Принимаются предложения в резолюцию XX конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

До 15 апреля дирекция Союза строительных объединений и организаций принимает предложения в резолюцию XX практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
После формирования окончательной редакции документ будет направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, в Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в Российский Союз строителей.
Резолюция участников XX практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
ПРОЕКТ
Участники конференции констатируют:
1. Несмотря на определенные сложности, касающиеся экономического кризиса, экономических и политических санкций, изменяющегося законодательства строительная отрасль страны продолжает развиваться.
2. В 2018 году в Санкт-Петербурге введено 3287,2 тыс. кв. м. жилья при плане 3200 тыс. кв. м. Перевыполнение составляет 102,7 %.
3. В Ленинградской области в 2018 году введено 2640,6 тыс. кв. м. жилья, что составляет 117 % к плановому показателю - 2256 тыс. кв. м. ИЖС из общего ввода составило 859,9 тыс. кв. м.
4. В 2018 г Президент России подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором дал поручение Правительству РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ разработать национальные проекты по одиннадцати направлениям, включая «жилье и городская среда». Поставлены цели и сформулированы задачи, которые должны войти в национальные проекты. В частности – обеспечить ипотеку в 8%, нарастить строительство жилья до 120 млн. кв. м. в год.
5. Система саморегулирования и технического регулирования в строительстве продолжает совершенствоваться, вступили в силу ряд Федеральных законов, подготовлены новые законодательные инициативы, повышающие требования к СРО. Ведутся работы по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2027 года.
6. Совершенствуется законодательство, регулирующее жилищное строительство, с целью защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
7. Утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», определены цели, задачи, сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Вместе с тем участники конференции отмечают:
1. Отсутствие единой комплексной системы нормативных документов, отсутствие координации технического регулирования в строительстве единым федеральным органом исполнительной власти. Различные ведомства и технические комитеты зачастую разрабатывают большое количество дублирующих и противоречащих норм.
2. При принятии нормативных правовых актов в строительной сфере продолжается практика игнорирования мнения профессионального сообщества, высказанного в ходе общественного обсуждения проектов документов.
3. До настоящего времени не принят технический регламент ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».
4. Вступил в силу 340-ФЗ. Документ даёт возможность строительным компаниям внести в перечень своей деятельности работы по сносу зданий и сооружений. Это должно быть отражено в выписке члена СРО. Однако, до настоящего времени форма выписки из реестра членов СРО, показывающая право строительным компаниям осуществлять указанную деятельность не утверждена.
5. Не снят запрет для строительных компаний, добровольно покинувшим СРО, в течение года вступать в другую СРО.
6. Принятый Госдумой России Федеральный закон 218-ФЗ существенно изменил устоявшиеся правила работы застройщиков в части осуществления жилищного строительства. В связи с этим увеличиваются риски ухода с рынка жилищного строительства строительных компаний, в основном среднего и малого бизнеса.
7. Недостаточная определенность Градостроительного кодекса и иных законодательных актов по вопросу о членстве застройщика в СРО, отсутствие необходимых подзаконных нормативных актов показывает видимую неправомерность возложения на застройщика ответственности за стройку, если она уже возложена на лицо, осуществляющее строительство - генподрядчика.
8. Регламент ведения Национального реестра специалистов в строительной сфере предъявляет формальные и избыточные требования к специалистам для внесения в реестр. Предложения окружных конференций Санкт-Петербурга и СЗФО об уточнении требований к стажу специалистов и базовому образованию не приняты.
9. Остаются проблемы, связанные с качеством строительства, которое зависит от многих факторов: законодательства, изысканий, проектирования, строительных материалов и технологии строительства объектов. Однако реальные механизмы стимулирования повышения качества и внедрения инноваций в строительной отрасли отсутствуют.
10. В силу прямого действия Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 №№ 1428,1429 исключена возможность исполнения СРО обязанностей по контролю за исполнением членами СРО по договорам подряда с отдельными видами заказчиков (Минобороны России, ФСБ России, СВР России), по контролю за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании по договорам подряда с такими заказчиками, по контролю за исполнением (ненадлежащим исполнением) функций технического заказчика по договорам с такими заказчиками.
11. Отсутствует законодательная база по обеспечению качества и безопасности строительных материалов и изделий. Национальный технический регламент «О безопасности строительных материалов и изделий» не принят. Технический регламент ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» также до настоящего времени также не принят, а проект технического регламента «О безопасности строительной продукции» вызывает много вопросов по качеству его подготовки.
