Футбол как повод заработать

   24 июля 2018, 08:08
В пик высокого сезона-2018 отели Петербурга принимали в основном болельщиков футбольного чемпионата, однако увеличение цен позволило отелям, заполняемость которых достигала 100%, заработать на мунидале.
Фото: viahotel.ru

Многие туристы, которые собирались приехать в Петербург в нынешний высокий сезон, отложили поездку из-за ЧМ-2018 – и цены в следующем сезоне, возможно, будут пониже, и сталкиваться с шумными компаниями болельщиков не всем нравится.

Однако отели, судя по всему, смогли заработать в пик сезона, а Петербург вызвал интерес у болельщиков, которые собираются посетить город еще раз – в более спокойное время.

Структура расходов на ЧМ-2018

Источник: Постановление правительства РФ «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу», ред. 21.02.2018

Расходы окупятся позже

Бюджет ЧМ составил 13,1 млрд долларов. Как показывает практика подготовки таких мероприятий, примерно 10% инвестиций идет на развитие гостиничной инфраструктуры - модернизацию существующего номерного фонда и строительство новых объектов.

По данным IPG.Estate, исследование, проведенное относительно нескольких стран – организаторов ЧМ, показало тенденцию к росту в секторе гостиничных услуг. Номерной фонд за время подготовки к ЧМ в стране увеличился. В том числе в Петербурге. Как сообщает Maris| part of the CBRE Affiliate network, с начала года открылись семь новых отелей категории 3 и 4* с общим номерным фондом чуть менее 1 тыс. Однако масштабной модернизации номерного фонда в Петербурге не наблюдалось. «Чтобы привести гостиницы к соответствию требованиям, собственник объектов проводили какую-то работу, но масштабной модернизации не было», - уточнил Валерий Трушин, руководитель отдел исследований и консалтинга компании IPG.Estate. По его словам, при подготовке к ЧМ ключевым моментом были требования ФИФА к гостиницам, а также обязательная аккредитация.

Структура качественного номерного фонда Санкт-Петербурга, июнь 2018
Категория отеля Количество отелей Количество номеров
5* 18 3717
4* 58 10992
3* 71 7203
147 21912

Источник: Maris| part of the CBRE Affiliate network

Плюс 50%


В преддверии ЧМ гостиницы по всей стране наперебой стали поднимать цены проживания. Хотя государство контролировало этот процесс, некоторые отели пожадничали, за что и поплатились штрафами.

По данным Colliers International, в среднем гостиницы города категорий 3, 4 и 5*  увеличивали стоимость номеров в 1,5-2 раза на дни мундиаля в июне (после 15 числа). Но в отдельных отелях цены в дни ЧМ вырастали в четыре раза. Наибольший прирост средних тарифов наблюдался в гостиницах категории 4* (+70%). Пятизвездочные и трехзвездочные отели повысили цены на 50% и 40% соответственно.

По мнению Трушина, в целом рынок гостиниц повел себя цивилизованно: в среднем цены выросли на 30-40%. При этом самая дорогая стоимость на гостиничный номер во время ЧМ была зафиксирована в Петербурге – 760 тыс. рублей за ночь.

По данным Hospitality Management, максимальная стоимость проживания в петербургском отеле 5* в номерах не высшей категории составляла 132 тыс. рублей, в 4* - 20 тыс. рублей, 3* - 10,5 тыс. рублей. На номера повышенной категории, «апартаменты» и «сюит» была установлена более высокая стоимость, которая достигала 700 тыс. рублей в сутки.

«По факту гостиницы смогли продать номера в среднем на 50% дороже, чем, например, они стоят во второй половине июля. Хотя этот период еще рассматривается как горячий летний сезон», - прокомментировал Блейк Андерсон-Бунтз, генеральный директор Hospitality Management.

цены в отелях

Источник: Colliers International

Завышенные ожидания

Средние цена в отелях 3* составляет 10 тыс. рублей за ночь в двухместном номере, отели на невском и прилегающих улицах обходились дороже, с других районах – дешевле. В результате в Петроградском, Приморском, Кировском и Выборгском районах 11-процентную заполняемость получили гостиницы, которые продавали двухместные номера за 3-7 тыс. рублей за ночь, пояснил Андерсон-Бунтз.

