен на должность первого заместителя директора.
В 2013 году получил диплом о профессиональной переподготовке по направлению «промышленное и гражданское строительство» в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете.
В 2015 году прошел курс профессиональной переподготовки по направлению «автомобильные дороги и аэродромы» в СПб ГАСУ.
В октябре 2016 года назначен на должность директора СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» согласно приказу № 168‑к Службы госстройнадзора.
Наталья Кузнецова
Поделиться:
Юдин
подведение итогов
ЦГЭ

{{articles.header}}

{{results}}