12. Значительный урон строительному бизнесу наносят недобросовестные контрагенты, не исполняющие обязательств по договорам, на этапе ввода объекта в эксплуатацию. С введением ст.54.1 в Налоговый кодекс РФ, строительные организации несут существенные налоговые риски при работе с компаниями, которые налоговыми органами определяются как неблагонадежные.
13. Недостаточно налажено взаимодействие общественных организаций в сфере строительства. Практически отсутствует общественный мониторинг проведения конкурсных процедур по госзаказу.
14. Указанием Центробанка России с 01.01.2019 года установлены новые требования к страховым компаниям. СРО недостаточно информированы о данном изменении и не установили данные требования в своих внутренних документах.
15. С 01.07.2019 года для заемщиков – застройщиков, использующих в своей работе эскроу-счета, проценты по ссуде будут зависеть от уровня их кредитоспособности. Среди показателей, определяющих уровень кредитоспособности, есть обязательное страхование строительно-монтажных рисков. Необходимо выработать единый подход к указанному страхованию между банками, застройщиками и страховщиками.
Участники конференции предлагают:
1. Обратиться в Минстрой России с просьбой выступить с инициативой о необходимости предусматривать разумно длительный переходный период при изменении правовых норм в строительной сфере в связи с инерционностью и большой продолжительностью строительного цикла.
2. Обратиться в Минюст России, Минстрой России, Ростехнадзор, НОСТРОЙ, НОПРИЗ для официального разъяснения о порядке осуществления функций контроля саморегулируемой организацией деятельности своих членов в части договоров, заключенных ими с отдельными видами заказчиков, речь о которых идёт в Постановлениях Правительства Российской Федерации от №№1428, 1429 от 27.11.2017, в условиях действующего законодательства.
3. Обратиться в Минстрой России для получения официального толкования положений законодательства, а именно разъяснения по вопросу о том, требуется ли членство застройщика, осуществляющего свои функции, в саморегулируемых организациях и, если требуется, то на каких условиях
4. Обратиться в Минстрой России, Ростехнадзор России, НОСТРОЙ, НОПРИЗ с вопросом о разработке методических указаний и порядке реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части:
- адаптации электронного документооборота под строительный комплекс, включая финансовую документацию;
- возможности бюджетной компенсации затрат на интеграцию учетной системы строительной организации с системами электронного документооборота операторов ЭДО;
- организации получения строительными компаниями квалифицированных электронных подписей.
5. Считать целесообразным разработку и утверждение правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области «дорожной карты» по стимулированию повышения качества и безопасности жизни населения, включая все факторы, в том числе качество строительства жилых домов.
6. Обратиться в Минстрой России, НОСТРОЙ, НОПРИЗ по подготовке и внесению изменений в Градостроительный кодекс в части:
- снижения требований к стажу работ специалистов и отмены обязательного профильного высшего образования для внесения их в Национальный реестр специалистов;
- отмены запрета на вступление в течение года после добровольного прекращения членства в СРО в другую СРО.
Предложить Государственной Думе РФ, РСС, РСПП, ТПП ускорить приведение в надлежащий порядок законодательной базы по требованиям к строительным материалам и изделиям.
7. Профильным ведомствам и профессиональным общественным организациям провести работу:
- по созданию единой комплексной системы нормативных документов, координации технического регулирования в строительстве единым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- по скорейшему принятию технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».
Профильному комитету:
- рассмотреть возможность введение системы проверки контрагентов в единую систему строительного комплекса (ЕССК) для комплексной проверки контрагентов на благонадежность;
- проработать возможность частичной компенсации из бюджета на внедрение систем автоматизированной проверки контрагентов на благонадежность непосредственно в учетные системы строительных организаций.
В условиях постоянно меняющегося законодательства, переходе на проектное финансирование необходимо создать механизм более полного диалога общественных организаций с руководством города и профильными комитетами, практически применить норму федерального закона №44-ФЗ об участии общественных организаций в мониторинге проведения конкурсных процедур по госзаказу в сфере строительства.
Предложить Правительствам Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотреть вопрос по созданию Экспертных советов по развитию строительного комплекса.
Рекомендовать СРО строительного комплекса руководствоваться требованиями к страховым компаниям, утвержденным Координационным советом по страхованию в строительном комплексе и Союзом страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада.
В срок до 01 июня 2019 года провести обучение сотрудников банков и застройщиков о страховании строительно – монтажных рисков, в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.12.2018г.
