«Черная дыра» для казны: что происходит с бюджетом Петербурга

   18 октября 2018, 08:05
Темпы исполнения Адресной инвестиционной программы (АИП) комитетами Смольного замедляются с каждым годом. Недовольство работой чиновников уже высказал врио губернатора Петербурга Александр Беглов.
Фото: www.rbc.ru

«Горожане заработали эти деньги и их нужно своевременно и рачительно использовать. Каждый из вас должен отрабатывать вашу заработную плату», — сказал новый градоначальник своим подчиненным на первом же заседании. В причинах низкого освоения бюджетных средств разбирался РБК Петербург.
Уровень исполнения АИП в Петербурге сокращается на протяжении последних 10 лет. Если в 2009 году он достигал 96,9%, в 2016 году составил 90,6%, в 2017 году — 84,7%. Судя по показателям за девять месяцев этого года, темпы освоения продолжают снижаться. Так, два года назад за девять месяцев чиновники освоили 45,2%, за аналогичный период 2017 года — 47,1%, 2018 года — 44,6% (40,5 млрд руб.).

За первые три квартала этого года несколько комитетов правительства Петербурга не смогли освоить и 30% средств АИП. Так, комитет по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности вообще не смог пересечь нулевую отметку. На запрос РБК Петербург в ведомстве объяснили, что такая ситуация сложилась из-за того, что в этом году АИП включила в себя только один контракт стоимостью 34 млн руб., срок которого истекает 30 ноября.

Второе место в рейтинге аутсайдеров занял комитет по промышленной политике и инновациям, который потратил 195 млн руб. из 1,5 млрд руб. запланированных (13,4%). Председатель ведомства Максим Мейксин объяснил, что низкое освоение обусловлено несколькими факторами. Во-первых, большая часть средств АИП приходится на финансирование субсидий на поддержку и развитие промышленной деятельности, освоение которых традиционно приходится на четвертый квартал года. Во-вторых, программа включила в себя проведение двух форумов, которые еще не состоялись. В-третьих, строительно-монтажные работы в рамках АИП планируется завершить в конце года.

Всего 5 млрд руб. из 19,8 млрд руб. (или 25,6%) освоил комитет по строительству. По словам главы ведомства Леонида Кулакова, это произошло из-за того, что в 2018 году заказчику пришлось расторгнуть более 10 госконтрактов с подрядчиками. До конца года он пообещал провести свыше 30 конкурсов и ввести в эксплуатацию 15 объектов, тем самым подтянув показатели по АИП.

Не смог преодолеть трети объема от годового плана по АИП и комитет по транспорту (27,2%), в котором напомнили о сезонности выполнения работ, включенных в программу. Кроме того, в ведомстве уточнили, что АИП в общих расходах комитета составляет чуть больше 1% (523 млн руб).

Больше всего средств для объектов АИП выделили комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) — 42,7 млрд руб. Из них только 18,4 млрд руб. были освоены с января по сентябрь этого года (43,2%). Также как и в комитете по транспорту, в пресс-службе КРТИ объяснили, что большое влияние на исполнение бюджета оказал сезонный характер работ. Приемка и оплата окончательно произойдет в следующем квартале (октябре-ноябре). В КРТИ также добавили, что на темпах освоения сказалось введение ограничений на дорожные работы в местах туристических маршрутов чемпионата мира по футболу в период с 1 июня по 15 июля 2018 года.

Опрошенные РБК Петербург эксперты сообщили, что ситуация с систематическим неисполнением АИП характерна для многих регионов РФ. Весной этого года экс-глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова даже назвала бюджетные инвестиции «черной дырой» для казны. «Ежегодно мы, с одной стороны, планируем расходы на бюджетные инвестиции и планируем объемы ввода объектов, с другой стороны — мы этого не исполняем и не добиваемся того эффекта, на который рассчитываем, вкладывая эти ресурсы», — пояснила она.

Руководитель Центра аналитической информации ГК TeleTrade Сергей Лысаков объяснил парадокс особенностью работы бюджетной системы в РФ. «Золотое правило для любого чиновника — если хочешь получить средства для реализации программы, посчитай бюджет и умножь его на два. За 2017 год исполнение федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) было на уровне 65%. Общее количество средств, «замороженных» в рамках ФАИП достигло 2,5 трлн руб., а общее количество достроенных объектов не превышает 25%», — сказал он.

Что касается Петербурга, то, по подсчетам аналитика ГК «ФИНАМ» Алексея Калачева, к концу года остаются неосвоенными 10-15% средств. «Новая метла» сразу хочет показать, насколько чисто она метет. Тем не менее, промежуточные результаты выполнения инвестиционных программ не всегда означают большое неисполнение по итогам года. Несмотря на медленную раскачку, ближе к концу года удается наверстать его большую часть», — сказал Алексей Калачев. Однако Сергей Лысаков предполагает, что по итогам этого года исполнение АИП в Петербурге не превысит 70%.

По мнению Сергея Лысакова, проблемы реализации региональных и федеральных инвестпрограмм схожи. Он отметил, что это происходит из-за низкого качества планирования расходования средств, длительного размещения конкурсов по госзаказам, нарушения контрактных сроков ввода объектов в эксплуатацию, а также из-за отсутствия координации между различными ведомствами в регионе. «Однако, одной из самых главных проблем при выделении бюджетных средств зачастую является наличие компаний-подрядчиков, так или иначе аффилированных с госзаказчиками», — заявил Сергей Лысаков. Это, по словам эксперта, часто приводит к срыву сроков исполнения контракта.

«Не секрет, что в государственные тендеры зачастую вносятся условия, которые позволяют выполнять подряды заранее известным компаниям, которые обладают «уникальными» конкурентными преимуществами», неочевидными для исполнения конкретного госзаказа. Эти условия фактически формулируются такими подрядчиками, а чиновники просто вставляют их в тендерные задания. В случае наличия такой аффилированности средства, предназначенные на выполнение государственного проекта расходуются не только на выполнение подряда, но и банально могут разворовываться. Аффилированные компании привлекают к выполнению проектов субподрядчиков, так как сами не обладают необходимым оборудованием, персоналом, компетенциями для выполнения заказа. Фактически они становятся посредниками между государством и реальным исполнителем государственного проекта. Это приводит не только к неэффективному расходованию средств, но и к срыву сроков выполнения контракта, снижению качества работ, завышению изначальной стоимости контрактов», — говорит Лысаков.

По его словам, чиновники также часто формулируют сметы работ на основании коммерческих заявок, которые пишутся потенциальными участниками. «В последствии выясняется, что такие сметы не в полной мере учитывают весь комплекс работ, возможно, формулируются на основании расплывчатого задания со стороны госорганов (низкое качество планирования). Распространена практика, когда в тендерах участвует 2-3 компании, у которых один учредитель или они зарегистрированы по одному адресу. Фактически создается имитация конкуренции», — добавляет он.

Кроме того, различные департаменты (министерства) участвуют в реализации комплексных программ, например развитие транспортной сети и жилищного строительства. В этом случае если одно из министерств (департаментов) реализовало часть проекта, а другое по каким-то причинам свою часть не реализовало, то весь проект фактически остается в целом не реализованным.


РБК
Поделиться:
Беглов
Комитет по транспорту
Комитет по строительству

{{articles.header}}

{{results}}