Госэкспертиза в 2020 году: законодательные новеллы и правоприменительная практика

   13 апреля 2020, 11:35
В конце 2019 года – начале 2020 года вступили в силу правовые акты, которые повлекли за собой изменение целого ряда норм, регулирующих градостроительную деятельность. Среди них – Градостроительный кодекс Российской Федерации, Положение об организации и проведении государственной экспертизы, Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы и др.
Указанные выше изменения связаны со вступлением в силу с 25 декабря 2019 года отдельных положений Федерального закона от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 28 декабря 2019 года – Федерального закона от 27.12.2019 № 472-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и с 17 января 2020 года – постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

С целью информирования субъектов строительной отрасли о данных новеллах Санкт-Петербургский Центр государственной экспертизы провел серию разъяснительных семинаров и круглых столов. В рамках данных мероприятий специалисты экспертного учреждения рассказали об изменениях в порядке организации и проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

С начала года мероприятия, организованные Центром государственной экспертизы, посетило свыше 200 специалистов в области проектирования и строительства, среди которых были как представители государственных застройщиков, так и ведущие девелоперы региона.

Центр государственной экспертизы планирует продолжить очные и онлайн-встречи с представителями профессионального строительного сообщества по вопросам актуализации нормативных правовых актов, связанных с экспертной деятельностью.

В настоящей статье рассмотрены основные нововведения указанных выше нормативных актов, которые позволят застройщику, техническому заказчику

и проектной организации сориентироваться в подготовке к прохождению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Экспертное сопровождение

Федеральный закон от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ ввел в правоприменительную практику институт экспертного сопровождения. Экспертное сопровождение является формой оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, ранее получившую положительное заключение экспертизы, требованиям технических регламентов, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий. Решение о прохождении экспертного сопровождения принимает застройщик или технический заказчик.

Внедрение института экспертного сопровождения направлено на упрощение процедур, связанных с рассмотрением и оценкой экспертными организациями изменений, внесенных в проектную документацию в ходе реализации объекта капитального строительства.

Процедура экспертного сопровождения определена Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы.

Ирина Косова, директор СПб ГАУ «ЦГЭ»:

– Экспертное сопровождение будет осуществляться нами только в отношении той документации, которая ранее получила положительное заключение именно в нашей организации. Договор с заявителем заключается на один год с возможностью его пролонгации. Для удобства наших заявителей мы уже разработали инструкцию по временному порядку подачи документации для оказания услуг по экспертному сопровождению, а также все типовые формы договоров и заявлений о проведении данной услуги. С данными документами можно ознакомиться на сайте Центра.

Стоимость проведения экспертного сопровождения определяется в размере 30% от размера платы за проведение первичной государственной экспертизы (за каждый год экспертного сопровождения).

Стоит отметить, что экспертное сопровождение выполняет организация, проводившая первичную экспертизу проектной документации. В ходе экспертного сопровождения на основании обращений заявителя как выдаются «промежуточные» экспертные заключения о подтверждении соответствия установленным требованиям изменений, внесенных в отдельные разделы проектной документации, так и может быть выдано заключение по результатам экспертного сопровождения («итоговое», «окончательное» заключение) с регистрацией его в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Срок рассмотрения изменений проектных решений в отношении отдельных разделов проектной документации с выдачей «промежуточных» экспертных заключений составляет от 10 до 20 рабочих дней (в зависимости от объема представленной заявителем документации).

Срок выдачи заключения по результатам экспертного сопровождения составляет 15 рабочих дней, а при необходимости дополнительной проверки достоверности определения сметной стоимости – 35 рабочих дней.

Необходимо заметить, что согласно разъяснениям Минстроя России только «итоговое» заключение по результатам экспертного сопровождения, зарегистрированное в ЕГРЗ, может быть использовано застройщиком в целях получения ЗОС и последующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Юлия Гасюк, заместитель директора – начальник юридического управления СПб ГАУ «ЦГЭ»:

– Экспертное сопровождение является новым регулирующим механизмом в области градостроительной деятельности и призвано повысить эффективность взаимодействия застройщиков, проектных и экспертных организаций на этапе архитектурно-строительного проектирования и реализации объектов капитального строительства. Для получения данной услуги заявителю необходимо выполнить три простых действия: подать электронное заявление, заключить договор и представить заявку на проведение оценки соответствия проектной документации техническим регламентам в рамках экспертного сопровождения.

Новый порядок представления документов на государственную экспертизу

С января 2020 года актуализирован перечень сведений и документов, представляемых заявителями для проведения государственной экспертизы.

Так, с 17 января 2020 года заявителю необходимо указать в заявлении о проведении государственной экспертизы сведения о кадастровом номере

земельного участка, номере и дате выдачи ГПЗУ и/или ППТ. Кроме того, заявителю необходимо указать полный перечень источников финансирования, а также функциональное назначение объектов экспертизы. Для объектов с бюджетным финансированием требуется приложить решение по объекту капитального строительства, принятое уполномоченными органами.

Для проведения государственной экспертизы в установленных случаях также потребуются: ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах; положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы; положительное заключение государственной экологической экспертизы; положительное сводное заключение о проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием.

