Екатерина Медведева: «Даже при возведении воздушных замков стоит проверять качество строительных материалов и кладки»

   29 сентября 2021, 14:50
За последние десять лет количество коммерческих строительных лабораторий в Санкт-Петербурге заметно увеличилось. Не столько о количественных, сколько о качественных изменениях на рынке, о необходимости исследовать полуфабрикаты не только в магазине, о любви к кирпичам петровской эпохи, о возможности творить дожди и ветра и о том, почему не исчезают полулегальные лаборатории, рассказывает Екатерина Медведева, руководитель Испытательного Центра ГК «Глобал ЭМ».

Рынок услуг строительных лабораторий, конечно, не такой динамичный, как, например, IT. Здесь не случаются ежедневные прорывы. Но тем не менее, какие события и факты повлияли на его развитие за последние 10-15 лет?

Я работаю на рынке с середины 2000-х годов, начинала на производстве и хочу сказать, что работа по оценке качества продукции в производственных лабораториях всегда была поставлена грамотно. И сегодня уважающий себя владелец даже небольшого кирпичного, бетонного, железобетонного завода имеет собственную лабораторию. Поэтому, в большинстве случаев, можно быть уверенными в качестве выпускаемой продукции, которая поступает на строительную площадку с соответствующим документом о качестве.

Однако всегда существовали человеческий фактор на производстве, а также, простите за прямоту, последующая фальсификация документов. К тому же непосредственно на площадке было некому должным образом принимать строительные материалы.

В Петербурге только испытательные центры при госуниверситетах, как ИЦ Прочность при «Университете путей сообщения» или СПб ГАСУ, имели возможность компетентно произвести приемку и подтвердить соответствие качеству. Но работать с ними и тогда, и сейчас было сложно из-за бюрократических проволочек. Поэтому в городе, примерно в 2010-2012 годах стали появляться гибкие, мобильные коммерческие лаборатории, которые могли среагировать на потребность заказчика в обследовании буквально за час.

Наш Испытательный Центр появился не столько как вариант быстро запустить востребованный бизнес, сколько как ответ на очевидные проблемы. Дело в том, что специалисты проектного и строительного подразделений компании все чаще стали сталкиваться и с поддельными документами, и с некачественными работами из-за поставки некачественных материалов. Было принято решение о создании собственной испытательной лаборатории. Мы закупили оборудование, получили государственную аккредитацию и начали работать.

Почему же так важно обследовать строительные материалы на площадке еще до начала производственных работ?

Сегодня самым востребованным строительным материалом является бетон, который по сути является полуфабрикатом. Пожалуй, здесь уместно провести аналогию с пельменями из магазина. Они могут быть самыми лучшими, но будут ли они вкусными, зависит от того, как вы их сварите. С бетоном - точно также. От того, насколько правильно его уложили, провибрировали, уплотнили и осуществили уход за конструкцией после изготовления, зависит качество фундамента, перекрытия или стены.

Если работы произведены некачественно, это будет понятно после снятия опалубки по следам недоуплотнений, раковинам, кавернам. Но в этом случае уже поздно предъявлять претензии поставщикам, поскольку не было акта входного контроля поступившего материала. Поэтому столь важно, чтобы специалист лаборатории проверял качество смеси при поступлении. Если она не удовлетворяет качеству, то ее еще можно вернуть производителю и обосновать возврат.

В акте обязательно отображают качественные характеристики бетонной смеси, ее температуру в зимний период, подвижность, объем вовлеченного воздуха, время поставки и разгрузки «миксера». Это не документ о качестве, который приходит с бетоном, это документ, который заполняют на площадке непосредственно во время поставки.

Важность акта входного контроля редко понимают, к тому же этот вид проверки сегодня является необязательным. Чаще всего к нам обращаются за этой услугой иностранные застройщики, работающие на рынке Санкт-Петербурга. К примеру, при работе на «ЗСД», на каждые 50 кубов бетонной смеси, лаборатории завода и генподрядчика встречались и подписывали акт входного контроля. Это позволило оперативно исключить «бракованные конструкции» и увеличить темпы строительства, поскольку вопросы качества сооружений исключались из повестки дня производственных совещаний.

Тоже самое можно сказать и о кирпиче. Прибывшая на разгрузку лаборатория осуществляет отбор образцов в соответствии с ГОСТом 530-2012 и составляет акт. Входной контроль позволяет проверить соответствие всех параметров, в том числе внешнего вида: ширина, длина, высота. Это не просто бумажка, которую нужно приложить к исполнительной документации, а документ, который подтверждает или опровергает качество материала, поставленного на площадку. Это особенно важно для предъявления претензии и досудебного, а в отдельных случаях и, судебного разбирательства.

В данном случае, к сожалению, подрядчики привыкли доверять поставщикам и сертификатам. А я скажу, что нужно доверять, но проверять. Это вообще мой лозунг по жизни. Даже при возведении воздушных замков стоит проверять качество строительных материалов и кладки. По одной простой причине. Мы должны быть уверены, что строим на века.

Вашу профессию нельзя назвать самой романтической, но все же помечтайте о том, какие еще виды обследования вы хотели бы сделать обязательными? Те, что принесут ощутимый рост качества строительства.

