Строительство и госзаказ: сложности законодательства

   30 ноября 2021, 11:16
Не секрет, что многие коммерческие компании стремятся получить заказы от государ­ства (а некоторые вообще работают только с государственным заказом). В первую очередь потому, что подобные заказы законодательно защищены от разных рисков, они более стабильны и при выполнении всех условий и требований приносят исполнителю гарантированный доход.
Что особенно важно в периоды экономических потрясений и нестабильности. Известны примеры, когда коммерческие компании, находившиеся фактически на грани исчезновения, благодаря вовремя полученному госконтракту не только вставали на ноги, но и начинали активно развиваться.

Разумеется, представители не всех сфер деятельности имеют возможность поработать с государственными предприятиями — тут очень многое зависит именно от специфики предоставляемых услуг. Но есть и другие сферы, игроки которых как раз активно и часто взаимодействуют с госорганами. Например, строительная отрасль — даже многие крупные игроки рынка готовы заниматься строительством общественных и социальных объектов по заказу государства, хотя на выходе это может принести и меньшую выгоду, чем при возведении жилых домов или коммерческих объектов. Зато нет необходимости параллельно со строитель­ством прорабатывать вопросы получения прибыли от строящихся зданий. То же самое во многом касается и компаний, которые выполняют отдельные работы — например, проектирование объектов, прокладку инженерных сетей или строительство дорог.

Но при всех плюсах работы с государ­ственным заказом многие игроки отмечают, что приходится сталкиваться и с достаточным количеством сложностей. И в первую очередь эти сложности происходят из-за законодательства, точнее, некоторых аспектов, заложенных в федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.05.2013 (более известный как 44-ФЗ). Стоит отметить, что этот закон является достаточно сложным не только для исполнителей, но и для заказчиков — многие органы власти вынуждены регулярно проводить для своих сотрудников обучение, чтобы они могли ориентироваться в этом законе.

Негативные аспекты закона о закупках

Одной из самых значимых сложностей эксперты, регулярно работающие с госзаказом в сфере строительства и рекон­струкции инженерных коммуникаций, называют низкое качество проектно-сметной документации, на основании которой реализуется контракт. Как правило, по их словам, с момента окончания проектно-изыскательских работ до заключения договора на строительно-монтажные работы проходит не менее 2–3 лет. По­этому к моменту размещения конкурсной процедуры проектная документация становится неактуальной как с точки зрения проектных решений, так и с точки зрения ценообразования, так как коэффициенты-дефляторы, с помощью которых сметная стоимость пересчитывается в текущие цены, не компенсируют разницу в росте стоимости материалов и работ. Например: стоимость шпунта, переведённая в текущие цены из цен 2016 года с помощью коэффициентов-дефляторов, отличается от рыночной более чем на 20%.

Кроме того, на данный момент есть только четыре основания для продления сроков контракта на строительно-монтажные работы. Например, возможность изменения сроков может быть предусмотрена контрактом, но в контрактах на строительно-монтажные работы почти всегда данный пункт отсутствует. Ещё вариант — если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий, то эти условия могут быть изменены на основании решения субъекта РФ. Кроме того, при уменьшении ранее доведённых до государственного или муниципального заказчика — как получателя бюджетных средств — лимитов бюджетных обязательств. В этом случае в ходе исполнения контракта обеспечивается согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения.

Подробнее в материале DP.RU. 

Деловой Петербург
Поделиться:
стоительство
госзаказ
госконтракты

{{articles.header}}

{{results}}