В случае принятия решения об отказе в приеме документов, представленных на государственную экспертизу, заявитель уведомляется о таком решении в течение двух рабочих дней со дня поступления документов в организацию по проведению государственной экспертизы.

При этом, согласно действующей редакции Положения об организации и проведении государственной экспертизы, возможность устранения заявителем выявленных недостатков по комплектности при проверке представленной документации исключена.

Изменения коснулись также порядка и расчета стоимости экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости без проведения оценки соответствия технической части проектной документации.

Виктория Марич, начальник управления по работе с заказчиками СПб ГАУ «ЦГЭ»:

– За проведение государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости, осуществляемой без проведения оценки соответствия технической части проектной документации, с 17 января 2020 года взимается плата в размере 20% стоимости государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, рассчитанной на день представления документов для проведения государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427, ранее регулировавшее стоимость проведения проверки достоверности определения сметной стоимости, утратило силу в начале текущего года.

Иные изменения в части проведения государственной экспертизы

Важные изменения внесены в регулирование проведения государственной экспертизы в отношении работ по капитальному ремонту. Так, с 17 января текущего года документация по капитальному ремонту объектов капитального строительства может быть представлена на государственную экспертизу исключительно в случаях, указанных в пункте 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы, и только в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Кроме того, были расширены полномочия региональных экспертных организаций по рассмотрению объектов с федеральным финансированием.

Виталий Потехин, начальник отдела правового обеспечения СПб ГАУ «ЦГЭ»:

– С 17 января 2020 года государственные региональные экспертные организации получили право проводить экспертизу объектов, которые финансируются с привлечением средств федерального бюджета, с оговоркой о том, что в таких случаях необходимо, чтобы такой объект являлся собственностью соответствующего субъекта. Право проведения государственной экспертизы в отношении уникальных, особо опасных и других объектов, перечисленных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осталось за федеральными экспертными учреждениями.

Также согласно поправкам в Градостроительный кодекс Российской Федерации статья 48 дополнена частью 11.1, которая допускает подготовку проектной документации линейного объекта до утверждения документации по планировке территории. При этом представление такой документации на экспертизу допускается исключительно после утверждения указанной градостроительной документации.

Максим Цепа, начальник отдела нормативно-методического обеспечения СПб ГАУ «ЦГЭ»:

– Внесенные законодателем изменения направлены на оптимизацию и стандартизацию процессов организации и проведения государственной экспертизы и в целом государственных услуг в сфере строительства.

Рубрика «Вопрос – ответ»

1. Возможна ли выдача заключения по результатам экспертного сопровождения ранее установленного годичного срока?

В соответствии с пунктом 45(8) Положения об организации и проведении государственной экспертизы срок направления (вручения) заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения не может превышать 15 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы заявления, указанного в подпункте «а» пункта 17(4) указного выше Положения (в случае соответствия сметной стоимости), и 35 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы документов, указанных в подпункте «б» пункта 17(4) Положения (в случае необходимости проведения проверки достоверности определения сметной стоимости).

Таким образом, заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения может быть выдано ранее установленного годичного срока проведения экспертного сопровождения.

При этом необходимо отметить, что правоотношения сторон по экспертному сопровождению после выдачи заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения прекращаются.

2. Можно ли провести государственную экспертизу в Санкт-Петербурге, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости, если объект находится в другом субъекте, например в Ленинградской области?

Частью 4.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором

планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

В данной части речь идет об объектах, проведение государственной экспертизы в отношении которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

Таким образом, государственная экспертиза (в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости) проводится по месту нахождения земельного участка, поэтому Санкт-Петербургский Центр государственной экспертизы не имеет полномочий на ее проведение в отношении объекта капитального строительства, размещенного или планируемого к размещению на территории другого субъекта, в том числе на территории Ленинградской области.

3. В каких случаях требуется повторное прохождение экспертизы измененной проектной документации, а в каких случаях заказчик может обойтись экспертным сопровождением?

В случае внесения изменений в проектную документацию заказчик самостоятельно вправе принимать решение о направлении ее для проведения повторной экспертизы или экспертного сопровождения.

4. Сколько заключений выдается по одному договору на экспертное сопровождение?

В соответствии с нормами Положения об организации и проведении государственной экспертизы в ходе экспертного сопровождения выдаются заключения по результатам оценки соответствия (промежуточные заключения), по результатам экспертного сопровождения – заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, подлежащее включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Количество заключений в рамках экспертного сопровождения (промежуточных заключений) в ходе экспертного сопровождения действующим законодательством Российской Федерации не ограничено.

Заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения выдается экспертной организацией единожды в установленный срок после получения соответствующего заявления заказчика, при этом правоотношения сторон по экспертному сопровождению прекращаются.

5. Если поменялась нормативная база с момента получения положительного заключения экспертизы, по каким нормам проводится повторная экспертиза?

Согласно положениям части 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации повторная экспертиза проводится на соответствие требованиям, примененным при первоначальном проведении экспертизы проектной документации, по результатам которой было получено положительное заключение экспертизы проектной документации (в случае если первоначально проектная документация рассматривалась с учетом иных положений части 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кто строит в Петербурге
Поделиться:
Косова
ГАУ ЦГЭ
законодательство
негосударственная экспертиза

{{articles.header}}

{{results}}