По словам Трушина, в среднем заполняемость качественных гостиниц 3, 4, 5*  в высокий сезон составляет 80-90% - при подрастающем ценнике. Однако ЧМ позволил операторам еще немного поднять стоимость и повысить заполняемость до 100%.

Как полагает Андерсон-Бунтз, ожидания отельеров были несколько завышены, и результаты продаж в июне это наглядно проиллюстрировали. «В Петербурге в июне играли следующие сборные: Марокко, Иран, Египет, Бразилия, Коста-Рика, Аргентина и Нигерия. Можно предположить, что средний болельщик из этих стран не готов арендовать номер в 3* за 170 долларов, как пытались продать петербургские отели. На июль гостиницы уже изменили свою политику и  придерживаются более оптимальных цен», - пояснил он.

Андерсон-Бунтз также отмечает высокую загрузку отелей и по более высокой цене в дни проведения матчей, однако между матчами загрузка падала, поскольку массовых туристов в городе не было.

По расчетам Colliers International, ЧМ увеличит операционные показатели отелей уже в этом году. По итогам года среднегодовая загрузка отелей вырастет на 3%, достигнув в итоге 71%, а рост среднегодовой цены за номер (ADR) составит 22-26% к среднегодовому тарифу 4345 рублей в сутки.

В фаворе – три «звезды»

По данным Hospitality Management, за несколько дней до первой игры ЧМ в Петербурге были заполнены около 30% гостиниц  3*, 25% категории 4*, отели 5* практически пустовали.

Как правило, болельщики, составляющие наибольшую долю туристов в дни ЧМ, выбирают демократичные форматы размещений: отели категорий «три звезды» и ниже, а также хостелы, указывают специалисты Colliers.

«Спросом у болельщиков пользуются отели 2-3* и хостелы, а также апартаменты, расположенные вблизи стадиона и центра города и транспортных узлов. Этот сегмент максимально заполнен в дни проведения матчей. Если говорить про отели 4-5*, то в некоторых из них загрузка ниже, чем в июне 2017 года и свободные номера есть практически каждый день», - пояснила Наталия Киреева, руководитель отдела исследований рынка, Maris  в ассоциации с CBRE.

При этом Трушин отмечает нехватку отелей 3*. «Увеличение номерного фонда гостиниц 3* может повысить туристический поток в город, во-первых, за счет цены, во-вторых, за счет понятного сервиса, при условии привлечения в проекты международных операторов», - добавил он.

Экономический эффект

Экономический эффект в гостиничном сегменте, по мнению специалистов IPG.Estate, будет краткосрочным – только во время проведения самого чемпионата. В дальнейшем объем туристического потока снизится до среднерыночных показателей, характерных для каждого региона.

Однако по мнению большинства экспертов, ЧМ будет иметь для гостиничного рынка Петербурга отложенный эффект. «Многие болельщики наверняка захотят вернуться в город позднее, чтобы осмотреть более подробно, не отвлекаясь на футбол. Поэтому чемпионат мира по футболу будет иметь отложенный эффект для гостиничного бизнеса», - уверена Киреева.

По мнению Андерсона-Бунтза, эффект от проведенного мунидаля можно ожидать в следующем сезоне. «На это сработает как сарафанное радио – болельщики вернуться домой и расскажут, как красивы Москва и Петербург, так и публикации в иностранной прессе, которая освещала не только сам ЧМ-2018, но и атмосферу соревнований, рассказывала о городах, в которых проходили игры», - поясняет он.

JLL в исследовании, посвященном ЧМ-2018, приводит предварительные данные Организационного комитета ЧМ-2018: суммарный эффект от проведения мундиаля в России на экономику страны за 2013-2018 гг. составит 867 млрд рублей, или около 1% годового ВВП. Основной эффект будет получен за счет инвестиций и операционных расходов, что составит 746 млрд рублей. Приток туристов обеспечит около 121 млрд рублей в 2018 году. По оценкам рабочей группы Организационного комитета, в последующие пять лет ЧМ-2018 может ежегодно приносить около 150-210 млрд рублей. российской экономике.

 


Елена Зубова
Поделиться:
ЧМ-2018
отели

{{articles.header}}

{{results}}