Петербургские инвесторы открыли для себя новую отрасль

   27 сентября 2018, 14:44
За последние 10 лет в Санкт-Петербурге открылось 66 новых музеев. Из них чуть более половины (34) открылись в последние 5 лет.

Таким образом, в городе каждый год появляется в среднем 6-7 новых музейных локаций. Учитывая, что только 14% от всех новых музеев являются государственными, статистика однозначно говорит о массовом приходе в музейную сферу частных игроков.

Всего в Северной столице музеев в настоящий момент действует, по разным оценкам, от 250 до 400 музеев различных форматов и размеров. 66 из них были открыты в последнее десятилетие. При этом 7 из этих 66 музеев уже прекратили свое существование. Вероятно, одной из причин, повлиявших на закрытие этих площадок, стала высокая арендная ставка, из-за чего данные музеи были убыточными. 6 из 7 музеев располагались в Центральном и Адмиралтейском районах, где арендная ставка одна из самых высоких в городе. Но другие музеи это не пугает. Около половины всех новых музеев выбрали Центральный и Адмиралтейский районы в качестве своей локации.

Каждый 10-й музей выбирал Василеостровский или Петроградский район города. 6 музеев расположилось в Московском районе. Далее по популярности расположения площадок идут Выборгский, Калининский, Петродворцовый и Приморский районы. Помимо этого, несколько музеев открылись за чертой города, в Ленинградской области. Как мы видим, высокая транзитная активность — один из главных факторов при выборе площадки. Однако это зависит и от целей, которые музей перед собой ставит.

Среди новых музеев можно найти как филантропические частные коллекции, открытые для посетителей несколько раз в неделю (а то и в год), так и коммерческие проекты, главная цель которых — извлечение прибыли. Зачастую небольшие частные коллекции располагаются на базе какого-либо учреждения. Например, Музей истории радиационных катастроф или Музей ленинградского детства располагаются на базе общеобразовательных школ, а Музей истории спортивных луков или Фехтовальный зал-музей имени Ивана Сивербрика — при культурно-спортивных центрах. Как правило, вход в такие музеи бесплатный или позиционируется как добровольное пожертвование. В других случаях вход может оказаться платным, но в рамках посещения будут предусмотрены экскурсия или мастер-класс. Из 66 проанализированных музеев две трети оказались платными. Средняя стоимость билета в эти музеи составила 378 рублей. Важно отметить, что только 14% от всех новых музеев являются государственными. Остальные были созданы с привлечением частных инвестиций.

Одним из важнейших факторов при создании музея является его концепция. Так, в Петербурге наиболее популярны художественные музеи и галереи, составившие 36% от общего числа новых площадок. Совсем рядом расположились так называемые развлекательные музеи — 33% от общего числа. К ним можно отнести и Музей эмоций, и Музей иллюзий, и Выставку киногероев Movieart. Помимо этого, большую долю рынка (29%) занимают музеи, посвященные науке и технике. Далее расположились исторические, военно-исторические, этнографические и краеведческие музеи.

Слово «паноптикум», которое вынесено в заголовок этой публикации, многозначно — и здесь оно использовано именно в этом качестве. С одной стороны, гласит энциклопедия, паноптикум (от др.-греч. πᾶν «всё» + ὀπτικός «зрительный») — это и есть музей, коллекция разнообразных необычайных предметов. Но в нашем обиходном языке укоренилось метафорическое значение — паноптикум как собрание каких-то невероятных, может быть даже жутких, предметов. Возможно, музейный Петербург и начинался с такого паноптикума — как иначе назовешь коллекцию «уродов», которую собирал основатель города Петр Великий? В последующие времена концепция музея усложнилась и гуманизировалась, музей стал трактоваться как храм высокой культуры. После падения коммунистического режима, который жестко регламентировал концепции музеев, мы, что называется, вернулись к истокам — то есть к экспозиционированию всего необычного, и прекрасного, и ужасного, и съедобного — и далее по списку.

Второй, важнейшей чертой нынешнего этапа музейного развития, его источником, можно считать легализацию коллекционирования. В старые времена крупнейшие музеи представляли собой частные коллекции — так, например, Эрмитаж был частным собранием царской семьи. После социалистической революции все частное оказалось под ударом. Крупнейшие частные собрания, украшавшие стены и залы дворянских особняков, были свезены в государственные музеи — именно так сложились колоссальные (в каком-то смысле даже избыточные — ведь большая часть экспонатов находится в запасниках, их просто негде выставлять) коллекции того же Эрмитажа, Русского музея и так далее. Разумеется, страсть к коллекционированию убить не удалось, но жизнь собирателя была трудной, статус коллекций зачастую был рискованный. И только в «лихие» (в лучшем смысле слова) девяностые частные собрания были легализованы. Богатые люди стали создавать сначала закрытые собрания разных масштабов, а затем постепенно превращать их в открытые, публичные музеи.

Разумеется, частный музей концептуально отличается от государственного, академического. Но в этом и состоит его прелесть — ведь каждый частный музей, независимо от масштаба, представляет не только склад дорогих предметов, но и некий ракурс, интересный взгляд на мир, своего рода музейный бутик.



РБК
Поделиться:
инвестиции

{{articles.header}}

{{results}}