Программа ускоренной замены лифтов: подводим предварительные итоги и ждем продолжения

   25 апреля 2018, 15:42
Лифтовое хозяйство – вечная «головная боль» жилищно-коммунального комплекса всей страны. Санкт-Петербург – не исключение. В многоэтажках Северной столицы работают около 43 тысяч единиц лифтового оборудования, из которых примерно 30% - с выработанным 25-летним ресурсом, в течение которого можно эксплуатировать подъемные устройства. Эти цифры не меняются из года в год. При этом средства, ежегодно выделяемые на замену и модернизацию лифтового оборудования, огромны и в общей смете городского капитального ремонта уступают только затратам на ремонт фасадов.

По данным Жилищного комитета, в 2017 году из 13 млрд рублей, предусмотренных краткосрочным планом Региональной программы капремонта общего имущества МКД, на лифтовое хозяйство было затрачено 4,2 млрд. В 2018 году заменить лифты планируется в 158 МКД, что обойдется в более чем 2 млрд рублей из 8,79 млрд рублей общей сметы. Планы на 2019 год предусматривают увеличение как общих расходов до 10,3 млрд рублей, так и затрат на лифтовое хозяйство – почти до 2,7 млрд рублей. Стоимость замены одного лифта начинается от 1,5 млн рублей и выше. Это зависит от этажности, оборудования, степени модернизации и других факторов.

Напомним, что в сентябре прошедшего года стартовала программа ускоренной замены лифтового оборудования, которая стала весомым дополнением к краткосрочным планам капремонта. Этот ведомственный проект Минстроя России, рассчитанный на 2017-2019 гг., сегодня реализуется в 16 субъектах Федерации на принципах сотрудничества банков, заводов по производству лифтового оборудования и региональных операторов капитального ремонта.

О первых итогах реализации программы рассказывает заместитель генерального директора НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Максим Бутин.

- Максим Геннадьевич, создается впечатление, что 30% нуждающихся в замене лифтов – это какая-то непреодолимая для нашего ЖКХ цифра. Получается, что треть горожан каждый день пользуются неисправными лифтами?

- Конечно же, это не так! Как правило, лифт, ресурс которого подходит к концу, проходит обязательную экспертизу – ее в специализированных инженерных центрах заказывают обслуживающие организации. По итогам проверки либо продлевается срок эксплуатации лифта и назначаются текущие ремонтные работы, либо принимается решение о его замене.

К слову, объем работ по замене и модернизации лифтового оборудования с каждым годом растет, в том числе за счет того, что сэкономленные по итогам года средства общей контрактной сметы решением Жилищного комитета используются на расширение адресной программы капитального ремонта лифтов в следующем году.

В соответствии с краткосрочным планом Региональной программы капремонта, с 2015 года перед нами поставлена задача менять ежегодно не менее 1400 лифтов. В 2015 году было заменено 1428 единиц лифтового оборудования, в 2016-м – 1498, в 2017-м в программу попали 483 МКД, в том числе 78 домов по программе ускоренной замены лифтов. В этих домах было запланировано заменить 429 лифтов дополнительно к намеченным Жилищным комитетом объемам на прошлый год.

- Можно ли уже сейчас подвести первые итоги реализации ускоренной программы?

- Суть данной программы в том, что предприятия поставляют свое оборудование оптом с оплатой в рассрочку, подрядные организации сразу устанавливают его в жилых домах, а затраты частями ежемесячно возвращаются поставщикам. Поставкой лифтового оборудования занимаются хорошо знакомые петербуржцам производители - подмосковный Щербинский лифтостроительный завод и белорусский «Могилевлифтмаш».

Тендеры на работы в рамках этой программы были разыграны еще в прошлом году. На сегодня полностью завершены работы по замене 202 лифтов в 29 МКД. Монтаж 166 лифтов в 33 домах находится в стадии завершения: идут пусконаладочные работы, подготовка документации для ввода в эксплуатацию и сдачи инспекции Ростехнадзора. Еще по 13 МКД со спаренными лифтами принято решение менять оборудование поэтапно, чтобы не отключать сразу два лифта и тем самым снизить социальную напряженность среди жителей.

- Значит, нарекания к монтажникам бывают?

- К монтажникам – практически нет, даже при постоянном увеличении объемов работы. А вот нашим инженерам из Отдела строительного контроля за лифтовым оборудованием уже приходится «ускоряться», чтобы не затягивать запуск лифта в эксплуатацию. Кроме того, многие жители забывают, что после передачи установленного лифта управляющей компании его работа целиком зависит от специалистов обслуживающей организации, включая аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского контроля. Еще одна неожиданная проблема возникла у нас в сентябре прошлого года в связи с возобновлением после долгого перерыва функций Ростехнадзора по вводу лифтов в эксплуатацию. Но мы с региональными структурами Ростехнадзора плотно сотрудничаем, и у нас в совместной работе наметились положительные сдвиги.

- Сколько подрядных организаций принимает участие в программах по замене лифтов? Как происходит их отбор, по каким требованиям?

- В 2017 году в работе по капитальному ремонту лифтового оборудования участвовало 11 компаний, в том числе пять из других регионов. Согласно Постановлению Правительства от 01.07.2016 № 615, чтобы войти в число добросовестных подрядчиков с правом участвовать в аукционах, соискатель должен пройти предварительный отбор в Жилищном комитете. Ему необходимо представить пакет документов, подтверждающих членство в саморегулируемой организации, наличие обученного персонала, необходимое количество квалифицированных специалистов, отсутствие налоговой задолженности и другие важные критерии.

- Как вы оцениваете перспективы ускоренной программы по замене лифтов?

- Поскольку проект рассчитан на 2017-2019 годы, то, возможно, у него будет продолжение и в этом году. Считаю, что начинание было удачным – от реализации программы ускоренной замены лифтов выиграли все. Это и подрядные организации, которые получили новый фронт работы и успешно справились с ним. И поставщики, которые благодаря программе теперь имеют постоянный заказ, гарантированную оплату и возможность планировать свою деятельность равномерно в течение года. И, конечно же, город, поскольку программа позволила количественно почти на треть увеличить годовой план по замене и модернизации лифтового оборудования. Благодаря ей смогли вне очереди получить новые современные лифты жители 78 многоэтажных домов в пяти районах города - в Выборгском, Кировском, Красносельском, Невском и Фрунзенском.

МНЕНИЕ 

Генеральный директор компании «МЛМ Нева трейд» Игорь Янукович: 

- Компания «МЛМ Нева трейд» стала участником программы ускоренной замены лифтов в 2017 году и по итогам аукционов заключила контракты на замену 229 лифтов. Особенность программы в том, что подрядчик должен за счет собственных средств или через привлечение банковского финансирования закупить, поставить лифтовое оборудование и выполнить весь комплекс работ. Наша компания, как правило, использует оборудование Могилевского завода лифтового машиностроения, так как мы считаем, что оно отвечает всем требованиям надежности и безопасности.

 

 

 

Татьяна Мишина
Поделиться:
Жилищный комитет
лифты
лифтовое хозяйство
модернизация

{{articles.header}}

{{results}}