Рекомендовать рассмотреть принятую участниками конференции резолюцию на заседании Правительства Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области.
Резолюция участников XX практической конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области»
ПРОЕКТ
Участники конференции констатируют:
1. Несмотря на определенные сложности, касающиеся экономического кризиса, экономических и политических санкций, изменяющегося законодательства строительная отрасль страны продолжает развиваться.
2. В 2018 году в Санкт-Петербурге введено 3287,2 тыс. кв. м. жилья при плане 3200 тыс. кв. м. Перевыполнение составляет 102,7 %.
3. В Ленинградской области в 2018 году введено 2640,6 тыс. кв. м. жилья, что составляет 117 % к плановому показателю - 2256 тыс. кв. м. ИЖС из общего ввода составило 859,9 тыс. кв. м.
4. В 2018 г Президент России подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором дал поручение Правительству РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ разработать национальные проекты по одиннадцати направлениям, включая «жилье и городская среда». Поставлены цели и сформулированы задачи, которые должны войти в национальные проекты. В частности – обеспечить ипотеку в 8%, нарастить строительство жилья до 120 млн. кв. м. в год.
5. Система саморегулирования и технического регулирования в строительстве продолжает совершенствоваться, вступили в силу ряд Федеральных законов, подготовлены новые законодательные инициативы, повышающие требования к СРО. Ведутся работы по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2027 года.
6. Совершенствуется законодательство, регулирующее жилищное строительство, с целью защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
7. Утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», определены цели, задачи, сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности.
Вместе с тем участники конференции отмечают:
1. Отсутствие единой комплексной системы нормативных документов, отсутствие координации технического регулирования в строительстве единым федеральным органом исполнительной власти. Различные ведомства и технические комитеты зачастую разрабатывают большое количество дублирующих и противоречащих норм.
2. При принятии нормативных правовых актов в строительной сфере продолжается практика игнорирования мнения профессионального сообщества, высказанного в ходе общественного обсуждения проектов документов.
3. До настоящего времени не принят технический регламент ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».
4. Вступил в силу 340-ФЗ. Документ даёт возможность строительным компаниям внести в перечень своей деятельности работы по сносу зданий и сооружений. Это должно быть отражено в выписке члена СРО. Однако, до настоящего времени форма выписки из реестра членов СРО, показывающая право строительным компаниям осуществлять указанную деятельность не утверждена.
5. Не снят запрет для строительных компаний, добровольно покинувшим СРО, в течение года вступать в другую СРО.
6. Принятый Госдумой России Федеральный закон 218-ФЗ существенно изменил устоявшиеся правила работы застройщиков в части осуществления жилищного строительства. В связи с этим увеличиваются риски ухода с рынка жилищного строительства строительных компаний, в основном среднего и малого бизнеса.
7. Недостаточная определенность Градостроительного кодекса и иных законодательных актов по вопросу о членстве застройщика в СРО, отсутствие необходимых подзаконных нормативных актов показывает видимую неправомерность возложения на застройщика ответственности за стройку, если она уже возложена на лицо, осуществляющее строительство - генподрядчика.
8. Регламент ведения Национального реестра специалистов в строительной сфере предъявляет формальные и избыточные требования к специалистам для внесения в реестр. Предложения окружных конференций Санкт-Петербурга и СЗФО об уточнении требований к стажу специалистов и базовому образованию не приняты.
9. Остаются проблемы, связанные с качеством строительства, которое зависит от многих факторов: законодательства, изысканий, проектирования, строительных материалов и технологии строительства объектов. Однако реальные механизмы стимулирования повышения качества и внедрения инноваций в строительной отрасли отсутствуют.
10. В силу прямого действия Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 №№ 1428,1429 исключена возможность исполнения СРО обязанностей по контролю за исполнением членами СРО по договорам подряда с отдельными видами заказчиков (Минобороны России, ФСБ России, СВР России), по контролю за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании по договорам подряда с такими заказчиками, по контролю за исполнением (ненадлежащим исполнением) функций технического заказчика по договорам с такими заказчиками.
11. Отсутствует законодательная база по обеспечению качества и безопасности строительных материалов и изделий. Национальный технический регламент «О безопасности строительных материалов и изделий» не принят. Технический регламент ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» также до настоящего времени также не принят, а проект технического регламента «О безопасности строительной продукции» вызывает много вопросов по качеству его подготовки.