Сегодня минимально обязательный набор – это контроль уплотнения основания, проверка грунтов под фундаменты, контроль сплошности буронабивных свай, неразрушающий контроль прочности бетона с установлением градуировочной зависимости и визуальный измерительный ультразвуковой контроль сварных соединений.

Мне бы хотелось добавить к этому списку периодические виды испытаний, например, на водонепроницаемость и морозостойкость кирпича и бетона. Водонепроницаемость материалов важна для нашего региона, где существуют и повышенная влажность, и высокий уровень грунтовых вод, а значит постоянная угроза проникновения воды извне внутрь помещений. Морозостойкость – тоже немаловажный показатель. Он означает долговечность. Но сколько циклов замораживания и оттаивания может выдержать та или иная конструкция, никто и никогда не проверяет. За исключением бетонного завода, а точнее добросовестного бетонного завода. Но чаще такие бумаги составляются просто для галочки.

В нашей лаборатории есть климатическая установка, которая позволяет в автоматическом режиме определить количество циклов замораживания и оттаивания попеременно, без присутствия человека. Помимо холода в 55 градусов и жары в 55 градусов, в установке можно воспроизвести любое природное явление: солнце, ветер, дождь, снег. Все эти факторы негативно сказываются на долговечности материалов и здания в целом. А в камере проверить можно любой материал: от декоративной облицовки, что помогает защищать стены, до куска поребрика, что всеми силами сдерживает асфальт от расползания.

Поэтому нашу работу вполне можно назвать романтичной - мы творим стихии, а это дано далеко не каждому, ведь климатическая установка в нашей лаборатории – одна из немногих в городе.

Вам приходится сталкивать не только с строительными материалами, но и с разными зданиями? В какую эпоху строили лучше? До революции, в советское время или, может быть, сегодня?

Строили неплохо всегда. Но если визуально видно, что один дом какой-то эпохи сохранился лучше другого, то можно сразу делать вывод о качестве материалов.

Однако небольшую оду кирпичам из петровских времен спеть все-таки хочется. Мы много занимается объектами культурного наследия, и тот кирпич, который попадает ко мне на испытания из «петровских времен», иногда, превосходит своими характеристиками современные. Возможно он не соответствует каким-то сегодняшним стандартам, но показатели прочности, морозостойкости, изгиба, водопоглощения на очень высоком уровне. Дома из такого кирпича простоят еще лет двести, несмотря на то, что их эксплуатируют уже не одну сотню лет.

А вот ситуация наоборот. В 90-е годы активно использовали железобетон, а в начале 2000-х и когда на Пикалевском цементном заводе начались массовые протесты, качество и количество сырья на рынке резко упало. Пока власти решали судьбу предприятия, на Северо-Западе ощущался жесткий дефицит цемента. Сложно было оперативно отыскать качественный продукт, нельзя было открыть дублирующий завод в короткие сроки, поэтому приходилось искать что-то на рынке извне. В тот момент к нам шел латвийский, китайский, немецкий цемент. Не все они были удовлетворительными, но приходилось выкручиваться. Строительство не остановилось, но сколько простоят дома, построенные в этот период, предсказать не возьмусь.

А не тогда ли начали массово появляться поддельные сертификаты качества и полулегальные лаборатории, которые их выдавали?

Такие лаборатории были всегда, а в последнее время их количество только увеличивается. С одной стороны, это говорит о возрастающем спросе на наши услуги, здесь бы порадоваться. Но государство эту сферу регулирует слабо. Аккредитацию они получают в добровольном порядке и конкурировать с их заведомо заниженными ценами становится все сложнее.

Им не надо покупать и ежегодно поверять дорогостоящее оборудование, которое требуется иметь и содержать лаборатории, получившей госаккредитацию. Им не надо содержать штат квалифицированных специалистов или доказывать кому-то свой опыт в обследовании материалов, конструкций, зданий. Да и сами обследования можно проводить вполсилы. И от заказчиков отбоя нет, ведь застройщики всегда и все считают, до последнего рубля и, конечно «покупаются» на недорогие предложения.

А ведь многие заказчики просто недостаточно компетентны и считают, что та или иная бумага нужна лишь для галочки. Но для любого экспертного заключения требуются сведения, которые получить можно только в результате испытания или вскрытия, пусть и неполноценного. Нет сведений – нет точных расчетов в дальнейшем, нет правильного решения о строительстве, реконструкции, эксплуатации объекта, велик риск перенагрузить здание, что приведет, безусловно, к плачевному результату.

Согласно статье 327 УК РФ изготовление поддельных документов, особенно в случаях, когда они прямо влияют на безопасность, карается лишением свободы сроком на два года. Но это никого не останавливает.

Любой застройщик может самостоятельно и очень просто проверить подлинность аккредитации строительной лаборатории. По ИНН компании, в электронном реестре на сайте Национальной системы аккредитации (ФСА). Давайте надеется, что ситуация измениться, ведь именно строительные лаборатории должны стоять на страже качества.

Поделиться:
ГЭМ
контроль качества

{{articles.header}}

{{results}}