12. Значительный урон строительному бизнесу наносят недобросовестные контрагенты, не исполняющие обязательств по договорам, на этапе ввода объекта в эксплуатацию. С введением ст.54.1 в Налоговый кодекс РФ, строительные организации несут существенные налоговые риски при работе с компаниями, которые налоговыми органами определяются как неблагонадежные.
13. Недостаточно налажено взаимодействие общественных организаций в сфере строительства. Практически отсутствует общественный мониторинг проведения конкурсных процедур по госзаказу.
14. Указанием Центробанка России с 01.01.2019 года установлены новые требования к страховым компаниям. СРО недостаточно информированы о данном изменении и не установили данные требования в своих внутренних документах.
15. С 01.07.2019 года для заемщиков – застройщиков, использующих в своей работе эскроу-счета, проценты по ссуде будут зависеть от уровня их кредитоспособности. Среди показателей, определяющих уровень кредитоспособности, есть обязательное страхование строительно-монтажных рисков. Необходимо выработать единый подход к указанному страхованию между банками, застройщиками и страховщиками.
Участники конференции предлагают:
1. Обратиться в Минстрой России с просьбой выступить с инициативой о необходимости предусматривать разумно длительный переходный период при изменении правовых норм в строительной сфере в связи с инерционностью и большой продолжительностью строительного цикла.
2. Обратиться в Минюст России, Минстрой России, Ростехнадзор, НОСТРОЙ, НОПРИЗ для официального разъяснения о порядке осуществления функций контроля саморегулируемой организацией деятельности своих членов в части договоров, заключенных ими с отдельными видами заказчиков, речь о которых идёт в Постановлениях Правительства Российской Федерации от №№1428, 1429 от 27.11.2017, в условиях действующего законодательства.
3. Обратиться в Минстрой России для получения официального толкования положений законодательства, а именно разъяснения по вопросу о том, требуется ли членство застройщика, осуществляющего свои функции, в саморегулируемых организациях и, если требуется, то на каких условиях
4. Обратиться в Минстрой России, Ростехнадзор России, НОСТРОЙ, НОПРИЗ с вопросом о разработке методических указаний и порядке реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в части:
- адаптации электронного документооборота под строительный комплекс, включая финансовую документацию;
- возможности бюджетной компенсации затрат на интеграцию учетной системы строительной организации с системами электронного документооборота операторов ЭДО;
- организации получения строительными компаниями квалифицированных электронных подписей.
5. Считать целесообразным разработку и утверждение правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области «дорожной карты» по стимулированию повышения качества и безопасности жизни населения, включая все факторы, в том числе качество строительства жилых домов.
6. Обратиться в Минстрой России, НОСТРОЙ, НОПРИЗ по подготовке и внесению изменений в Градостроительный кодекс в части:
- снижения требований к стажу работ специалистов и отмены обязательного профильного высшего образования для внесения их в Национальный реестр специалистов;
- отмены запрета на вступление в течение года после добровольного прекращения членства в СРО в другую СРО.
Предложить Государственной Думе РФ, РСС, РСПП, ТПП ускорить приведение в надлежащий порядок законодательной базы по требованиям к строительным материалам и изделиям.
7. Профильным ведомствам и профессиональным общественным организациям провести работу:
- по созданию единой комплексной системы нормативных документов, координации технического регулирования в строительстве единым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
- по скорейшему принятию технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».
Профильному комитету:
- рассмотреть возможность введение системы проверки контрагентов в единую систему строительного комплекса (ЕССК) для комплексной проверки контрагентов на благонадежность;
- проработать возможность частичной компенсации из бюджета на внедрение систем автоматизированной проверки контрагентов на благонадежность непосредственно в учетные системы строительных организаций.
В условиях постоянно меняющегося законодательства, переходе на проектное финансирование необходимо создать механизм более полного диалога общественных организаций с руководством города и профильными комитетами, практически применить норму федерального закона №44-ФЗ об участии общественных организаций в мониторинге проведения конкурсных процедур по госзаказу в сфере строительства.
Предложить Правительствам Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассмотреть вопрос по созданию Экспертных советов по развитию строительного комплекса.
Рекомендовать СРО строительного комплекса руководствоваться требованиями к страховым компаниям, утвержденным Координационным советом по страхованию в строительном комплексе и Союзом страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада.
В срок до 01 июня 2019 года провести обучение сотрудников банков и застройщиков о страховании строительно – монтажных рисков, в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.12.2018г.
Рекомендовать рассмотреть принятую участниками конференции резолюцию на заседании Правительства Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области.
СтройСоюз
Поделиться: